"Ветераны продолжают жить в контексте войны": как правозащитный центр "Принцип" помогает военнослужащим
Отсутствие информирования, нехватка специалистов по реабилитации и десяток других вызовов встречает военнослужащий на пути к возвращению в гражданскую жизнь. Правозащитный центр для военнослужащих “Принцип”в течение трех месяцев наблюдал за ежедневным опытом восстановления и адаптации ветеранов с ранениями и их семей. “Восточный Вариант” расспросил главу правозащитного центра, Любовь Галан о результатах исследования и его пользе для общества. И пообщался с Еленой Шведовой-Петренко, которая является одной из респонденток исследования, матерью ветерана и женой военнослужащего.
Правозащитный центр для военнослужащих “Принцип” — это общественная организация, которая была основана в 2023 году военным и адвокатом Маси Найемом и правозащитницей и волонтером Любовью Галан.
Идея основать “Принцип” появилась у Маси Найема после его ранения. Он лично видел разные этапы жизни военнослужащего. Поэтому и решил основать организацию, которая будет помогать решать юридические и правовые вопросы военных, ветеранов и их семей.
“Мы начали этот процесс осенью 2022 года, а уже зимой 2023 года организация была официально основана и начала адвокационную деятельность”, — рассказала Любовь Галан.
Сначала фокус организации был на раненых ветеранах, работали с двумя основными вопросами.
Первый — доступ к информации. Нужно было создать алгоритмы, которые бы дали возможность быстро узнать необходимые данные на разных этапах жизни ветерана или ветеранки. От эвакуации до установления группы инвалидности. Тогда была разработана идея правового навигатора, который сейчас доступен как веб-версия. Благодаря навигатору человек может узнать обо всех процедурах, которые необходимы на определенном этапе.
Второй — это системная работа над путем возвращения ветерана или ветеранки к гражданской жизни.
“Мы понимали, что исправить проблемы раненых не поможет наличие юриста или адвоката. Потому что проблемы настолько системные, что это не решается в юридической плоскости. Нужно действовать системно, поэтому уже в декабре 2022-январе 2023 года начали работать с правительством. Для того, чтобы они сделали межведомственную рабочую группу по военно-врачебной комиссии, автоматизировали путь раненого и упростили бюрократическую перегрузку”, — пояснила Любовь.
Сейчас организация занимается гораздо большим перечнем вопросов. Начиная с того, как человек заходит в армию, становится военнослужащим и заканчивая темой увольнения со службы, перехода в статус ветерана. Цель правозащитного центра — уважение достоинства военнослужащих во всех взаимодействиях государства и бойцов.
“От ранения до возвращения: Этнографическое исследование пути ветеранов и их близких”
Правозащитный центр для военнослужащих “Принцип” в течение трех месяцев наблюдал за ежедневным опытом восстановления и адаптации ветеранов с ранениями. Использовали новый для Украины метод мобильной этнографии, который позволил погрузиться в повседневную жизнь респондентов.
Исследование происходило онлайн в режиме переписки. Респонденты и респондентки могли делиться мыслями, переживаниями и опытом.
“Рассказывали о взаимоотношениях с гражданскими. Также много писали об их представлениях о том, кто они есть. О собственной идентичности. Делились тем, как выглядит быт и с какими вызовами сталкиваются дома и на улице”, — рассказала Любовь.
Глава правозащитного центра отметила, что аудитория читателей и читательниц этого исследования гораздо шире, чем у предыдущих исследований. И оно очень человечное, поэтому будет иметь большее значение и реакции, как со стороны государства, так и в целом общества. Потому что по мнению Любови, все должны его прочитать для понимания пути, который проходит ветеран или ветеранка.
Восточный Вариант узнал об участии в исследовании у одной из респонденток. Елена Шведова-Петренко — мать ветерана и жена военнослужащего. Семья родом из Лисичанска, но сейчас проживает во Львове.
“Мы живем во Львове в связи с реабилитацией моего сына. Богдан получил ранение, и сейчас находился на реабилитации в реабилитационном центре Львова с целью протезирования. Об исследовании мне рассказала мама соседа моего сына по палате. Наша семья согласилась стать респондентами, потому что важно рассказывать о пути, который мы проходим, о вызовах, с которыми сталкиваемся и как их преодолеваем. Это важно для тех ребят и девушек, кто будет также проходить этот путь”, — поделилась Елена.
Три вызова, с которыми сталкиваются ветераны и ветеранки на пути к гражданской жизни
Любовь рассказала об основных вызовах и проблемах, которые приходится преодолевать ветеранам и их семьям.
Первый вызов — это опыты семей. Любовь отметила, что они понимали важность влияния близких ветерана еще до проведения мобильной этнографии, но исследование показало, насколько велика нагрузка у семьи.
Семья военнослужащего, который был ранен, сопровождает его на всех этапах. Это фактически выполнение функций младшего медицинского персонала и кейс-менеджера. Например, поиск детальной юридической и правовой информации. Выбор реабилитации, логистика, финансовые расходы. Для того, чтобы этим заниматься, нужно быть рядом с военным. Ездить по всей Украине и в воинскую часть. Это означает, что почти невозможно выполнять свои рабочие обязанности.
“У нас оказалась критическая история, когда есть угроза трудоустройству человека, сопровождающего военного или военную. Работодатели не хотят ждать того, что эта женщина или мужчина дойдет до финала с реабилитацией. И еще один момент, что сопровождающего человека могут ждать дома дети или пожилые родители. А она или он находится в условном Мукачево, потому что туда эвакуировали на лечение жену или мужа. И возникает вопрос жилья: сможет ли жить в палате, выделят ли общежитие, или должен арендовать квартиру”, — пояснила Любовь.
