Главные проблемы реинтеграции Донбасса и способы их решения
По мнению многих жителей Луганской и Донецкой областей, политика реинтеграции в Украине далека от идеальной. Какие же ее основные проблемы?
Жителей трех областей — Луганской, Донецкой и Херсонской, опросили на тему того, как они оценивают реинтеграционные процессы в Украине. А также попросили назвать основные проблемы.
В опросе приняли участие эксперты, чиновники, политики и обычные люди.
«Восточный вариант» ознакомился с исследованием Школы политической аналитики НаУКМА и собрал самое интересное из него.
Внутри страны
В Украине хватает стратегий, но не хватает стратегических документов для качественной реинтеграции. Это отмечают аналитики. Они отмечают, что у украинского правительства до сих пор остается несколько невыполненных «домашних заданий».
Одно из них — реализовать реформы и принять необходимые законы по реинтеграции Донбасса и Крыма.
«Важно не останавливаться только на стратегиях, а разрабатывать и воплощать планы имплементации этих стратегий конкретными шагами, которые будут выполнены в течение определенного периода, и которые должны приблизить нас как государство к деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий», — отметил аналитик Школы политической аналитики НаУКМА Станислав Шулимов.
- Продолжить и завершить реформы децентрализации.
- Провести качественную судебную реформу и реформу правоохранительных органов.
«Это очень важно в борьбе за людей на временно оккупированных территориях, поскольку даже после деоккупации будут судебные процессы и нужно, чтобы правоохранительные органы работали в соответствии с действующим законодательством и не давали поводов сомневаться в их действиях», — отметил Станислав Шулимов.
- Обеспечить потенциал государства — когда государство способно обеспечивать власть на своей территории. В первую очередь это касается обороноспособности.
«Военные любят использовать лозунг: “Хочешь мира — готовься к войне”. Нам надо обеспечивать нашу армию всем необходимым, техникой. И здесь я хочу подчеркнуть проблемы с оборонным заказом, который до сих пор находится в подвешенном состоянии. Несколько подзаконных нормативных актов до сих пор не приняты, поэтому наши военные не могут получить в том количестве технику и другие продукты, товары и услуги, которые они должны получать», — отметил аналитик.
- Сотрудничать с гражданским обществом — правозащитниками и общественными организациями.
Как говорит Станислав Шулимов, бюджет министерства реинтеграции является не таким большим на 2021, как того хотелось — немного больше 600 млн грн. Эксперты, аналитики, правозащитники, убежден Станислав, могут качественно помогать государству в реинтеграционных процессах.
«Соответственно, именно координация государственных органов между собой и с гражданским обществом важна для производства качественных политик, которые не будут лежать в столе и будут воплощаться. Поскольку гражданское общество является буфером между населением и властью в частности», — отметил Станислав.
Внешнеполитические проблемы
Война на востоке Украины, развязанная Россией, осветила несколько ключевых проблем для всей Европы, говорит директор школы политической аналитики НаУКМА Максим Яковлев.
«Первая и очень важная проблема, которую подняла военная агрессия России против Украины — это роль международных организаций. В мире есть ряд организаций, задачей которых является предупреждать или улаживать конфликты, и делать так, чтобы избежать их в будущем. Но, если есть участники международных организаций, которые нарушают международные соглашения, то какова роль международных организаций и насколько они эффективны в противодействии, решении, улаживании конфликтов?», — отметил Максим Яковлев.
Прежде всего, по его словам, это касается возможностей совета безопасности ООН.
Второй проблемный момент международных отношений связан с первым — это механизмы соблюдения различных обязательств, которые на себя берут государства. В частности, гарантии безопасности. То есть страны, которые подписывают международные договоры, а затем нарушают их принципы, не несут никакой ответственности на практике. Это показал пример России.
Третья проблема — отсутствие перспектив миротворческих миссий в Украине. По словам Максима Яковлева, во многих международных организациях Россия играет важную роль, в частности, через финансовую составляющую.
«Если нам трудно привлечь государство к ответственности за невыполнение своих обязательств по безопасности, то создать международную миротворческую миссию, особенно в организации, где важную роль играет Россия, является еще более сложным вопросом», — отметил эксперт.
Он также отметил шаткость механизма санкций против России. Непонятно, насколько эти санкции действенны и как долго они могут продолжаться. Сейчас складывается впечатление, что Россия не замечает этих санкций.
Наконец Яковлев отметил, что в мире нет эффективных средств борьбы с замороженными конфликтами и гибридной войной. И события в Украине, по мнению эксперта, должны привлечь внимание международного сообщества к этому вопросу.