Проекция на регион
Поселок Дзержинский, относящийся к Ровеньковскому городскому совету, – чрезвычайно маленькая точка на карте – здесь проживают немногим более восьми тысяч человек. И кто бы мог подумать, что такое, казалось бы, не очень значительное событие, как выборы местного поселкового головы, будет сопровождаться не менее жаркими баталиями, чем решение глобальных для страны политических вопросов.
Вначале, правда, бури ничто не предвещало. В прошлом году Александр Перец, занимавший эту должность, написал заявление с просьбой досрочно освободить его от выполнения обязанностей главы Дзержинского в связи с ухудшившимся состоянием здоровья. Просьбу удовлетворили и назначили досрочные выборы, определив их дату – 15 марта.
Дальше все покатилось по привычной схеме: выдвижение кандидатов, их регистрация… Конкуренция оказалась довольно жесткой – борьбу за симпатии электората начали 11 претендентов. 10 из них были самовыдвиженцами, а вот одиннадцатого, точнее одиннадцатую, – нормировщика шахты им. Дзержинского Валентину Чередниченко – кандидатом на пост поселкового головы выдвинула городская организация Партии регионов. В избирком были, как и полагается, представлены соответствующие документы, и территориальная избирательная комиссия под председательством Виктора Веревки В. Чередниченко зарегистрировала. Хотя не должна была. Поскольку в 34-й статье Закона Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной республики Крым, местных советов и сельских, поселковых и городских голов» в перечне имеющих право выдвигать кандидатов на пост поселкового головы названы районные партийные организации, городским же такие полномочия даны лишь в отношении кандидатов на пост главы города. Такая вот получилась «дыра» в законодательстве – скорее всего, авторы законопроекта не учли того, что есть поселки, входящие в структуру городских, а не районных советов. Но, тем не менее, закон есть закон, и его требования необходимо выполнять. Этого территориальной избирательной комиссией сделано не было – скорее всего, по недосмотру. Так же «недочитали» закон и в городской организации Партии регионов. Либо просто решили рискнуть – ведь для кандидата идти на выборы «под брендом» ПР – политической силы, рейтинг которой в нашем регионе очень высок, – куда выигрышней, чем обычным самовыдвиженцем.
Однако нашлись люди, которые прочитали закон куда внимательнее. От имени другого кандидата – Константина Кравченко был подан иск в суд о признании регистрации В. Чередниченко противоречащей закону.
Для такого шага нужны основания – то есть либо официальная публикация в СМИ сообщения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, либо копия протокола о регистрации… Информация о регистрации в газетах была, со ссылкой на председателя избиркома В. Веревку, однако она была оформлена как обычная газетная публикация, а вовсе не как официальный документ. Копии же протоколов о регистрации, несмотря на ряд запросов, доверенные лица К. Кравченко так и не получили – их неоднократные обращения по этому поводу члены избирательной комиссии просто проигнорировали…
Однако иск в суд все же был подан и принят к рассмотрению.
События, которые произошли после этого, вполне могут быть положены в основу политического боевика. Несколько дней секретарь суда не могла вручить повестки представителям комиссии, поскольку ее помещение удручающе пустовало – не было на месте ни председателя, ни секретаря, ни даже обычного дежурного, хотя это тоже противоречит требованиям закона.
В день, предшествующий заседанию, которое было назначено на 13 марта, представителям исполнительной службы пришлось не один час «подпирать стены» у входной двери избиркома, но ожидание таки увенчалось успехом – наконец, прибыл дежурный, которому и была вручена повестка.
Удача вроде бы улыбнулась представителям ГИС дважды – выходя из здания поссовета, где находится избирательная комиссия, они буквально наткнулись на «спорного кандидата», но когда В. Чередниченко сообщили, что она вызывается в суд в качестве представителя третьей стороны, женщина… резко развернулась и стала с максимально возможной скоростью «уходить огородами». Догнать ее судебным исполнителям так и не удалось.
Надо ли говорить, что на судебное заседание ни В. Веревка, ни В. Чередниченко не прибыли. Пришла секретарь комиссии Валентина Стойловская, но у нее при себе не оказалось надлежащим образом оформленного документа, подтверждающего ее полномочия. Таким образом, слушания проходили в отсутствие ответчика. Третью сторону представляли председатель городской организации Партии регионов А. Кучеренко и юрист из Луганска. Через некоторое время они попросили «тайм-аут», а после перерыва… исчезли в неизвестном направлении.
Коллегия городского суда в составе С. Ладыченко, А. Шумченко, Н. Ибадовой вынесла решение: иск удовлетворить, признать регистрацию кандидата на пост поселкового головы В. Чередниченко не соответствующей закону. Поскольку решение суда, связанное с выборами, вступает в силу немедленно, комиссия должна была в оставшийся до выборов день внести необходимые изменения в избирательный бюллетень. Но не сделала этого.
Естественно, журналисты задали В. Веревке вопрос: почему не исполнено решение суда? На него у Виктора Владимировича оказалось три варианта ответа, которые он использовал в разное время. Сначала он заявил, что решение суда не было доставлено в избирком надлежащим образом, поэтому у него не было оснований для изменения бюллетеня. Через некоторое время сказал, что ни о каком суде понятия не имеет и вообще не знает, о чем речь. И, наконец, уже 16 марта, после заседания теризбиркома, на котором были объявлены итоги выборов, В. Веревка озвучил следующую версию. Документы были доставлены в комиссию непосредственно перед началом выборов, то есть утром 15 марта. Рассмотреть их не было возможности, поскольку большая часть членов комиссии находилась на участках, кворум же собрался только 16-го числа в 0.45, выборы к тому времени уже состоялись. Так что, извините, дорогие товарищи, опоздали вы с вашими исками!..
Все это вызывает, мягко говоря, недоумение. То, что Виктор Веревка говорит неправду, доказывается, как говорится, «на счет раз». Есть акт, составленный доверенными лицами К. Кравченко о том, что решение суда было доставлено ими (в субботу исполнительная служба не работала) в избирком утром 14 марта, но В. Стайловская отказалась его принять. На что рассчитывали члены избиркома, избирая тактику откровенного пренебрежения нормами закона? На то, что, если они сделают вид, что никакого решения суда не было, оно вдруг исчезнет, как по мановению волшебной палочки? Особенно грустно от того, что из-за некомпетентности Виктора Веревки и его коллег по избиркому, которых закон обязывает обеспечить проведение выборного процесса в рамках правового поля, пострадали и кандидат Валентина Чередниченко, которую многие дзержинцы характеризуют как энергичного, грамотного, инициативного человека, и престиж влиятельной политической силы, и, разумеется, жители поселка, которые отдали за ее представителя свои голоса. Городской суд своим решением запретил обнародование информации об итогах выборов, и есть большая вероятность того, что они будут отменены – соответствующий иск в суд уже подан.
Ну, и нельзя не сказать о самом голосовании, которое было организовано из рук вон плохо. Многих жителей поселка сбило с толку то, что на приглашениях крупным шрифтом был указан режим работы комиссии – с 10 до 14 часов, а время голосования – с 8 до 22 часов – очень мелким и в неудобном месте, многие его просто не заметили и на участки после двух не пошли, посчитав, что опоздали. Во-вторых, никто не позаботился о том, чтобы жителям отдаленных районов поселка (а территория его весьма «разбросана»), среди которых много пожилых людей, было удобно добраться до избирательных участков. И вот итог – в голосовании приняли участие всего 34% избирателей, немногим более двух тысяч человек.
Ирина САФОННИКОВА