Предвыборная вода
Самый резонансный вопрос политической жизни города Алчевска сейчас – ситуация с водоснабжением. Если в 2011 году был запущен «пробный камень» подачи по графику, то сейчас это стало жесткой реальностью. Для города с уровнем доходов выше среднего, никогда не знавшего всех «прелестей» графика подачи воды - это настоящий культурный шок. Причем, шок настолько сильный, что невероятно пассивные в общественно-политическом плане алчевцы смогли провести под руководством местных коммунистов и участием их идеологического антипода - «Свободы» - акцию протеста.
СТОКИ ЕСТЬ – ДЕНЕГ НЕТ
У алчевского водоканала не хватает денег на оплату услуг ООО «Лугансквода» по поставке воды. На этом фоне принято решение сократить поставки до уровня фактических проплат. Здесь и начинаются вопросы – в чем причина неплатежеспособности? Достоверных и детальных отчетов никто не обнародовал. В официальных выступлениях основная вина возлагается на население: мол, всё из-за тех граждан, которые не платят вовремя. Однако даже на фоне доступной информации такая однобокая трактовка причин вызывает протест. Последнее официальное обсуждение ситуации можно найти на сайте Алчевского горсовета, это решение №8/1 от 10.06.2011 «О проблемах водоснабжения города».В нем перечислены причины задолженности - непокрытая из госбюджета разница в тарифах за 2001- 4 мес. 2011 года в сумме 17,9 млн. грн. и задолженность населения.
«За кадром» осталась проблема оплаты «Алчевским металлургическим комбинатом» стоков городскому водоканалу. То, что основной должник города – именно меткомбинат, подтверждается огромным превышением объемов стоков над объемами поставленной воды и проектом регуляторного акта «Правила приема сточных вод предприятий в коммунальные системы канализации г. Алчевска», размещенном на сайте в феврале 2012 года. При этом анализа регуляторного влияния, в котором можно было бы посмотреть экономическую составляющую - разницу в объемах стоков и расчет реальных потерь водоканала от такой «бесплатности», на сайте нет! Он есть у проекта регуляторного акта от 22 марта 2012 г. «Об установлении ставок сбора за осуществление торговой деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг», имеется и у проекта регуляторного акта от 19 января 2012 «Положение о порядке размещения и установления технических элементов на жилых домах…». То есть там, где меткомбинату не платить – расчеты имеются, а там, где интересно было бы узнать во сколько обошлась громаде лояльность к комбинату в прошлые годы – расчетов нет.
По данным местных СМИ, Алчевский меткомбинат, «сбрасывая стоки отработанной воды в городскую канализацию, забывает оплатить их очистку на очистных сооружениях города. Управление водо-канализационного хозяйства все в долгах, у горожан вытряхивают последние гривны из карманов. Но главный должник города – АМК – экономит на очистных. В месяц – около 1 млн. гривен». То есть в год 12 млн.(!) грн». Соответственно, если посчитать за несколько лет, то цифра получится намного больше бюджетной задолженности в 17,9 млн. грн.
ПОД КОВРОМ
Следующий вопрос – развитие городского водоканала. Варианты имеются: или покупать очищенную воду, или наладить более эффективную работу предприятия, или поручить то же самое концессионеру. Так как это вопрос стратегический и влияет на общественно-политическую ситуацию в городе, без первого лица – городского головы Владимира Чуба - он решаться не может. Однако его четкой и публичной позиции пока нет.
В последнее время вопрос реформирования ЖКХ города в целом и водоканала в частности, связывался с приездом на команду алчевского градоначальника Владимира Чуба в статусе заместителя Александра Ефимова (до 2005 года он занимался в команде губернатора Ефремова вопросом территорий приоритетного развития, в 2010 году был заместителем губернатора Голенко).
В принципе логично, что заниматься реформированием должен реальный игрок: и решения принимать нужно непростые, затрагивающие много интересов; и в случае удачи на этом можно «сделать рейтинг».
Но довольно скрор нимб «наследника», который «нарисовали» Ефимову в околополитических кругах города, стал развеиваться - всё громче и громче звучит в СМИ и на совещаниях Владимир Косюга - первый заместитель мэра, депутат облсовета и руководитель партийной организации, принявший Владимира Чуба в Партию регионов. В городе уже открыто обсуждаются обязательства, которые якобы дал Чуб при вхождении в партию власти и выдвижении на второй срок - отдать кресло городского головы Владимиру Косюге при избрании народным депутатом.
Вариантов было немного. Первый – оптимистический: Чуб даст «карт-бланш» на вынужденные реформы хотя бы по водоканалу, и второй – пессимистический: Ефимова «уйдут». Развязка наступила на сессии 4 апреля: заместитель городского головы Александр Ефимов ушел в отставку по собственному желанию и уехал на отдых. Некоторые оппозиционные депутаты неофициально говорят, что Ефимов вел переговоры о концессии горводоканала с альтернативными «Луганскводе» компаниями. Но позиция мэра неожиданно изменилась – он стал сторонником прихода именно областного концессионера - и произошел конфликт.
Эта информация и ставит главный вопрос: неужели многолетняя политика городской власти по сопротивлению поглощению «Луганскводой» круто повернула на 180 градусов? Впрочем, пресс-секретарь «Луганскводы» Владимир Черныш утверждает, что компании по поводу концессии Алчевского горводоканала пока сказать нечего. «Обсуждения этого вопроса у нас нет», - сказал он «Восточному варианту».
