Поселок Городище. В гости к староверам
Потоки переселенцев-староверов, оставив враждебное им Подмосковье после церковной реформы Никона, шли в двух направлениях: на север (Урал, Сибирь) и на земли Войска Донского. В этот период на территории нынешнего Перевальского района Луганской области, на пересечении двух рек, Белой и Беленькой, и возникло Городище. Это поселение назвали Слободой или Покровской стороной - в честь построенного там храма.
СОВСЕМ НЕМНОГО ИСТОРИИ
В середине XVII века, точнее, в 1653 году VI Патриарх Московский Никон начинает церковную реформу, направленную на унификацию обрядов русской церкви с тогдашней греческой.
«Россия была единственным государством, где православие было государственной религией. Поэтому негоже было православному государству с православным царем чем-то отличаться от остальных православных, защитником которых он выступал», - «подтягивал» мою теоретическую базу накануне путешествия в Городище историк-краевед Валерий Снегирев.
Сама по себе реформа не вносила ничего кардинально и революционно нового. Во-первых, нововведениями ввели троеперстие, тех, кто крестился двумя пальцами, объявили поклонниками нечистой силы – мол, крестятся двумя пальцами, как двумя рогами. Коснулись реформы и текстов святого письма. В частности, в слово «Ісус» добавили букву «и». Изменили направление крёстного хода: согласно реформе, предписывалось ходить вокруг церкви против солнца в то время, как старообрядцы шли в противоположном направлении.
Нововведения вызвали раскол среди священников и верующих. Сторонники старой, дореформенной, церкви стали именовать себя старообрядцами, а новую объявили «бесовской». «Оппоненты» в долгу не остались и назвали их «раскольникам». Параллельно светская власть, при активно поддержке «обновлённой» церкви, начинает преследования староверов.
«Никон добился того, что старообрядцы были объявлены вне закона. Доходило до того, что просто любой поп мог их буквально сжечь, забрать имущество и уничтожить», - продолжает «ликбез» Валерий Снегирев. - Доходило до того, что в центральных районах России до 30% населения снималось и уходило к старообрядцам из-под юрисдикции московского царя». Спасаясь от репрессий, они переселялись в глухие районы тогдашнего Государства Российского.
Потоки переселенцев шли в двух направлениях: на север (Урал, Сибирь) и на земли Войска Донского (казаки активно поддержали староверов). В период таких переселений на территории нынешнего Перевальского района и возникло Городище.
ПОСЕЛЕНИЕ В ОВРАГЕ
«Как въедете в посёлок, остановитесь и осмотритесь, - напутствовала меня по телефону руководитель народного этнографического хора местного дома культуры Татьяна Манина. - Посёлок наш в овраге лежит и с того места весь как на ладони».
Так я и сделал. Сложно представить, какой увидели эту местность первые поселенцы.
«Городище в балочке скрыто и чуть вдалеке от дороги. Так называемые «места потаенные»... только знающие люди могли сюда вывести», - вспомнились слова Валерия Снегирева. Описание оказалось точным: нашему взору предстал поселочек, состоящий преимущественно из одноэтажных строений, раскинувшийся на несколько километров перпендикулярно трассе.
«Говорят, что раньше здесь всюду были леса, люди искали укромные места возле речек, по балкам», – начала экскурсию приехавшая нас встречать Татьяна Манина. - Селились в разное время и по разным сторонам».
Действительно, первая волна переселенцев, оставив враждебное им Подмосковье, переместилась на земли нынешней Луганщины, и осела на островке, образованном при пересечении двух рек, Белой и Беленькой. Это поселение назвали Слободой или Покровской стороной (в честь построенного там храма). С этой части Городища мне и порекомендовали начать знакомство с посёлком. «Если, конечно, сможете проехать по нынешнему бездорожью», - сделал оговорку местный краевед Юрий Батюшин, вызвавшийся показать дорогу. Нам повезло: несмотря на весеннюю распутицу, пробраться к слободскому бездорожью нам удалось.
