«Планы — не сдаваться»: как переселенка из Луганска дважды спасала лошадей от войны и создала для них шелтер

Екатерина Степанова с юных лет мечтала связать свою жизнь с лошадьми. Прошла обучение в конно-спортивной школе и стала владелицей лошадей. В 2014 году в ее хозяйстве было 8 животных, которых ей пришлось эвакуировать с Луганщины. После февраля 2022 года во второй раз спасала своих подопечных. Впоследствии создала шелтер для эвакуированных лошадей на Ровенщине и основала ОО “Кентавр ЮЭЙ”.
Сейчас Екатерина занимается развитием социального конного клуба, где обучают верховой езде и проводят занятия по психоэмоциональному восстановлению. О своем пути она рассказала Восточному Варианту.

“Осуществила мечту — купила первого в жизни коня”
Екатерина родом из Луганска. По ее словам, еще “с пеленок влюбилась в лошадей”. Все детство мечтала и все-таки дождалась — в 12 лет мама разрешила ей записаться в конно-спортивную школу.
"По образованию я художник, но работать в этой сфере не собиралась. Понимала, что всю свою жизнь хочу провести рядом с лошадьми. В 20 лет я осуществила свою мечту и купила первого коня — жеребца мини-пони. На следующий год купила большого коня. Так, несколько лет подряд, в год прибавлялась по лошади", — рассказывает она.
Вторая большая лошадь, которая появилась в хозяйстве Екатерины в 2007 году, — это полуторалетняя кобыла Роза Донской породы. Через несколько лет Роза серьезно травмировалась. Екатерина рассказывает: Через несколько лет Роза серьезно травмировалась. Екатерина рассказывает:
“В возрасте 6 лет Роза порезала ногу об битое стекло — повредила вены и сухожилия. Нам стоило немало усилий, чтобы спасти кобылу от смерти. Ветеринар прогнозировал ей инвалидность. Мое решение было однозначным — кобыла будет жить, просто домашним любимцем. Однако ветеринар сделал работу очень филигранно и, неожиданно для всех, функции двигательного аппарата у кобылы восстановились через год. Так что она нас еще порадовала своей жаждой жизни”.

С 2008 года, чтобы прокормить своих лошадей, Екатерина открыла ФЛП и начала предоставлять частные услуги, связанные с лошадьми: обучение верховой езде, конные прогулки, фотосессии.
“2014 — год глобальных изменений и событий”
В 2014 году в хозяйстве Екатерины было 8 животных — 5 личных лошадей, ослик и две подопечные лошади, за которыми она ухаживала со своим мужем Артуром. Держали лошадей в домашней конюшне.
"2014 год был годом глобальных изменений и событий. Именно в этот год мы с мужем решили основать конный лагерь. Взяли в аренду несколько гектаров земли, смонтировали полевые конструкции, поставили палатки, вывели лошадей в поле на свободное пастбище. Это было самое романтичное лето и все складывалось прекрасно. Собиралась первая группа на конный лагерь, но планы изменила политическая обстановка 2014 года", — говорит Екатерина.
Кроме тогдашних внешних событий произошло еще одно потрясение для Екатерины — травмировался один из ее первых коней, любимец — Буян. Он повредил ноги и не мог подняться.
“Приговор всех вокруг был неутешительным. Но я всегда до последнего верю в чудеса, — вспоминает Екатерина. — Мы с ребятами смонтировали в поле над конем станок, подвязали коня, подставили под живот мягкую опору, чтобы он не упал, и начали лечить. Тем временем ситуация в Луганске становилась все более опасной”.

Екатерина вспоминает, как в июле 2014 года в Луганске начались обстрелы, появились первые жертвы в их поселке. Они с мужем отправили своих детей и родственников в безопасное место на подконтрольную территорию Украины, а сами остались, чтобы пристроить лошадей.
“Луганск и дороги для выезда из города бомбили”
Пока Артур занимался эвакуацией родных, Екатерина пыталась спасти коня Буяна самостоятельно, поскольку волонтеры тоже выехали в поисках безопасного места. Она вспоминает:
“Буян уже месяц стоял в стойле, и нужно было его оттуда выводить. Когда он вышел, то первое, что сделал — лег покачаться в траве. Конь снова не смог встать. Тогда я вспомнила, как мой муж когда-то помог своей кобыле выбраться из болота. По его методике я подставила руки коню снизу под голову, чтобы он мог опереться на меня, и мы одним рывком сделали это вместе. Конь встал. Это был один из самых счастливых моментов моей жизни”.
Транспортировка животного в таком состоянии была невозможна. Екатерина добавляет, что на территории самопровозглашенной “лнр” тогда появилось “правило”, что ни одна лошадь не должна покидать территорию.
“Я была в стрессовом состоянии. Луганск и дороги для выезда из города бомбили. Эвакуировать лошадей было невозможно и опасно. Поэтому мне пришлось временно пристроить их у моих знакомых”, — рассказывает Екатерина.
Они с мужем последним рейсом поезда выехали в Харьков. Там продолжали искать возможности и место для эвакуации лошадей, но эвакуационных рейсов для животных не было.
В октябре 2014 года Екатерина с мужем вернулись в Луганск. В течение месяца она собирала своих животных по городу и отстаивала свои права на них. В результате им с мужем все же удалось вывезти в Харьков 4 коней. Еще одну лошадь и ослика они пристроили в добрые руки.