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАСКЛАДЫ
Из-за отсутствия исчерпывающего ответа на вопрос об отношении к «Луганскводе», по городу стали ходить слухи о «большой сделке». Мол, концессия – это плата за прохождение Владимира Чуба в парламент. Так как к интересам «Луганскводы» явно были лояльны областные регионалы, то передача алчевского водоканала вполне может заменить озвученные в СМИ суммы в стандартные $7-10 млн. за одномандатный округ. Это могут быть и домыслы местной оппозиции, но кое-какие совпадения позволяют «озвучивать вопросы».
Первое – это ситуация с "ИСД". Раньше компания активно реализовывала в городе программу партнерства с миллионными бюджетами. После кризиса-2008 финансирование явно сократилась, а с приходом российских совладельцев стал вопрос: «а кому это нужно?». Финансировать сопоставимые с городским бюджетом программы самостоятельно Сергей Тарута уже не может. Ранее Владимир Чуб был заявлен как эффективный менеджер корпорации, делегированный во время отопительного кризиса-2006 в городскую власть. Готова ли корпорация поддерживать финансово его правление? Выделит ли деньги на избирательную кампанию в округе? Одно дело выделять городу через свой фонд – осуществляя через свои подрядные организации ремонт дорог и прочее, тем самым, возвращая около половины средств. И другое – просто «подарить» их политической силе. Впрочем, ни в каких крупных предвыборных проектах пока Владимир Чуб пока не замечен.
Остается малобюджетная избирательная кампания с упором на полевых агитаторов и членов комиссии от регионалов. Но тогда сдвигать «вершину пирамиды» - Владимира Косюгу - никак нельзя. Не от осознания этого факта, то есть бесперспективности борьбы за мэрство, и ушел Ефимов в отставку по собственному желанию?
Второй момент - чтобы провести выигрышную малобюджетную избирательную компанию на округе, важно чтобы на нем не появились сильные конкуренты. Ведь народ разочарован, уровень явки избирателей снижается – на этом фоне возможно провести кампании эффективного подкупа избирателей. Кому – 50 грн., кому – гречку, а кому – ремонты или скидки. С учетом близости города Стаханова, в котором близкий к предпринимателю Сергею Шахову кандидат обошел регионалов на мэрских выборах-2010 – опасения реальны. Тем более, партия власти не восстановила свой контроль и рассматривает вопрос ликвидации стахановского округа ввиду потенциальных сложностей с проведением провластного кандидата.
Пока в Алчевске «денежные мешки» не замечены. Наружную рекламу местных бизнесменов Константина Петрова, Владимира Рисухина и стахановских Сергея Шахова и Валерия Шаманова всерьез никто не рассматривает: узнаваемость и мотивация голосовать за них пока низкая. Но есть опасность другого рода – изменение конфигурации округа, добавление к Алчевску Перевальского района. Такое предложение заявлено Луганским облотделением «Комитета избирателей Украины» и вполне может быть поддержано Партией регионов ввиду отсутствия сильных кандидатов и в Красном Луче и в Перевальском районе – то есть их нужно разделить с другими, как и Стаханов.
Для Владимира Чуба это «смерти подобно»: в Перевальском районе ведут интенсивную кампанию два отнюдь не бедных человека: Юрий Терников и Валерий Мошенский. С учетом более высокой явки в районе, это вполне может окончится поражением городского кандидата.
С учетом вышеизложенного приходим к предложенному оппозицией объяснению обострения водяного кризиса: примерно в 20-х числах апреля Центральна избирательная комиссия должна установить границы одномандатных округов. Поэтому, если Владимир Чуб будет идти без денег «ИСД» в депутаты ВР, то он должен как-то «убедить» регионалов поддержать его в этом непростом регионе. Иначе - «прирежут» к округу Перевальский район и тогда результаты для него могут быть сомнительными: либо проигрыш с последующим политическим забвением (не зря в армии есть «вечные майоры», созвучные с «мэрами»), либо приход на округ «варяга» с целью выравнивания ситуации для партии.
А как до 20-х чисел апреля разрешить концессионную судьбу водоканала? Правильно, путем усиления водяного кризиса.
Шок для алчевцев от перехода на подачу воды по графику может быть вполне достаточным фоном, чтобы заглушить предложения коммунистов об очистке шахтной воды и прочие возражения-предложения местной оппозиции. Все прелести «Луганскводы» город прочувствует постепенно – а поддержка областных регионалов может позволить выиграть выборы.
Поражает во всем этом не столько традиционная закрытость регионалов, даже с учетом некоторой адекватности власти в Алчевске, сколько апатия и бездействие большинства алчевцев. На митинг 6 апреля 2012 года против подачи воды по графику и концессии вышло не более 50 человек. Это на город с более чем 100 тыс. населения! Ничем особым, кроме разве что публикаций и выступлений на мероприятиях, инициируемых властью, не проявили себя абсолютное большинство политических сил и общественных организаций города. Почему те граждане, которые платят за воду (а их большинство), никак не реагируют на нарушение их прав? Или плати, получай воду по графику и никак не сопротивляйся – это нормально? Южные шахтерские регионы области привыкли к этому за десятилетия перебоев с водой. Но Алчевск-то был благополучным многие годы и только сейчас столкнулся с проблемами водоснабжения! Почему предприниматели - владельцы кафе, парикмахерских и прочих зависимых сфер бизнеса не подают в суд?
В любом случае вопрос с поставками воды в город сыграет существенную роль в ходе предвыборной дискуссии. Стоит только напомнить, что прошлый раз – в 2006 году – мэр в Алчевске сменился именно после громкого отопительного кризиса.