Права в Конституции нужно заменить на свободы
Украина праздновала 15-летие со дня принятия Конституции в течение 3-х дней. Это был, конечно же, не Новый Год, но, тем не менее – еще один повод поднять тост или просто несколько дней провести на даче. Куда больше внимания в День Конституции привлекла телевизионная экскурсия по дому Президента Виктора Януковича в резиденции Межигорье, чем сам основной закон и его проблемы. Это свидетельствует о том, что с украинским конституционализмом что-то не так.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Первая статья украинской Конституции гласит: «Украина – суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство». Но народ так и не получил, хотя, к слову, сам особо и не добивался, возможности влиять на власть. В 2012 году страну ждут парламентские выборы, которые, судя по презентованному профильному законопроекту, вновь превратятся в игру: они будут такими же, как и местные выборы-2010. Со специфическим механизмом формирования избирательных комиссий, смешением худших черт пропорциональной и мажоритарной системы в гремучую смесь. А далее – очередные неожиданные «провластные коалиции».
«Украина – социальное государство». Этот тезис из Конституции и вовсе звучит будто с сарказмом. Власть говорит, что не может сократить высокие пенсии чиновников, потому что это нарушение Конституции, но при это уже принят закон об уменьшении социальных пенсий чернобыльцам, военным пенсионерам и доплат детям войны – установлен порядок и размер их выплаты Кабинетом Министров Украины в обход законов исходя из «возможностей Пенсионного Фонда Украины». О том, что эти возможности ограничены, все в Украине знают. Суды завалены исками по поводу неисполнения пенсионных и льготных законов – только результата нет. Власть окончательно взяла под контроль суды с помощью судебной реформы-2010 добилась изменения судебной практики. Кроме того, срок исковой давности по пенсионным и другим спорам сократили с 3-х лет до 6 месяцев.
В рамках «оптимизации» и «реформы» закрывают школы и сокращают больницы. Вместо бесплатной медицины, которая прописана в Конституции и должна быть основной статьей расходов госбюджета наравне с обороной, административными услугами и образованием, власть думает над еще одной новацией – введением медицинского страхования.
Конституция закрепляет много прав и свобод граждан – только защитить их в судебном порядке невозможно. Суды утратили остатки политической независимости и штампуют решения о запрете митингов, обвинительные приговоры (в 2010 году в Луганской области осуждено 14058 лиц, а оправдано - 12), оставляют в СИЗО тех, чья вина не подтверждена, хотя, например Европейский суд по правам человека даже вынес решение по делу «Харченко против Украины» о системном злоупотреблении досудебным содержанием под стражей как способом незаконного давления на подсудимого.
Третья статья Конституции говорит о приоритете человека и его прав. Но действительно ли этим руководствуется наша государственная машина? Очевидно, что жизнь, здоровье, неприкосновенность наших граждан – приоритет далеко не первого десятка для власти.
Четвертая статья гласит о едином гражданстве – и это на фоне тысяч граждан, имеющих второе гражданство Российской Федерации (чтобы там тоже получать пенсии). А сколько закарпатцев получили венгерские паспорта, а буковинцев - румынские?
Пятая статья основного закона устанавливает, что народ – единственный источник власти и носитель суверенитета. Но осуществлять власть напрямую (через референдумы) или через органы власти не удается. При президенте Ющенко не удавалось инициировать референдум по вопросу вступления в НАТО, невозможно это сделать и при Януковиче - о запрете продажи сельскохозяйственной земли. Что касается права определять и изменять конституционный строй в государстве, то в реальной жизни оно народу не принадлежит. Захотел Виктор Янукович вернуть президентскую республику себе с полномочиями Леонида Кучмы вместо существующей с 2006 года парламентско-президентской – обошлись без народа и сделали это решением Конституционного Суда Украины.
Статья шестая устанавливает в Украине раздел на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Только со средины 2010-го парламент фактически стал придатком правительства, и по взмаху руки нардепа Чечетова голосует самая крупная фракция в парламенте - без особого обсуждения, за любые законопроекты. Судебную власть же подчинили Высшему Совету Юстиции, в котором формально судьи составляют большинство – только назначаются самими судьями лишь 3 из его 20 членов. Остальных, напомним, назначают Президент, Верховная Рада, конференция юридических вузов, подконтрольная правительствуфактически сфальсифицированный съезд адвокатов, который потом долго обжаловали некоторые известные адвокаты (по 3) и конференция работников прокуратуры (2).
Седьмая статья Конституции Украины гласит, что в стране признается и гарантируется местное самоуправление. За этой декларацией фактически ничего нет в реальной жизни – что центральная власть хочет, то с местным самоуправлением и делает. Например, за последний год ликвидировали транспортный и рыночный сборы. Теперь затраты на содержание дорог в цену бензина и собирают этот налог через госбюджет, а альтернативы рыночному сбору не придумали, хотя он был независимой статьей доходов местного самоуправления.
Киев же вообще лишили местного самоуправления, создав райгосадминистрации и назначив вопреки разъяснению Конституционного Суда Украины от 2003 года отдельного главу горгосадминистрации. Столицей нынче правит ставленник президента г-н Попов, а не пускай и «Космос», но дважды избранный народом мэр Леонид Черновецкий.
А как обеспечивается функционирование и защита украинского языка согласно десятой статье основного закона? С русским проблем нет – на нем говорит большинство населения, СМИ и есть русскоязычные учебные заведения. Но почему такие проблемы с обучением детей на украинском языке примерно в половине областей Украины?
