
"Они уже стали всеукраинскими легендами": как полиция Донетчины работает в условиях войны
Как полицейские работают на деоккупированных территориях Донецкой области? С какими вызовами сталкиваются? И как помогают населению? “Восточный Вариант” узнал из первых уст
Новые подразделения — парамедики и эвакуационные группы
Полиция Донетчины несет службу в усиленном режиме с начала полномасштабного вторжения россии в Украину. Сотрудники полиции оказывают сервисные услуги, расследуют разные преступления, работают на блокпостах, патрулируют улицы. К обычным направлениям деятельности добавились новые — документирование и расследование военных преступлений, а также эвакуация и помощь людям.
В контексте проведения эвакуации сформировалось новое подразделение полиции — парамедики. Его костяк — сотрудники тренингового центра полиции, которые в условиях войны сосредоточили свою деятельность на спасении людей. Это специально обученные сотрудники, прошедшие курс подготовки, дополнительные тренировки. У них есть медицинские автомобили скорой помощи. Парамедики работают в каждом населенном пункте и первыми прибывают на места обстрелов и других чрезвычайных происшествий, где есть травмированные или погибшие люди.

Начали работу и эвакуационные группы, которые есть в каждом районе области. По словам начальницы отдела коммуникации Полиции Донецкой области Александры Гаврилко, некоторые из них уже стали всеукраинскими легендами.

“Это наши спасатели, наши “Белые Ангелы”, так их назвали жители и называем мы. Особенно в Марьинской громаде, они уже успели стать героями. Ведь ребята с начала полномасштабного вторжения российской федерации каждый день без выходных спасают людей. Они уже вывезли все гражданское население из Марьинки, продолжают эвакуировать людей из Красногоровки и Новомихайловки, там ведутся ожесточенные боевые действия», — говорит Александра Гаврилко.
По словам начальницы отдела коммуникаций, сейчас количество эвакуированных в день может быть три или четыре человека, в основном это раненые пожилые люди, которые до этого отказывались выезжать.
За каждым раненым выезжает эвакуационная группа, забирает в безопасное место или медицинское учреждение, потому что другие экстренные службы туда уже не едут. Поэтому в обязанности эвакуационных групп входит иногда тушение пожаров, разбор завалов или спасение тяжелораненых людей.

“Если человек просто заболел — его вывезут в больницу, как скорая помощь, и также на эвакуацию. Их знает там каждый человек. И врачи, и власть, и местные, и волонтеры. Пишут благодарственные письма люди из разных уголков области — может, вывезли их родственников или их самих. Ребята чувствуют от граждан эту обратную связь и продолжают работать. Это самые стойкие сотрудники полиции”, — говорит Александра.
Правонарушений стало меньше, но…
В условиях полномасштабной агрессии рф количество правонарушений уменьшилось. По словам представителей полиции, это обусловлено как активной фазой боевых действий и уменьшением количества людей, большинство из которых эвакуировались, так и введением ограничений в виде комендантского часа и увеличением патрулирования на улицах города. Административные и уголовные преступления продолжают фиксироваться, но не в таком количестве, как до 24 февраля.

Полиция продолжает выполнять свои обязанности для предотвращения преступлений и несчастных случаев. К примеру, на въезде в Донецкую область проверяют все транспортные средства на наличие опасных или запрещенных вещей.

Теперь сотрудники полиции, особенно после освобождения деоккупированных территорий, занимаются документированием и расследованием военных преступлений со стороны россии. Это — мародерство, незаконное завладение имуществом или транспортным средством, насильственные действия в отношении населения.
Одни из первых на деоккупированных территориях
Когда есть информация от военных об освобождении населенного пункта, там начинают работать взрывотехники из полиции вместе с сотрудниками ГСЧС, чтобы минимально разминировать территорию. Это нужно, в свою очередь, для въезда и начала деятельности специальных подразделений Полиции Донецкой области относительно стабилизационных мероприятий. Затем уже заходят криминальный и превентивный блоки, эвакуационная группа и группа взаимодействия с населением. Проводится работа по помощи населению, дежурству в городе или поселке, восстановлению правопорядка на территориях.

“Люди там запуганы. И наша цель — это не прийти и пугать всех проверками, а помочь, чтобы люди доверились и рассказывали информацию, в том числе о преступлениях оккупантов, о захоронениях, о похищении людей. Чтобы мы смогли документировать и расследовать”, — объясняет Александра Гаврилко.
К тому же, на деоккупированных территориях многие дома в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Поэтому людей призывают эвакуироваться в более безопасные регионы. По словам сотрудников полиции, есть люди, которые провели в подвалах почти весь период оккупации из-за тяжелых боевых действий. Поэтому проводится информационное разъяснение.

Люди постепенно выезжают из таких населенных пунктов. Наблюдается тенденция возвращения людей в деоккупированные поселки и города, чтобы забрать свои вещи, ремонтировать дома, проверить. После этого они снова уезжают. Однако есть люди, которые возвращаются насовсем. Александра Гаврилко предостерегает, что сейчас это опасно и не имеет смысла из-за отсутствия коммунальных услуг или уцелевших домов для зимовки.
Эксгумация тел погибших и их перезахоронение
После деоккупации части Донецкой области в сентябре-октябре были обнаружены захоронения в 43 населенных пунктах. Самые большие из них — это Лиман и Святогорск. Сотрудники полиции уже получили 87 сообщений от людей о захоронениях граждан. Было обнаружено 104 захоронения — это 33 в Святогорске и 71 в Лимане. Среди них две большие локации массовых захоронений, о которых ранее писали в СМИ. За это время было эксгумировано 111 тел гражданских людей и 35 военнослужащих Вооруженных Сил. Всего было обнаружено 293 тела граждан, из них 203 идентифицированы.

“Мы обращаемся к гражданам: если у них есть какая-то информация, то они могут обратиться к сотрудникам полиции на улице или прийти в отделение. Даже если вы в другой области — это нам очень поможет, любая информация будет полезна”, — говорит Александр Гаврилко.
Жители Донетчины могут обратиться в полицию для сообщения информации о военных преступлениях рф, о телах погибших жителей, которые еще не были эксгумированы, или для эвакуации из мест активных боевых действий.
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.