Елена поделилась собственным опытом матери ветерана. Она отметила, что ей действительно приходится выполнять роль кейс-менеджера из-за полного отсутствия информирования:
“Ты не понимаешь, куда твоего сына повезут дальше и какие там будут предложены услуги. Когда мы оказались во Львове, то у нас сразу спросили, где будем протезироваться. Прошло только 2 суток, ты еще о протезировании не думаешь. Потому что главная цель на тот момент, чтобы нога твоего сына не сгнила. А у тебя уже спрашивают, где будет происходить протезирование, потому что больнице нужно подать документы. И ты не готова к этим вопросам, и не понимаешь, что происходит”.
Елена отметила, что важно иметь информационные стенды сразу в больнице.
“Ты не имеешь возможности думать о следующих этапах, потому что бесконечно перебинтовывают, нужно поесть, кого-то привозят или увозят. У тебя даже нет времени зайти в интернет посмотреть, и ты даже не знаешь, как сформулировать вопрос. Не понимаешь, что ты вообще хочешь посмотреть”, — поделилась мать ветерана.
Второй вызов — это реабилитация. Исследование показало, что есть много проблем с доступом к информации о реабилитации после ранения. И поиском специализированных специалистов и специалисток.
“Гражданские учреждения здравоохранения, в которых находятся раненые ветераны, имеют полученные пакеты от НСЗУ на реабилитацию. То есть, они должны у себя проводить реабилитацию, но это не всегда соответствует действительности. Например, часов реабилитации недостаточно, нет специалиста или специалист, который есть, не имеет необходимых навыков. Поэтому люди просто гниют. А в военных заведениях еще хуже ситуация. История с реабилитацией является очень сложной”, — пояснила Любовь.
Глава правозащитного центра отметила, что были положительные отзывы от респондентов, но о частных учреждениях здравоохранения. Например, человек мог лежать 3 месяца в одной больнице, и там ничего не происходило, а потом он становится на ноги за 1 месяц в частном заведении.
Елена отметила, что реабилитация — это большая проблема для семей ветеранов.
“Есть большая нехватка компетентного персонала. Например, нам с врачами, мне и Богдану, очень повезло. Они невероятные молодцы. Делают все, что могут! Работают до 12 ночи, а иногда и ночевать остаются. Нам повезло сразу после госпиталя попасть в реабилитационный центр. А многие ребята не имеют такой возможности. И их семьям приходится самостоятельно искать, куда их отправить и какие документы для этого нужны. Это очень большая проблема: попасть в ребцентр!” — поделилась собственными наблюдениями и опытом мать ветерана.
По словам Елены, еще один вызов это то, что когда только начинается реабилитация, не хватает грамотных реабилитологов. Например, эрготерапевтов и физиотерапевтов. Тех специалистов, кто будет непосредственно с каждым отдельно работать.
Третий вызов — это представление военнослужащих о взаимодействии с гражданскими, и каким оно есть на самом деле.
“Мы не могли об этом не написать в исследовании. Хотя это и очень чувствительная тема для общества. Исследование показало, насколько много конфликтов, раздражения, разочарования и социального напряжения между военными и гражданскими. Эта несправедливость проговаривается респондентами в исследовании. Например, неготовность видеть ветеранов и ветеранок с видимыми ранениями”, — рассказала Любовь.
Глава правозащитного центра объяснила, что переход к гражданской жизни означает, что война закончилась, и ты можешь думать о своем будущем. Однако для ветеранов сейчас она не заканчивается. Они продолжают жить в контексте войны, потому что их побратимы остаются воевать. У части раненых есть чувство вины за то, что они не могут продолжить свою военную карьеру. Многие из ветеранов и ветеранок продолжают общаться со своими подразделениями.
“І что очень важно, все они чувствуют себя воинами. Этот воинский опыт не заканчивается. Это критически важно для того, чтобы мы понимали, в каком состоянии они находятся. И насколько психологически может быть сложным восприятие себя в новой роли, и переход со службы к гражданской жизни”, — отметила Любовь.
Последующие шаги правозащитной организации “Принцип”
После проведения исследования “От ранения до возвращения: Этнографическое исследование пути ветеранов и их близких” правозащитный центр “Принцип” еще раз убедился в своих векторах работы, и планирует продолжить адвокационную деятельность.
Также запланирована плодотворная работа со стейкхолдерами. Такими, как: Министерство по делам ветеранов Украины, Министерство обороны Украины, Министерство здравоохранения Украины, Национальная служба здоровья Украины и Министерство социальной политики Украины.
Например, на базе комитета здравоохранения была создана Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам расследования возможных фактов нарушений законодательства Украины относительно финансирования лечения и реабилитации военнослужащих в медицинских учреждениях. “Принцип” присутствовал на двух встречах комиссий, и представлял результаты исследования.
Любовь подчеркнула, что после победы ожидается около 2 миллионов ветеранов и ветеранок. И есть процессы, которые нужно уже сейчас менять на государственном и общественном уровнях. Правовые вопросы военнослужащих и их семей должны стать важной частью государственной политики.
Полезные ресурсы от правозащитного центра “Принцип”
Инструмент, который поможет военным, ветеранам и их семьям сориентироваться в различных вопросах — это правовой навигатор. Он содержит информацию о юридических вопросах, этапах пути раненого и контакты различных специалистов, к которым можно обратиться.
Познакомиться подробнее с исследованием можно в аналитической работе “Від поранення до повернення: Етнографічне дослідження шляху ветеранів та їхніх близьких”.
Социальные сети правозащитного центра для военнослужащих “Принцип”: Facebook, Instagram и Twitter.
***