Образование с препятствиями: является ли провальной государственная политика по поступлению молодежи с ВОТ?
Поступление в украинские высшие учебные заведения для абитуриентов с ВОТ остается сложным процессом. Несмотря на то, что с 2016 года действует упрощенная система через Образовательные центры “Крым-Украина” и “Донбасс-Украина”, количество поступающих с этих территорий за последние несколько лет уменьшилось. Почему так произошло и насколько эффективна государственная политика, узнал Восточный Вариант
В предыдущих материалах Восточный Вариант уже освещал особенности упрощенной системы поступления для абитуриентов с временно оккупированных территорий Украины.
Эта система позволяет поступать в украинские высшие учебные заведения без наличия украинского документа о среднем образовании. Сам процесс предусматривает дистанционное оформление документов. Если поступающий не имеет свидетельства о полном общем среднем образовании, ему необходимо сдать государственную итоговую аттестацию (ГИА) экстерном по украинскому языку и истории Украины. Кроме того, молодежь может рассчитывать на такие льготы, как обучение за средства государственного бюджета и бесплатное проживание в общежитии.
Однако, даже при таких условиях, у поступающих с ВОТ возникает немало трудностей и препятствий, которые требуют внимания.
Одна из главных проблем — вопрос выезда и финансов. После начала полномасштабного вторжения рф выезд с временно оккупированных территорий стал крайне сложным из-за отсутствия пунктов пропуска. Решением для абитуриентов с этих территорий в основном является выезд через третьи страны.
Как отметила руководительница направления национальной адвокации ОО “Центр гражданского просвещения “Альменда” Валентина Потапова, абитуриенты часто сталкиваются с финансовыми трудностями, в частности, с необходимостью найти средства на дорогу, первые расходы на проживание и иногда на аренду жилья.
“Когда мы говорим о поступлении, то надо понимать, что это комплекс действий: каким образом сюда приехать, что делать; потому что ты поехал в один конец и не можешь вернуться обратно, потому что нужна такая же сумма денег и где жить”, — объясняет Валентина Потапова.
Восточный Вариант пообщался с девушкой Софией (имя изменено в целях безопасности — ред.), которая выехала с временно оккупированной Макеевки Донецкой области и планирует поступление в украинское учреждение высшего образования. Она поделилась, что вызовы для абитуриентов с ВОТ не ограничиваются только самим процессом поступления.
Насущной проблемой является то, что людям с временно оккупированных территорий часто не хватает времени для подготовки к экзаменам и поступлению. Вместо этого они вынуждены работать, чтобы обеспечить свою жизнь.
“Когда ты ВПЛ, ты должен работать вдвое больше, чтобы обеспечить себя на минимальном уровне и восстановить хотя бы частично то, что осталось из твоей предыдущей жизни. С такой работой сильно не сможешь учиться. Готовиться к поступлению — так же. Две тысячи выплат ВПЛ в месяц при условии официального трудоустройства — это издевательство”, — отметила девушка.
Даже если образовательное учреждение предоставляет общежитие, абитуриенту необходимо покрывать базовые расходы на транспорт, еду, медицину и лекарства. Когда бюджет ограничен, финансовые трудности становятся большой преградой.
В начале 2024 года ОО “Центр гражданского просвещения “Альменда” совместно с Офисом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека провели опрос среди студентов, которые поступили в украинские учреждения высшего и профессионального предвысшего образования после начала полномасштабного вторжения. По результатам опроса был выявлен следующий ряд проблем при поступлении:
- информационная доступность;
- признание документов, которые подтверждают личность, в частности слишком большой список документов;
- сложная процедура их оформления;
- выезд с ВОТ;
- получение справки о пребывании на ВОТ;
- электронная подпись и оформление документов в электронном виде;
- предвзятое отношение;
- ГИА для получения образовательных документов о получении общего среднего образования.