Выйдя из машины, я был удивлён – ожидал увидеть многовековой храм, а вместо этого на небольшом островке, окружённом весенними ручейками, нас встречала «сравнительно молодая» часовенка, на дверях в момент нашего появления висел замок. «Сожгли храм, - объяснил Юрий Батюшин, - а часовню позапрошлым летом отстроили».
«А как можно было узнать старовера?, - спрашиваю я своего «слободского» гида. - Есть какие-то отличительные черты?»
«Конечно, - отвечает краевед Батюшин. - Староверы обычно носили большие пышные бороды, всегда у них рубахи были с длинными рукавами, подпоясывали они всегда тесёмкой или ремнём. Не брились, не курили, спиртное не употребляли. Если они здоровались, то никогда не говорили «здравствуйте», а всегда - «Здоров дневала!» или «Здоров ночевала!». Когда благодарили, никогда не говорили «спасибо». Потому что, по их мнению, слово «спаси» и окончание «бо» - обращение к нечистой силе. Вместо этого они говорили всегда «Спаси Христос!»
РОДИНА АРХИЕПИСКОПОВ
Со Слободы посоветовали переместиться на Русскую или Успенскую (опять же, в честь храма) сторону Городища. Эта часть посёлка была основана следующей волной переселенцев. На этот раз с Курской губернии. Они осваивали местность вдоль реки Белой. Центром их поселения стал Храм Успения Пресвятой Богородицы.
«Езжайте туда, вас владыка встретит», - предложила одна из местных жительниц, предложившая нас сопроводить. По дороге рассказали, что до весны прошлого года отец Патермуфийбыл настоятелем в Успенском храме, но с апреля пошёл на повышение. Его назначили епископом Иркутско-Амурской епархии Российской православной старообрядческой церкви. «Но о нас не забывает», - сказала наш экскурсовод. - Вот, приехал в посёлок на время Великого Поста».
Вообще, Городище можно смело назвать «кузницей кадров» для высшего духовенства старообрядческой церкви. В первую половину ХХ века настоятелем в местном храме служил отец Флавиан. В 1948 его назначили Архиепископом Московским и Всея Руси. «Прочитаете об этом на мраморной плите на воротах храма», - не без гордости уточнила наша провожатая.
Между тем, мы приблизились к храму. Владыка уже знал о нашем приезде и вышел встречать. «А идёмте внутрь, - пригласил он на правах хозяина, - там и поговорим».
Мне, как человеку светскому, сложно уловить отличие старообрядческого храма от аналогичного культового строения «никонианской» церкви. Первое, что бросилось в глаза в городищенском храме, это – обилие «двуперстных» икон: с большинства изображений меня благословляли двумя пальцами.
О старообрядческом перстосложении и спрашиваю: «А почему именно два пальца?».
«Старообрядческое перстосложение, – отвечал владыка - это два перста, значащие: Иисус Христос, Господь преклони на небеса, - сказав это, Патермуфий указал на три сложенных пальца. - Втой церкви основное – три перста, которыми выполняют крестное знамение. А два перста, ничего не значащие, считаются праздными. Наша церковь этого не принимает и рассуждает следующим образом, что, если креститься тремя перстами, то мы распинаем Троицу. Троица не была распята на кресте, а распят был Христос».
«ВАЗЬМИ МЯШОК, ПАЛАЖИ НА ПЛЯЧО!»
«Вы о языке нашем городищанском напишите», - просила меня Лидия Семёновна, живущая на Слободе, - нас по говору всюду узнают».
«Смешение групп переселенцев (Курщина, Подмосковье, Воронежщина) привело к формированию особого городищанского выговора, - ещё во время посещения Покровской стороны рассказывал мне Юрий Батюшин. - Здесь говорят «чаво», «куды», «вазьми мяшок, палажи на плячо»».
