Проекция на регион-2
В поселке Дзержинский, территориально относящемуся к Ровеньковскому городскому совету, 15 марта 2009 года прошли внеочередные выборы председателя поссовета. Предыдущий поселковый голова написал заявление об уходе по личным причинам. Претендентов на кресло поселкового головы было 11. Но прошел месяц, а кандидаты до сих пор борются в судах.
Накануне выборов, как уже писал «Восточный вариант», суд отменил регистрацию кандидата от Партии регионов Валентины Чередниченко. Причем, причина была далека от политической, скорее она в недоработке тех, кто занимался организацией процесса. Так, кандидата на пост председателя поссовета Дзержинского Чередниченко выдвигала конференция городской организации Партии регионов. Тогда как в 34-й статье Закона Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых и городских голов» сказано, что право выдвигать кандидатов на пост поселкового председателя имеют районные организации политических партий. Тот, кто писал этот закон, явно не знает, что в Донбассе есть масса городов, в которые территориально входят не только поселки, но и города поменьше. Закон может быть и плох, но это не повод его игнорировать. 13 марта – то есть в пятницу, за 1,5 суток до голосования – суд отменил регистрацию кандидата Чередниченко на основании этого недочета ПР и обязал избирком поставить напротив ее фамилии в бюллетене отметку «Выбыл». Иск в суд подали сторонники другого кандидата – Константина Кравченко (он является членом Народной Партии, но в выборах участвовал как самовыдвиженец из-за все той же неувязки в законодательстве).
Накануне голосования решение суда в комиссию передать не смогли – секретарь совета отказывалась его принять, хотя это входит в круг ее прямых обязанностей. Таким образом, 15 марта состоялось голосование, и уже 16 марта около полуночи комиссия признала победителем выборов Валентину Чередниченко. В день голосования кворума в комиссии не было, из-за чего представители других кандидатов сделали вывод, что председатель комиссии сам принял решение уклониться от исполнения решения суда.
На следующий день, 17 марта, решение избиркома было обжаловано в суде представителями Константина Кравченко, который, к слову, отстал от победительницы всего на 150 голосов. Но исполняющий обязанности главы Ровеньковского городского суда Евгений Кулыгин направил жалобщиков в Луганский окружной административный суд, и в тот же день жалоба была подана туда. На следующий день окружной админсуд вернул документы в Ровеньки – такие документы подлежат рассмотрению в местном суде. Первое заседание было назначено на 20 марта.
Рассмотрение дел, связанных с выборами, имеет определенную специфику, и ключевой фактор тут – сроки. Как правило, на обжалование дается два дня, на рассмотрение – не больше пяти.
Первая коллегия судей Ровеньковского горсуда, которой поручили рассмотрение дела, заявила самоотвод. Причина тут правовая – коллегия в таком составе принимала решение об отмене регистрации кандидата Чередниченко, и поэтому не могла рассматривать иск об отмене результатов голосования, потому что первое дело прямо связано со вторым. Из-за этого рассмотрение перенесли на 23 марта. Во вторую коллегию судей вошел уже и и.о. председателя горсуда Кулыгин. После многочасового судебного марафона, в ходе которого, как считает заместитель руководителя областной организации Народной Партии Дмитрий Монастырский, неправомерность действий избиркома была доказана, судьи удалились в совещательную комнату. И после 3,5 часов совещания отказали в удовлетворении иска… из-за того, что истцы пропустили сроки обжалования. Это решение суда сразу же было обжаловано в Донецком апелляционном административном суде. Донецкий окружной административный суд признал, что со сроками все было нормально и вернул дело в Ровеньки.
На 27 марта Ровеньковский горсуд назначает новые слушания. И снова все сначала – документы, свидетели, возражения и так далее. В финале судебного заседания председатель территориальной избирательной комиссии Виктор Веревка объявляет судьям отвод, и они, как говорит Монастырский, «безропотно соглашаются», что, впрочем, для служителей Фемиды не характерно.
Таким образом, лимит судей в Ровеньках был исчерпан – их там всего 9, в коллегию входят трое. Поскольку ни один из местных судей теперь права рассматривать дело не имеет, материалы переезжают в Свердловский горсуд. Представители истцов даже этому рады – ведь ровеньковские власти, прямо заинтересованные в результатах рассмотрения дела, на свердловских судей такого влияния, как на местных, не имеют. 6 апреля дело слушали уже в Свердловске. Представители Кравченко настаивают на том, что руководитель избиркома знал о судебном решении об отмене регистрации Валентины Чередниченко кандидатом на пост поселкового головы, но из списка кандидатов ее не вычеркнул, а значит, есть все основания для того, чтобы признать выборы не состоявшимися. Суд 7 апреля признал действия территориальной избирательной комиссии незаконными и отменил результаты выборов. 9 апреля председатель теризбиркома Виктор Веревка подает апелляцию на решение Свердловского горсуда, но по состоянию на 14-00 10 апреля материалы дела в Донецк не были переданы, как и не был назначен судья-докладчик. Не получила копию апелляционной жалобы и вторая сторона по делу – представители Константина Кравченко. Прокуратура же отказала им в возбуждении уголовного дела против руководителя теризбиркома В. Веревки за сознательное невыполнение решения суда. Этот отказ также намерены обжаловать в суде.
Марина Дарницкая