ПОРА ВЗРОСЛЕНИЯ
В этом году наша страна празднует 19-й день рождения. Ссылки на молодость больше не принимаются. Украина состоялась как страна.
Национал-патриоты встречают этот День Независимости в трауре. Победа Виктора Януковича на выборах перечеркнула все их надежды на правильное развитие Украины. В этих кругах принято называть нынешнее правительство «оккупационным». Однако, если отмотать пленку немного назад, то ровно такие же эмоции вызывало у значительного числа жителей Юго-Востока Украины пятилетнее правление Ющенко. То есть мы имеем дело с двумя точками зрения на дальнейшее развитие Украины, или, как модно говорить, «проектами», которые, так или иначе «всплывают» во время выборов. Украинский писатель Юрий Андрухович в интервью Би-би-си недавно призвал внимательнее относиться к предпочтениям жителей Юго-Востока. Правда, литератор эти предпочтения посчитал настолько несовместимыми с бытием Украины, что пришел в итоге к необходимости отделения от Украины Донбасса и Крыма.
На самом деле Юрий Игоревич преувеличивает. Идеологическая разделенность на «две страны» характера не только для Украины. И говорит скорее в ее пользу. Возьмем в качестве примера Соединенные Штаты Америки, которые обычно рассматривают как образец демократии, граждане которой объединены патриотизмом. Если смотреть на Америку не через призму голливудского кинематографа, когда после очередного спасения мира в финале американцы всех цветов кожи обнимаются и целуются на фоне звездно-полосатого флага, а, например, с точки зрения публициста Патрика Бьюкенена, далеко не последнего человека в Республиканской партии, то окажется, что Америка идеологически разделена не менее, чем Украина. Америка республиканцев - белая, зажиточная, чтящая «отцов-основателей», верующая, осуждающая аборты, однополые браки и прочие модные веяния, жестко противостоит Америке демократов - цветной, требующей социальных гарантий, пересматривающей историю, безбожной, борющейся за легализацию абортов, однополых браков и легких наркотиков. И накал борьбы двух Америк отнюдь не уступает борьбе двух Украин.
Но есть и существенное отличие – большинство граждан Америки уверено в завтрашнем дне и в том, что смена правящей партии не станет для них социальной или экономической катастрофой. При этом для консервативных американцев демократ Кеннеди едва не «сдал страну коммунистам», а для либеральных – правление республиканца Рейгана было «фашистским» временем. Все эти эмоциональные оценки не перечеркивают национального консенсуса – и республиканцы, и демократы остаются прежде всего американцами.
В Украине дело обстоит ровным счетом наоборот – большинство ее граждан не уверено в завтрашнем дне, и от каждой новоизбранной власти справедливо ожидает только новой порции гадостей. И власть, надо сказать, избирателей не разочаровывает. В этих условиях все эти языковые вопросы и «шухевичи» являются фактором, скорее отвлекающим от реальных проблем страны. Коррупция, безработица, деградация социальной сферы, низкий уровень жизни раскинулись в Украине, что называется «від Сяну до Дону». Черт возьми, хочется дожить до того времени, когда статус УПА будет действительно единственной проблемой украинцев.
Правление Ющенко и Януковича показало, что и «свидомые», и «украинофобы» охотно берут взятки, злоупотребляют служебным положением и вообще воспринимают страну, как феодальный удел, отданный для «кормления». Лишенные идеологических маркеров украинские политики и правые, и левые, и коммунисты, и националисты оказываются похожими, как братья-близнецы. Потому так и тянет их к обсуждению событий полувековой давности, поскольку в современности им хвастать особо нечем.
Парадоксально, но именно бедность и бесправность большинства украинцев является сегодня для них главным интегрирующим фактором. А весь этот «спор славян» вокруг вопросов истории и филологии не более, чем идеологические завитушки. Которые к слову, вполне могут быть основой для двухпартийной системы, соперничества условных партий «Востока» и «Запада». Но это все будет после того, как мы, украинцы, решим главную проблему – жизнь в нашей стране должна быть достойна европейской нации. А уж с героями и антигероями разобраться мы сумеем.
Девятнадцать лет – это возраст. Иллюзий у нас не осталось. Мы уже видели у власти политиков всех цветов радуги, видели, как даваемые привселюдно на «майданах» обещания оборачивались ложью и изменой. Видели, как нам навстречу делают шаги, совершают прорывы, улучшают жизнь уже сегодня, не ощущая особой разницы от всех этих увлекательных телодвижений. Пора оценивать политиков по реализации ими предвыборных программ, а не по принципу «наш – не наш», отдавая голоса заведомому негодяю, только потому, что он земляк. Пора относится к демагогам и популистам, как к жуликам и наперсточникам, а не мессиям и благодетелям. Пора осознать, что жить в большой единой стране лучше, чем в разорванной распрями «постсоветской республике». Словом, пора взрослеть.
С днем Независимости, украинцы.