
Фото
Призрачная тишина с привкусом войны: чем живет прифронтовой Славянск
Славянск — город на севере Донецкой области, который уже много лет остается символом стойкости и борьбы. Пережив оккупацию в 2014 году и став одним из ключевых форпостов востока Украины после полномасштабного вторжения в 2022 году, город продолжает жить в условиях постоянной угрозы.

На первый взгляд, улицы Славянска сейчас не сильно отличаются от улиц любого города, который находится в глубоком тылу. Люди, прогуливаясь по центру или парку, наслаждаются теплой осенней погодой, магазины работают, коммунальщики убирают опавшие листья.

Даже в городском парке продолжает развлекать гостей контактный зоопарк, где живут несколько десятков животных.
Но если присмотреться внимательнее, то можно заметить признаки того, что линия фронта проходит всего в пятнадцати — двадцати километрах.
Первым признаком являются разрушения, которые стали следствием атак российской армии.
Славянск почти ежедневно ощущает на себе безжалостное дыхание войны. Если первое полугодие 2025 года принесло громаде 160 обстрелов, то только за следующие три с половиной месяца — с июля до середины октября — количество ударов возросло до 153. Это не просто статистика, это — ежедневная битва за выживание, вызов для каждого жителя города, который вынужден жить под постоянной угрозой.

Июль принес 45 ударов, август и сентябрь — по 42 каждый, а первая половина октября уже отметилась 24 попаданиями.
Всего с начала 2025 года российские оккупанты 313 раз атаковали Славянскую громаду. Каждая цифра — это разорванное мирное небо, сорванные крыши, разрушенные судьбы.
Чаще всего небо над Славянском разрывают жуткие звуки дронов “Герань-2”. Они стали символом воздушного террора, неся смерть и разрушение.

Реже, но не менее разрушительно, на город падают авиационные бомбы, превращая дома в груды обломков, а также FPV-дроны, которые охотятся на свои жертвы с высокой точностью.
Эти атаки имеют ужасные последствия. Если в первом полугодии 2025 года 35 человек получили ранения, а один погиб, то с июля количество жертв выросло почти в полтора раза. За три с половиной месяца было ранено еще 56 жителей громады, и еще один человек погиб.

Выходом из ситуации могла бы быть эвакуация, но многие из местных пока не спешат покидать дома и ехать “на голое место”.
“Те, кто мог выехать, выехали еще в 22-м году. У меня пол подъезда разъехались еще весной 22-го. Кто к друзьям, кто к родственникам. Еще несколько знакомых выезжали, но вернулись. Аренда жилья везде высокая, а нормальную работу — чтобы можно было и за жилье платить, и жить еще как-то — такую очень трудно найти. Тем более если человек уже в возрасте или не имеет какой-то квалификации”, — отвечает на вопрос об эвакуации житель Славянска Виталий Николаевич.

“Мне уже под шестьдесят, последние два десятка лет работал в посудном цехе. В 22-м пошел сварщиком. Пока работа здесь, дома, есть, то уезжать никуда не буду. Вот если из Славянска начнется массовая эвакуация, если работодатель будет переезжать, то я тогда буду думать”, — добавляет Виталий Николаевич.

Еще один признак прифронтовой повседневности Славянска — это мобильные бетонные укрытия, которые городская администрация установила во всех многолюдных местах. Укрытия стоят на площади, возле рынка, у входа в парк, на пляже.

По состоянию на середину лета 2025 года мобильных укрытий в городе насчитывалось 14 единиц. К тому же еще более 50 бомбоубежищ оборудованы в подвалах многоэтажек.
Пользуются ли этими укрытиями жители Славянска? Большинство из тех, кому корреспондент Восточного Варианта задал этот вопрос, ответили отрицательно.

“Ну, если просто сирена воет, то даже не обращаю внимания. «Шахеды» в основном ночью летают, мы дома спим, и о «прилетах» узнаем уже из новостей утром. Да и понимаете, я живу на 7 этаже. Бегать ночью в подвал туда-сюда ну совсем не хочется”, — делится жительница Славянска Елена.

Но обстрелы продолжаются, а количество разрушенного или поврежденного жилья увеличивается.
Как ранее сообщал Восточный Вариант, по состоянию на середину сентября 2025 года в Славянской громаде в результате российских обстрелов повреждено или разрушено более 1562 частных домов и 301 многоквартирный дом.

Жители поврежденных частных домов могут восстановить жилье или приобрести новое вместо разрушенного через государственную программу “єВідновлення”. Об этом Восточному Варианту рассказал начальник Славянской городской военной администрации Вадим Лях.
"Общая сумма выполненных работ за средства городского бюджета составляет 155 млн грн. Это в том числе техническое обследование, разработка проектно-сметной документации, подрядные работы, технический и авторский надзор. При проведении восстановительных работ в многоквартирных домах выполнялся ремонт кровель, заменялись окна в местах общего пользования. В многоквартирных домах, которые подверглись значительным повреждениям, выполнялся капитальный ремонт", — пояснил руководитель города.

Из разговоров с горожанами создается впечатление, что хотя в Славянске и чувствуется дыхание войны, но большинство из них предпочитает не думать о том, что город может повторить судьбу Константиновки или Доброполья. Или, возможно, эти мысли просто не хотят озвучивать вслух.
Больше о том, как в Славянске восстанавливают поврежденные от обстрелов дома, читайте в нашем материале по ссылке.
***
Читайте также: Славянский курорт в тени фронта: в каком состоянии сейчас природная здравница города






















