«Платеж отклонен»: почему переселенцы с Донетчины и Луганщины сталкиваются с банковскими проблемами из-за прописки?

“Платеж отклонен” — именно это иногда могут увидеть жители из Донецкой и Луганской области в банковском приложении. Операторы из контакт-центра объясняют, что дело может быть в прописке. Система считывает Донецкую и Луганскую области, как временно оккупированные россией, из-за чего и возникает такая проблема.
Восточный Вариант попытался разобраться, почему такое случается и как можно решить ситуацию.
“Ваша область оккупирована”
Проблема финансовых переводов для переселенцев из Донецкой и Луганской областей, а также Республики Крым началась еще с 2014 года. И если в Украине банки могли определять временно оккупированные (ВОТ) и неоккупированные территории, то зарубежная система не видит “линии разграничения” и может считать всю территорию областей оккупированной. Следовательно — не пропускает платежи.
С такой проблемой могли столкнуться как физические лица, так и юридические. Например, при получении иностранного гранта или перевода.

При переводах из-за границы банки-посредники (отправители) действительно могут приостанавливать или возвращать платежи. Об этом Восточному Варианту рассказала операторка службы поддержки Монобанка Диана. В таких случаях учитывается принадлежность населенного пункта к временно оккупированной территории с 24 февраля 2022 г. и Донецкой, Луганской областей, а также Республики Крым.
"Мы очень стараемся повлиять на решения банков-посредников, но, к сожалению, на данный момент оно остается неизменным", — сообщила Диана.
Со стороны украинских банков ограничений на зачисление жителям подконтрольных населенных пунктов Донетчины и Луганщины нет. Однако иностранные банковские учреждения имеют свою внутреннюю политику.
Кстати, банковские счета украинцев, которые остаются на временно оккупированных территориях, также остаются активными. На них без ограничения могут приходить переводы с других украинских счетов. Это Восточному Варианту подтвердили в контакт-центрах двух украинских банков. Но здесь больше возникает вопрос доступа к ним на ВОТ, ведь российские оккупанты блокируют возможность загрузить или авторизироваться в украинских приложениях и на сайтах. Также деньги с украинских карточек нельзя снять наличными на ВОТ, для этого следует выезжать на подконтрольные территории.
Какая рекомендация?
О проблеме финансовых переводов для переселенцев действительно известно, говорит доктор экономических наук и ректор Донецкого национального университета им. В. Стуса Илья Хаджинов.
Каждый год ситуация на поле боя меняется: некоторые населенные пункты переходят под контроль врага, некоторые — деокупируют. Украинские банки отслеживают ситуацию и потому в нашей стране таких сбоев в платежах не должно быть. Однако зарубежная финансовая система воспринимает всю территорию Луганщины и Донетчины, как временно оккупированную россией, и поэтому платеж может не дойти до адресата.
"В иностранных банках своя политика безопасности, которая на все это влияет. Фактически они ничего не нарушают, а защищают, и потому могут не проходить платежи. Считается, что если человек не перерегистрировался на подконтрольные территории, значит он находится в оккупации, остается там и финансирует агрессию. Здесь такой подход", – объясняет Илья Хаджинов.
Единственное, что можно порекомендовать переселенцам в такой ситуации, это перерегистрироваться. Новый адрес фактического проживания внутренне перемещенного лица (ВПЛ) указывают при регистрации справки ВПЛ. В таком случае документ не только определяет статус лица, но и подтверждает его нахождение на подконтрольной территории. После получения справки следует обратиться в банки, где человек обслуживается, и попросить изменить адрес регистрации на новый. В качестве подтверждения можно использовать ту же справку ВПЛ. У каждого банка своя процедура смены адреса, поэтому ее лучше уточнить у дежурных операторов.

В Монобанке советуют использовать SWIFT-платеж из-за границы и обновить фактический адрес проживания или работы, который не связан с оккупированными территориями. Для этого следует на главной странице мобильного приложения банка нажать “Мой профиль” — “Личные данные” — “Документ” — “Новый адрес” — “Новый адрес регистрации”.
После смены адреса регистрации проблема с платежами должна исчезнуть.
Это же касается юридических лиц. В таком случае предприятие следует перерегистрировать по новому адресу на подконтрольных Украине территориях, а также изменить его на банковских счетах.
Читайте также: «Платеж отклонен»: почему переселенцы с Донетчины и Луганщины сталкиваются с банковскими проблемами из-за прописки?