Впоследствии владелица дала объявление по Харькову о бесплатной аренде лошадей при условии их самообеспечения. Откликнулись люди, но не все сложилось так однозначно.
“К сожалению, на бесплатный сыр откликнулись не только добропорядочные, но и нечестные люди. Мой любимец Буян, за которым мы всем миром ухаживали, стал жертвой мошенников, которые выдавали себя за волонтеров. Коня вывезли в Богодухов, дальше его след пропал. Нам сказали, что конь умер. Показания не совпадали — каждый раз говорили что-то другое. Полиция не нашла состава преступления. Позже стало известно, что это был не первый такой случай этой конторы. Мне остается только верить, что мой Буян нашел себе новых любящих владельцев и прожил достойную счастливую жизнь”, — говорит Екатерина.
“Нужно было снова искать безопасное место”
В 2018 году Екатерина с мужем переехала в Очаков на Николаевщину и забрала с собой лошадей. Она рассказывает:
“Мы решили «пустить корни» в живописном уголке на юге Украины. Там все начали с нуля, я бы даже сказала — с минусов. Постепенно выкупили хату в селе на берегу Днепро-Бугского лимана, где планировали создать конюшню и приют для собак”.

Февраль 2022 года снова внес свои изменения в жизнь семьи Екатерины. Она вспоминает, что полномасштабное вторжение с первых дней зацепило и Очаков. Ее муж сразу освободил подвальное помещение в ближайшем двухэтажке, обустроил там отопление, свет, интернет и простые бытовые условия.
"В этом подвале нам пришлось жить целый месяц. Мы все ждали, что боевые действия вот-вот утихнут. И надеялись, что на этот раз нам не придется начинать жизнь сначала", — поделилась Екатерина.
Лошадей вывели на поле, на веревки добавили слабые звенья, “чтобы в случае необходимости животные могли их порвать и убежать”. Две лошади были на привязи, две гуляли свободно. Каждый день их сменяли по очереди.
Екатерина рассказывает, что детям не разрешали выходить из подвала, а сами с мужем по очереди ездили на поле к лошадям, чтобы напоить и перевязать. В апреле 2022 года они поняли, “что война так быстро не закончится, и нужно было снова искать безопасное место”. Однако финансового ресурса у семьи не было.
"Ехать было некуда. Но муж настаивал, потому что безопасность детей должна быть на первом месте. Казалось, что выхода нет. Я постоянно мониторила ленту Facebook, как будто надеялась на чудо. Муж тем временем помогал организовывать эвакуацию лошадей из Харькова в телефонном режиме. А наши лошади могли остаться в мясорубке без шансов на выживание. Было очень больно", — вспоминает владелица животных.
Выход нашёлся — Екатерина наткнулась на сообщение Фонда Федерации конного спорта, который организовал эвакуационные рейсы для лошадей. Всех четырех животных удалось эвакуировать в Дубно на Ровенщину. Там им предоставили убежище на Мирогощанском ипподроме, при условии самообеспечения. Самой семье предложили временное бесплатное общежитие.

“К лету нам с мужем удалось наладить партнерские отношения с Фондом Федерации конного спорта и привлечь финансирование от них для организации полноценного шелтера для лошадей, эвакуированных из зон боевых действий. За год сотрудничества с фондом нам удалось предоставить приют и уход более чем 65 лошадям”, — рассказывает Екатерина.
Уже через год помещение ипподрома было продано на аукционе. Контракт с Фондом Федерации конного спорта завершился, и Екатерине с мужем пришлось снова решать дальнейшую судьбу их лошадей. Она говорит:
“Новые владельцы предложили нам платный постой по 8000 грн за каждую голову. К тому времени у нас уже было шесть лошадей, потому что две кобылы родили жеребят. Переселенцам без жилья и работы такая сумма была нереальной, поэтому мы были вынуждены отказаться”.
“В шелтер переехало 18 лошадей”
По словам Екатерины, им удалось найти помещение на выгодных условиях недалеко от Дубно, в селе Судобичи. Там начали развивать деятельность шелтера для лошадей, эвакуированных из зоны боевых действий.
“Тогда в наш шелтер переехало 18 голов лошадей из 6 разных хозяйств. На переезд, обустройство помещения, подведение коммуникаций ушли все собственные сбережения и деньги от продажи дома и машин. Пришлось занимать средства, чтобы обеспечить лошадей всем необходимым. Постепенно о нас узнали местные жители и начали помогать кормами для лошадей”, — рассказывает Екатерина.