Если говорить более подробно, то подавляющее большинство респондентов, которые поступили в украинские учебные заведения, приехали с временно оккупированных территорий после 24 февраля 2022 года.
Выпускники с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, которые были под российской оккупацией с 2014 года, реже выбирают образование в Украине. Это связано с долговременным влиянием российской пропаганды, давлением и запугиванием со стороны оккупационной власти, а также процессами ассимиляции, которые привели к потере национальной идентичности у детей и их родителей.
Согласно результатам опроса, нужно сохранить и улучшить работу Образовательных центров, сделать более прозрачной и понятной процедуру получения льгот (квота-2).
Также, стало понятно, что большинство студентов, а именно 74%, поступали в украинские учреждения высшего образования не через упрощенную систему, которую предлагают Образовательные центры, а по общей процедуре.
Это свидетельствует о том, что информационная кампания по поступлению для лиц с временно оккупированных территорий является недостаточно эффективной. Нехватка четкой и доступной информации является одной из основных проблем для людей, которые находятся в оккупации.
Еще одним вызовом для абитуриентов с ВОТ является дефицит ресурсов для подготовки к экзаменам. Блокировка украинских веб-сайтов и угрозы за проукраинскую позицию затрудняют доступ к необходимым учебным материалам.
София в комментарии Восточному Варианту отмечает, что пути для подготовки все же существуют.
“Разница в программе есть, и готовиться приходится серьезно. Я находила сайт со свободным доступом к вебинарам, да и в целом если поискать, то все можно найти. Но время, ресурс — это сложно. И это все при условии того, что человек более или менее знает язык”, — объясняет она.
В заключении можно сказать, что государственная политика по привлечению молодежи с временно оккупированных территорий к обучению в украинских учреждениях высшего образования требует существенного совершенствования. Юристка ОО “Крым SOS” Анастасия Калинина отмечает, что по имеющейся статистике, количество поступающих с оккупированных территорий уменьшилось за последние несколько лет.
Это свидетельствует о том, что сейчас необходимо работать над изменениями и учесть следующие факторы: затрудненное физическое перемещение, ограниченный доступ к украинскому образовательному контенту из-за отсутствия интернета и блокировки веб-сайтов, низкий уровень владения государственным языком. А также, вопрос финансовой стабильности.
Согласно опросу, который Восточный Вариант упоминал уже выше, многие респонденты и респондентки отметили важность академической и социальной стипендии, а также социальных выплат для ВПЛ.
Успешные кейсы и мотивация абитуриентов
Несмотря на многочисленные вызовы и трудности, молодежь с временно оккупированных территорий продолжает поступать в украинские учреждения высшего образования и демонстрирует высокую мотивацию. Восточный Вариант ранее рассказывал о парне с временно оккупированной части Донетчины, который успешно поступил в украинский вуз. Подробности этой истории можно найти по ссылке.
Еще один пример — история 17-летнего парня с временно оккупированного Алчевска, Луганской области.
Как отметила кураторка группы Реинтеграция ОО “Helping to leave” Светлана Атрохина, которая сопровождала весь процесс, юноша не имел украинского аттестата и не учился онлайн в украинской школе, поэтому процесс поступления был затруднен.
Однако, благодаря упрощенной системе ему удалось поступить в Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского на контрактную форму обучения. Ранее его семья планировала выезд за границу, но решила остаться в Украине после успешного поступления сына.
***
Несмотря на все притеснения и угрозы со стороны оккупантов, которые стремятся стереть украинскую идентичность, молодежь с временно оккупированных территорий продолжает отстаивать свою принадлежность к Украине. Эти юноши и девушки не только сохраняют связи с Украиной, но и демонстрируют непоколебимое желание получить украинское образование, отказываясь быть частью российской системы.
Наша задача как общества — поддерживать эти усилия, совершенствовать государственную политику в сфере образования, обеспечивать доступ к информации о возможности поступления по упрощенной системе и оказывать необходимую поддержку.