«У меня внучка говорит, что три языка знает: украинский, русский и городищенский! - смеялась слобожанка Лидия Семёновна. - Сами судите, где ещё так говорят: «Я побёг, узрел чего-то, мяшок нясу!» Или вот, например, у нас говорят не «ребенок», а «дитенок»: «Гляди ж ты своего дитёнка! Куда он побег!».
«У нашего хора в репертуаре есть старинная песня «Алешкина жена», - продолжила языковую тему Татьяна Манина. - Так вот, мы ее как-то пропели и думаем, на каком же она языке. Такие слова в ней есть: «В окошечке памяукиваить: «Ой, мяву, мяву, мяву! Нет хозяюшки в дому». Это вот старинный наш диалект городищенский».
УСПЕНСКО-ПОКРОВСКИЕ ГОСТЕВАНИЯ
Каждый населённый пункт в сельской местности с нетерпением ждёт своего престольного праздника. По вековой традиции, православные (и старообрядческие в том числе) культовые сооружения освящают в определённый церковный праздник. Впоследствии в этот день гуляет всё село.
В Городище храма два (Успенский и Покровский), поэтому и празднуют здесь дважды. В эти дни, на Успенье и на Покров, Слобода и Русская сторона обмениваются дружественными визитами.
«У нас так повелось, - говорила мне Алла Кондратьевна, живущая на Русской стороне. - Когда наступает Успенье – к нам со Слободы идут, и наоборот – на Покров мы к ним собираемся». Как правило, подобные мероприятия начинаются с богослужения (то ли в Покровской часовне, то ли в Успенском храме). В это время возле церкви готовится общий стол. «На праздники всегда привечают всех приезжих, - говорила Алла Кондратьевна. - Всех жителей с той стороны, всех-всех. А затем уж родственники разбирают и по своим домам идут».
«А вы на сторону к кому-то в гости ходите?» - спрашиваю.
«Конечно, хожу. У меня на той стороне дочь и сваты живут, всегда к ним ходим», - был мне ответ.
«А у меня на Русской стороне племянник живёт и брат двоюродный», - говорила слобожанка Лидия Семёновна. По её словам, особенно популярным этот обычай стал после печального случая, когда сожгли Покровский храм. Тогда всем посёлком стали ходить на Русскую сторону. А после того, как на Слободе отстроили часовню, в Городище началось своеобразное соревнование, чья сторона лучше встретит гостей на свой праздник.
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ГОРОДИЩЕНСКИЙ БОРЩ
Чтобы показать, как в Городище встречают гостей, да заодно и познакомить с местными кулинарными традициями, меня пригласили к Алле Георгиевне, известной в посёлке поварихе. «Отведаете её стряпню, точно захотите у нас остаться!» - шутили местные жители.
Дома у Аллы Георгиевны уже ждал накрытый стол. Хозяйка суетилась у плиты с самого утра. К моменту приезда наносились финальные штрихи. «Сейчас у нас – Великий Пост перед Пасхой. Поэтому и постные блюда», - комментировала свои кулинарные творения Алла Георгиевна. - Вот старинное блюдо – пампушки. Выпекаются и нарезается кусочками, отдельно готовится сироп. А сироп у нас в Городище делают из сушёных груш. Я тоже приготовила сироп и пампушки. Сейчас буду вас ими угощать». Вслед за пампушечно-грушевым десертом нам продемонстрировали тыкву, запечённую с яблоком и фасоль с овощами.
«А чем городищанский борщ отличается от, скажем, борща луганского?» - спрашиваю.
«У нас картошка в нём толчёная, а не резаная кусочками. И квашеную капусту добавляем вместо свежей», - говорила хозяйка, подавая мне большую тарелку «старообрядческого» борща.
Признаюсь откровенно, борщ с картофельным пюре и квашеной капустой очень и очень вкусный. Как и всё остальное, чем угощали в этом посёлке.
«Вы к нам на храмовые праздники приезжайте», - прощались со мной гостеприимные городищане, - так, как у нас, нигде больше не гуляют». После всего увиденного и услышанного за время городищенского путешествия я в этом даже не сомневаюсь.