Одновременно с этим семья Екатерины начала развивать социальный конный клуб. Они запустили различные формы психоэмоционального восстановления граждан с помощью лошадей. В частности — это иппотерапия. Владелица лошадей говорит:
“Нам очень хотелось, чтобы наши лошади также могли внести свой вклад в восстановление страны — это, в частности, поддержка морального и ментального здоровья украинцев”.
Также на базе шелтера в течение двух лет действовал бесплатный кружок по обучению верховой езде, где местные мальчики и девочки научились ухаживать за лошадьми и ездить на них верхом.

“Название Кентавр много лет преследовало меня”
В июле 2023 года Екатерина создала ОО “Кентавр ЮЕЙ”. Ее соучредителем стал, по состоянию на сегодняшний день, ее бывший муж Артур, с которым они находятся в дружеских и партнерских отношениях. Екатерина рассказывает:
“Название «Кентавр» много лет преследовало меня, хотя и является довольно банальным для такого вида деятельности. Но сам символ кентавра, как одного целого существа «человек-лошадь», это именно тот образ, который я много лет чувствую своей сущностью за всю жизнь, проведенную с лошадьми”.
По словам руководительницы ОО, постепенно им удавалось привлекать финансовую помощь на различные социальные проекты. Так, например, в 2024 году они выиграли мини-грант от Фонда громады города Дубно “Добробут”. Благодаря частичному финансированию провели две смены детского дневного конного лагеря для детей из уязвимых категорий населения. Всего было две группы по 8 детей.

“Дети были разделены на две смены. Те, кто имеет какие-то навыки в верховой езде, и новички. Опытные наездницы смогли отточить свои навыки и практиковали элементы вольтижировки. А те дети, которые впервые встретились с лошадьми, проходили базовые основы по уходу за животными, их снаряжение и верховой езде”, — рассказывает Екатерина.
В 2024 году ОО “Кентавр ЮЭЙ” попала в список номинантов на премию “Responsibility Award 2024” в номинации “Истории ответственного партнерства”.

Благодаря этим событиям, о них узнала организация “Пласт”, которая в этом году предложила организовать совместное мероприятие по конному пластованию.
“Это уже был более масштабный проект. 40 девушек и 25 парней 12 дней пластовали под присмотром опытных руководителей. А мы обеспечили детям лекции по теории ухода за лошадьми, научили их основам управления лошадьми и верховой езды. Также дети присоединились к уходу за лошадьми, научились их купать, заплетать гриву, чистить конюшню. В конце мы подарили детям мероприятие по психоэмоциональному восстановлению, где они могли провести время с лошадьми на лоне природы”, — рассказывает Екатерина.

“Психоэмоциональное восстановление является самой актуальной потребностью”
Сейчас в конном клубе доступны услуги для всех категорий граждан. Для самых маленьких детей действует пони-клуб, где есть возможность научиться верховой езде и уходу за лошадьми на маленьких конях. Для подростков и взрослых также доступны все виды услуг, от обучения верховой езде до прогулок или конного похода.

“Психоэмоциональное восстановление сегодня является самой актуальной потребностью для украинцев. Но у нас еще есть некоторые сложности — мы работаем без стабильного финансового обеспечения. Большинство работ покрываем трудом преданных волонтеров — это я, Артур, наши дети и волонтеры, которые занимаются в бесплатной группе”, — каже вона.
Екатерина отмечает, что большая часть сил и ресурсов уходит на уход за лошадьми и их обеспечение. Содержание поголовья стоит довольно дорого, поэтому пока у них нет возможности нанимать работников.
“Искать новые возможности”
Недавно судьба подготовила новое испытание для Екатерины и ее семьи — она и Артур по состоянию здоровья временно не могут работать. Их реабилитация займет от двух месяцев до полугода. Все обязанности по уходу за конюшней легли на их детей. Но Екатерина не теряет надежды на улучшение дел:
“Планы — не сдаваться. Искать новые возможности, привлекать партнеров, больше вовлекать громаду в деятельность нашей организации. Искать доноров и выходить на новый продуктивный уровень”.
Владелица ОО добавила, что сейчас они работают над открытием программы психоэмоциональной реабилитации ветеранов и членов их семей. В настоящее время готовится запуск этого проекта.

Сейчас количество поголовья на конюшне — 17 лошадей. Среди них — самая старшая кобыла Роза, с которой Екатерина проехала всю Украину.
“Сейчас Роза «на пенсии» и имеет хронические проблемы со здоровьем. Но все равно она наша и мы заботимся о ней, — говорит Екатерина, — Почти все лошади из других хозяйств уже вернулись к владельцам. Основная масса лошадей, которые остались на конюшне, — это либо рожденные в хозяйстве, либо выкупленные с целью спасения. Все лошади спокойные, адаптированные для работы с человеком и социализированные”.
***
Подробнее узнать о работе шелтера можно на странице общественной организации в Facebook и на странице социального конного клуба в Instagram.
Кто хочет поддержать работу шелтера, может помочь в сборе средств на корм для лошадей по ссылке.