Вернуть Донбасс: что думают украинцы и как это поможет власти
Жители страны не против открытия новых КПВВ и готовы простить тех, кто отказался от сотрудничества с властью ОРДЛО. Это лишь часть исследования общественного мнения, которое проводили Фонд «Демократические инициативы» и Школа политической аналитики. Как за год изменились мысли украинцев и какие выводы могут сделать чиновники — расскажет «Восточный вариант».
Совместное исследование Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Школы политической аналитики Национального университета «Киево-Могилянская Академия» «Война и мир на Донбассе: как изменились настроения украинцев через год после Парижского саммита нормандской четверки» подводит итоги опросов общественного мнения с сентября 2019 по ноябрь 2020.
«Ястребов» и «голубей» поровну
Согласно исследованиям, 70% украинцев согласны, что Россия — агрессор. А вот как достичь мира, в середине этой группы есть деление на три основных мнения. Интересно, что процентное соотношение этих взглядов почти не меняется с 2014 года. Итак, примерно 20% опрошенных считают, что мир нужен любой ценой. Столько же считают, что конфликт завершится только силовым противостоянием и победой одной из сторон. А около 50% готовы на компромиссы, но не на все. Например, на торговлю с ОРДЛО согласны, но на смену внешнеполитического курса страны — нет.
«Эти группы имеют разные взгляды, но их может объединить? Первое — неконфликтный путь, который все группы называют чаще всего. Это успешное восстановление нормальной жизни на территориях Донбасса, контролируемых Украиной. Второе магистральное направление работы — это международное давление на Россию, чтобы она прекратила вмешательство в конфликт», — говорит аналитик Фонда «Демократические инициативы» Сергей Шаповалов.
Зато какую политику выбирает государство украинцы не очень уверены. Например, в сентябре 2020 года на вопрос «Как вы оцениваете эффективность политики государства по реинтеграции ВОТ» популярные ответы были такие:
- среднеэффективна 25,1%
- вполне неэффективна 23,9%
- частично неэффективна 21,2%
- трудно сказать 20,3%
А вполне эффективной государственную политику в этом вопросе назвали только 1,9% опрошенных.
«Мы имеем некую ситуацию неопределенности именно в восприятии населением того, что бы мы назвали государственной политикой. Поэтому ее эффективность оценить трудно», — отмечает директор Школы политической аналитики НаУКМА Максим Яковлев.
Он также подчеркнул, что люди лучше воспринимают любые стратегии и шаги власти, когда есть достаточная коммуникация, все объяснили и обосновали. Относительно политики реинтеграции Донбасса пока этого не происходит.
Можно простить и боевиков?
По отношению украинцев к жителям оккупированных территорий, результаты опроса говорят об уменьшении радикализации. Например, когда спрашивали, согласны ли люди с тем, что жители ОРДЛО получили российские паспорта, потому что не было выбора, большинство опрошенных оказались не согласны. Но, если сравнивать сентябрь 2019 и сентябрь 2020, процент несогласных стал меньше, а все больше людей придерживаются среднего варианта «и да, и нет».
«Самое интересное, что и на востоке люди так же не согласны с этим, как и в других регионах. Единственный регион, который имеет другой баланс — это юг. Также в сентябре 2020 мы опрашивали людей, что власть должна делать с людьми, которые сотрудничали с органами власти “ДНР” и “ЛНР”. Это были два отдельных вопроса, согласны ли вы с утверждением. И разницы практически не было. 46% не согласились, что людей не надо ограничивать в правах, потому что они были вынуждены сотрудничать», — говорит научная директорка Школы политической аналитики НаУКМА Анна Осипчук.
Зато большая часть опрошенных считают, что следует поддерживать тех, кто сотрудничал с оккупантами, но сознательно отказался от этого и перешел на сторону Украины. И почти 50 процентов опрошенных выступают за поддержку даже тех, кто был в составе вооруженных формирований, но также изменил убеждения и перешел на украинскую сторону. То есть вопрос сознательного выбора и перехода важен для людей.
Исследователей удивило то, что наиболее «жестко» настроены жители северной Украины, а наиболее снисходительны — жители южных регионов. Интересным оказалось и территориальное распределение опрошенных, которые поддержали открытие новых КПВВ на Донбассе (всего это поддерживают более 50% респондентов).
«Интересно, что наименьшую поддержку эта идея имеет в восточном макрорегионе. Но надо учитывать, что этот год отмечен ковидом, поэтому часть аргументации может касаться этой опасности», — объясняет аналитик Школы политической аналитики НаУКМА Антон Суслов.
Чего ждать от России
Общественные настроения частично отражают идеи, которые транслируют первые лица государства, добавляет политическая аналитикиня Фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива Мария Золкина. В частности, в 2020 году больше людей стали одобрительно относиться к прямым переговорам с представителями так называемых “ЛНР” и “ДНР”. А это может стать фактически их признанием. Этого же, прогнозирует экспертка, добиваться в следующем году будет и Россия, постепенно навязывая свои условия.
«Идея прямых переговоров и прямого контакта никуда не исчезает. Она будет продвигаться на уровне Минска и ТКГ с помощью скрытых элементов. Например, до сих пор не отработан координационный механизм под эгидой СЦКК, и Россия будет делать все, чтобы этот механизм дополнить представителями так называемых “ДНР/ЛНР” вместо россиян. Второй момент — история с разминированием... чтобы эту инициативу реализовать, очевидно, придется подписывать новый документ, и скорее всего это будет рамочное соглашение наподобие того, которое касалось разведения сил и войск. Поэтому надо следить, чтобы под этим новым документом о разминировании “случайно” не явились подписи каких-то представителей “ДНР/ЛНР””, — отмечает Мария Золкина.
По ее мнению, Украине же стоит настаивать на пересмотре Минских договоренностей. В частности, в определении того, когда именно должен быть отведен иностранный контингент.
Советы власти
Эксперты сформулировали еще несколько советов власти
1. Президенту предлагают инициировать разработку проекта резолюции Совета безопасности ООН и проекта указа по требованиям Украины по внедрению международной миротворческой миссии ООН в Донбассе.
«Для нас это действительно лучший вариант — такая миссия. Мы должны использовать то, что было уже сделано, и проталкивать эту идею. Если Россия будет это срывать — а она будет, мы получим дополнительные козыри. Но мы не можем выводить эту идею с нашего информационного пространства», — считает научный директор Фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива, профессор политологии НаУКМА Алексей Гарань.
2. Главе государства также рекомендуют воздержаться от объявления или принятия политических решений, которые приводят к углублению разделения в украинском обществе, а также проводить кадровую политику в отношении членов Трехсторонней контактной группы, которая будет учитывать репутацию кандидатов.
3. Верховной Раде и правительству рекомендуют обновить редакцию закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» и принять изменения в законодательство, которые урегулируют вопросы переходного правосудия в случае восстановления контроля над ОРДЛО.
4. Представителям власти советуют создавать эффективную коммуникацию по стратегии реинтеграции Донбасса.
«Период 2021-2022 годов может быть “окном возможностей” для Украины, чтобы подготовить и ввести продуманную, приемлемую для большинства граждан политику деоккупации и реинтеграции ОРДЛО», — говорится в аналитической записке исследования.