А содействует ли консолидации нации (статья 11) политика государственной власти? Тот же хрупкий религиозный мир под угрозой – власть явно стала на сторону Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Почему, например, застройку Десятинной церкви должны отдать УПЦ-МП? Чем две других православные конфессии хуже? Раскол между центрально-западным и юго-восточным регионами отнюдь не уменьшается, а наоборот - эксплуатируется в политических целях. И государство никак не реагирует на ползучий сепаратизм на Закарпатье, в Крыму и на Луганщине.
Тринадцатая статья рассказывает, что земля, ее недра и многое другое – это собственность народа. Только вот право собственности народа реализует не он сам, а органы власти и местного самоуправления. Поэтому так тяжело народу приватизировать свой участок земли (предвыборная пиар-акция Тимошенко с выдачей госактов помогла отнюдь не всем) или воспользоваться рентой от этой собственности. Не работает и закрепленное во втором абзаце право пользоваться народным богатством: ни специальный закон об этом не принят, ни само право не реализуется. Возьмем леса, пляжи и водоемы. Никто не спорит о праве собственности – бизнес разбирает их в аренду (частные лесоохотничьи хозяйства, огороженные под видом берегоукрепительных работ пляжи и арендованные пруды). Напомним, в Кировоградской области один крестьянин пошел в лес и был убит народным депутатом Виктором Лозинским, взявшим это народное богатство в аренду. Лозинский признан виновным.
Четырнадцатая статья гарантирует право собственности на землю. Об этом стоит помнить бывшим членам колхозов, получившим в собственность паи сельскохозяйственной земли. Их право собственности – чистая формальность для агрохолдингов и подконтрольной им сельской власти, ведь добиться расторжения договора аренды, если вашу собственность (пай земли), например, нещадно засаживает подсолнечником, невозможно. А теперь государство озаботилось гарантиями права собственности бывших крестьян – вероятно, с 2012 года будет снят мораторий на ее продажу сельскохозяйственной земли.
Шестнадцатая статья требует от государства обеспечивать экологическую безопасность. На практике же экологией власть занимается в последнюю очередь. Платежи за загрязнение окружающей среды в Украине – самые низкие в Европе, поэтому и процветает металлургический бизнес, формируя ежегодно сотни миллионов тонн отходов, а дальнейшая менее экологически опасная обработка металла уже идет на заводах в Румынии, Польши, Венгрии. Там же формируется и значительная добавочная стоимость.
Семнадцатая статья Конституции устанавливает, что важнейшей целью государства и народа является защита суверенитета и территориальной целостности. Только вот нужды Вооруженных Сил Украины десятилетиями не находят отклика у власти. Фактически Украина – единственная страна в Восточной Европе, которая не начала перевооружения армии и вся оборона которой основана на советской технике, произведенной еще до провозглашения Независимости. Не занимается защитой суверенитета и Служба Безопасности Украины: это только у нас пойманные с поличным при вербовке украинского военного разведчика сотрудники ФСБ отпускаются в Россию, а не получают 10-15 лет тюрьмы и громкий скандал из-за нарушения договора в рамках СНГ о взаимном неведении разведки друг против друга.
Девятнадцатая статья гласит, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должные лица действую на основании, в границах полномочий и в способ установленный Конституцией или законом Украины». Но как-то нелепо будет выглядеть попытка рассказать об этом ГАИшнику, находящемся на патрулировании без наряда, когда он будет выписывать вам штраф. С таким же успехом можно попытаться в кабинете чиновника горсовета говорить о том, что получение участка земли для бизнеса или строительства гаража Земельный кодекс предусматривает без взяток и вообще гарантирует наделение землей в определенных нормах.
КОНСТИТУЦИЮ НУЖНО МЕНЯТЬ
Можно было бы пройтись и по самому увесистому разделу конституции – по статьям 20-69 о правах, свободах и обязанностях человека. Но результат будет таким же плачевным, как и с первым разделом. По мнению некоторых конституционалистов, например, доцента Харьковской юридической академии, эксперта Харьковской правозащитной группы Всеволода Речицкого, факт того, что социально-экономические права имеют чисто теоретический характер объективен. Ведь конституционализм – плод либерализма, идеология которого предусматривает свободу, а не приоритет социального обеспечения.
Задача государства - создать условия для развития, а не гарантировать многочисленные «нормы». И все больше и больше экспертов склоняются к мысли о том, что раз большинство прав, закрепленных в Конституции Украины, не работают, не обеспечены на практике – их нужно вычеркивать из основного закона. Иначе Конституция так и останется декларацией, которую ни граждане, ни чиновники не будут воспринимать всерьез. Конституция должна гарантировать свободы – то есть запреты для чиновников ограничивать что-либо. Например, свободу мирных собраний: захотели – провели митинг и не в праве чиновники помешать, а не право на это, для реализации которого предусмотрен сложный механизм: заранее уведомить, соблюдать определенные требования и так далее.
Но изменения Конституции должны созреть в головах самих людей. Потому что власть будет заниматься лишь переделом полномочий в рамках политической борьбы, добиваясь изменений разделов о функционировании центральных органов государственной власти, судов и депутатов. Граждане должны понять, что никакой практической ценности пустые и недостижимые декларации (вроде «права на жилье» – даже в СССР всех бесплатным жильем обеспечить не смогли) не несут. А наоборот вредят: ведь все свыкаются с мыслью о декларативности и необязательности Конституции Украины уже 15 лет.