Превратности теории захвата

Захват облгосадминистрации – одна из самых горячих тем в луганских медиа. Понятное дело, никто нашу ОГА не захватывал, но идея оказалась неожиданно продуктивной – об этом не просто написали газеты, но и заговорили на улицах. Более того, некоторые луганчане даже подались в добровольцы. По словам председателя облсовета Валерия Голенко, таковых набралось аж 8 тысяч. В общем, родимый город мог бы спать спокойно. Но какой уж тут покой.

 

Какие бы евроволнения не сотрясали Киев, Луганск с прошлого года стоически хранил контрреволюционное спокойствие. Даже когда «революция» поползла в регионы, луганчане верили, что их это не коснётся. Обстановка в городе накалилась быстро, спонтанно и необъяснимо: у нас вдруг заговорили о готовящемся штурме ОГА. Кажется, больше всех удивились такой информации местные евромайдановцы. Уж кому-кому, а им лучше всех известно, что провернуть такое в Луганске оппозиционным активистам просто не по силам. Поэтому им пришлось спешно оправдываться и доказывать, что они – не камикадзе. Казалось бы, ситуация была исчерпана.

 

Но сторонники «теории захвата» выдвинули новый аргумент. По их версии, захватывать ОГА собираются не местные евромайдановцы, а заезжие экстремисты-гастролёры. Так, 27 января одно из местных изданий со ссылкой на «источник в правоохранительных органах» сообщило, что на пути в Луганск были перехвачены и остановлены аж 30 автобусов Автомайдана – надо полагать, плотно набитых экстремистами. Правда, никаких фото- или видеодоказательств издание не предоставило. Чем, разумеется, тут же воспользовались скептики, посчитавшие это сообщение обычным «вбросом». А 31 января в ход пошла «тяжёлая артиллерия» в лице Александра Ефремова. Во время своего выступления на сессии облсовета нардеп сослался на данные «продавца в одном из крупных магазинов», согласно которым «в нашем городе сегодня находится какая-то группа людей «не наших», которые ходят по магазинам, в том числе они греются там». Похоже, евроэкстремисты всё же нашли способ проникнуть в Луганск. В общем, расслабляться нельзя.

 

Нагнетанию тревоги способствовали и практические мероприятия: мобилизация добровольцев, создание народных дружин и т.д. Если к заявлениям политиков и журналистов луганчане уже привыкли, то нафаршированная «Беркутом» и казаками ЛОГА производит сильное впечатление. Из близлежащего парка даже убрали скамейки и урны, чтобы радикалы не смогли использовать их при штурме. Тут даже традиционно спокойных луганчан «проняло». По сообщениям журналистов, в городе циркулируют самые разные слухи: о штурме детских садов и школ, о штурме госучреждений в области, о сотнях западноукраинских боксёров и т.д. В общем, смех сквозь слёзы.

 

Смех смехом, но черты массовой истерии проступают не только в нашем городе, но и по всей стране. Например, часть львовян также с тревогой ожидают заезжих агрессоров – но уже в лице «титушек». Более того, в социальных сетях даже были сообщения, что эти «титушки» уже пробрались во Львов, они катаются в общественном транспорте и провоцируют людей на насилие. В других регионах власть также осознанно или неосознанно подогревает страсти. Если сотрудники ЛОГА иногда ворчат по поводу неудобств «осадного положения», то в Днепропетровске в аналогичном учреждении даже лестничные перила обмотали колючей проволокой! А в Одессе входы в ОГА вообще заложили бетонными блоками. Так что мы ещё легко отделались.

 

Бросается в глаза и поразительная схожесть панических ожиданий по разные стороны баррикад. С тревогой ждут штурма и «революционеры» на майдане, и «контрреволюционеры» в госучреждениях. Соответственно, на ул. Грушевского укрепляют баррикады, а в луганском «доме с шарами» держат наготове милицейскую амуницию. Одни боятся экстремистов с коктейлями Молотова, другие – «титушек» с битами. Во Львове боятся «эскадронов смерти ФСБ», в Луганске – «фашистских» боевиков. Одних зовут объединяться против «титушек» и милиции, другие организуют ополчение против «бандеровцев». Тут невольно закрадываются подозрения, что этот массовый психоз, в лучшем случае, раскручивают по одной и той же методичке, а в худшем – его проектируют и вовсе из одного кабинета.

 

И если сторонним наблюдателям то и дело хочется сорваться в конспирологические измышления, то что взять с украинцев, так или иначе вовлечённых в конфликт?

 

Украинское информпространство переполнено слухами, домыслами и фейками. И даже достоверные новости постоянно коверкаются «испорченным телефоном» социальных сетей и «сарафанного радио». Учитывая то, как непредсказуемо развиваются события последних месяцев, аудитория принимает во внимание буквально любую информацию. Даже самые маловероятные (и откровенно фантастические) сообщения мгновенно разлетаются по социальным сетям и блогосфере, подпитывая панические настроения.

 

Но если с обывателя спрос невелик, то на лидерах мнений (политиках, чиновниках, журналистах) лежит огромная ответственность. Располагая информационными ресурсами и часто – доверием аудитории, можно запросто спровоцировать новый виток гражданского противостояния. Не стоит забывать, что евромайдан начался с того, что один журналист на своей страничке в Facebook призвал людей выйти на площадь. Но тогда Украина имела лишь опыт бескровной «оранжевой революции», а теперь украинцы уже знакомы с «коктейлями Молотова» и реальной уличной войной. И кто знает, чем может обернуться какой-нибудь неосторожный призыв? Хорошо, если всё заканчивается казаками, скучающими в холле ОГА. Но судьбу, наверное, лучше не испытывать.

 

Фото из Фейсбук Людмилы Соколенко, Cxid.info

Последние новости

  • Общество

Как работает "єВідновлення" в Донецкой области? Пример из Славянска

Уже понад рік в Україні працює державна програма «єВідновлення», за якою мешканці, житло яких було… Read More

8 часов назад
  • Общество

Красота, общение и новый опыт: переселенка с Донетчины организовывает во Франковске эстетические бранчи для девушек

Внутренние переселенцы, которые вынужденно покинули родные города из-за войны, сталкиваются с различными проблемами в населенных… Read More

13 часов назад
  • Общество

"Мы должны знать историю": как луганчанка запустила образовательный проект

Наталья Омельчук родом из города Сорокино на Луганщине. До начала войны в 2014 году работала… Read More

14 часов назад
  • Общество

"Украинцы всегда отделяли себя от россиян": писательница и историкиня из Донецка Елена Стяжкина рассказала о родном городе

22 мая, в Киеве, в книжном магазине Старого Лева, состоялся теплый разговор о Донетчине в… Read More

1 день назад
  • Война с РФ

Опрашивают о Мариуполе немариупольцев. Как пропагандисты оккупированного города манипулируют новостями

Недавно журналисты пропагандистского телеканала “Мариуполь24” выпустили сюжет с опросом якобы местных жителей о том, какие… Read More

3 дня назад
  • Общество

"Армия восстановления": как она работает и как помогает Донетчине

Полномасштабное вторжение россии крайне негативно повлияло на ситуацию с безработицей на Донетчине. Тысячи людей эвакуировались,… Read More

3 дня назад

This website uses cookies.