Без любимого дела и дома: как молодой предприниматель с Луганщины "возрождается" в Хмельницком
Жестокая война россии против Украины навсегда изменила жизнь миллионов украинцев. Герой нашего материала — предприниматель из Северодонецка, который остался без дома, привычного круга друзей, собственного бизнеса. Как прощался с городом, помогал эвакуироваться коллективу, закрывал гештальты и какие есть планы на будущее — далее в статье.
Валерий Воротинцев — молодой успешный предприниматель из Северодонецка. Его сеть кофеен «Кофе панда» была одним из самых популярных мест отдыха северодончан и гостей города. И это не удивительно, потому что парень вложил в это дело всю свою душу, силы, вдохновение, деньги.
В свои 27 лет он имел пять кофеен, квест-комнаты и рекламное агентство с сити-лайтами. В ближайших планах было открытие шестой «Кофе панды», которая была уже почти построена. Не успел. На его землю, в его родной город пришла проклятая война.
Собрал вещи и уехал из Луганщины
«Этот день я помню поминутно. В пять утра позвонил товарищ и сказал, что началась война. Я не поверил, но глаз уже сомкнуть не смог. Пошел на кухню, включил телеграм и увидел в новостях, что все города бомбят. Сразу начал думать, куда ехать. Я точно понимал, что надо собираться, потому что моя мама только после серьезной операции, а еще мой пятилетний брат с нами. Я не мог подвергать их опасности», — рассказывает Валерий.
В рабочем телеграм-чате сразу встал вопрос работы. Конечно, уже в тот день все остались дома. В окнах из квартиры парень видел, как с самого утра Северодонецк уже «не спал». Люди куда-то бежали, всюду были очереди.
Ближе к восьми утра начались первые взрывы. Как рассказывает Валерий, они были такими мощными, что местные, находившиеся в то время на улице, прижимались к стенам зданий. Именно в тот момент северодончанин решил, что пора собирать вещи и уезжать.
«Я поехал по своим кафе, чтобы закрыть их, забрать некоторые вещи. Будто знал, что дело своей жизни вижу в последний раз», — добавляет парень.
Дальше его и его семью, маму и брата, ждала изнурительная дорога в Днепр.
«Пока мы ехали, я не слышал каких-то взрывов. Все мои мысли были о том, что я убегаю отсюда, как когда-то люди бежали из Припяти. На глазах были слезы. Когда мы пересекали последние блокпосты в Луганской области, я ясно понимал, что могу никогда сюда не вернуться», — вспоминает Валерий.
Пребывание в Днепре и помощь в эвакуации коллектива
Жизнь в безопасности не давала Валерию чувства покоя. По его словам, он не мог не думать о потерянном. Он скучал по друзьям, по привычному кругу общения, по родным улицам города. Еще больше в ступор вгоняли мысли о будущем.
«Я всю свою жизнь работал и вкладывал деньги в бизнес. Поэтому, когда пришел в себя, я подсчитал приблизительный ущерб. По закупочной цене сумма составляет 200 тысяч долларов. Для меня — это сильный удар, к которому я никак не мог быть готов», — говорит парень.
Работники из его команды, которые на тот момент еще были там, часто наведывались в кофейни и смотрели на их состояние. Конечно, они присылали фотографии разворованных и поврежденных построек, где когда-то сотни посетителей в день пили кофе и заказывали другие сладости.
«Ребята из моей команды помогли мне в вывозе небольшой части оборудования. На расстоянии я организовал машину и маршрут эвакуации. Также я находил машины и водителей для моих работников, потому что не все сразу хотели уезжать. Кому-то передавал деньги на выезд, когда была возможность. В моей команде было более двадцати человек. Сейчас большинство из них разъехались кто куда, а некоторые со мной рядом», — вспоминает Валерий.
Ездил в Север за несколько недель до оккупации
Из-за невероятной тяги к дому молодой предприниматель отважился на невероятный шаг. В то время, когда Северодонецк обстреливался почти круглосуточно, а рашисты были уже в нескольких сотнях метров от города, он вместе с волонтером поехал туда — в самый центр ада.
«Не могу объяснить это чувство. Я не мог начать что-то новое, потому что чувствовал незакрытый гештальт. Я должен был увидеть это снова. И как только появилась возможность, я прыгнул в автомобиль волонтеров и отправился в родной Север», — говорит Валерий.
То, что он увидел, перевернуло его сознание. Разрушенный город, пустые улицы, на знакомых светофорах больше не было людей. Все, что он любил и помнил, уничтожили россияне своими снарядами.
«Сначала поехал к себе в квартиру. Тогда еще мой дом был цел. У подъезда я встретил соседей, с которыми у меня, мягко говоря, были не очень хорошие отношения. Но на этот раз они встретили меня с улыбкой. Даже пригласили пообедать вместе на их полевых кухнях, которые они устроили там с другими северодончанами», — вспоминает очевидец.
Сам же Валерий говорит, что его целью было забрать те вещи, которых потом не купить.
«Я смог вывезти с собой фотографии, постер с началом истории “Кофе панда”, который подарила мне моя команда, игрушку моего брата, коллекцию своих машинок. Мама уже писала мне целый список — то забери, и то забери. Потом я таки заехал в родительскую квартиру, где тоже кое-что прихватил с собой. Когда я был в Днепре, в телеграм-каналах я увидел, что стало с нашими квартирами. Точнее, руины, которые на тех местах. Из маминой квартиры даже магниты с холодильника забрали…», — говорит парень.
Покидая Северодонецк, Валерий понимал, что в этот раз — это конец. Как бы тяжело это ни было осознавать, но город уничтожался на глазах. Под постоянные взрывы северодончанин прощался со своим домом.
Открыл прокат электросамокатов
Но поездка помогла молодому предпринимателю с Луганщины начать все сначала. Переехав в Хмельницкий, он открыл новое дело — прокат электросамокатов.
«Промониторив ситуацию с таким видом услуг, я принял решение ехать именно туда. Эти самокаты были закуплены еще дома. Большинство из них были моими лично, а некоторые — вклад инвесторов. Всего их 35 штук. Да, в Северодонецке могли быть электросамокаты…», — говорит он.
Как добавляет сам предприниматель, пока это еще не бизнес, а скорее самозанятость. Тех денег, которые он зарабатывает вместе с ребятами, достаточно, чтобы закрывать жилищные нужды. Но у него есть план, который точно заинтересует новых инвесторов.
«Стартовать с самокатами будем и в следующем году, и надеюсь, что сможем обойти наших конкурентов. Я уже немного понял суть этого направления и обязательно учту все ошибки. Кстати, на самокатах работают мои два парня из кофейни», — говорит Валерий.
Но и о вкусном кофе переселенец забыть никак не может. Всё это время он изучает рынок, разрабатывает бизнес-план.
«Поставщики кофе есть. Они все время были с нами на связи. Спрашивали, как нам можно помочь. Я рад, что смог построить такие тесные отношения не только как партнеры, но и как обычные люди», — говорит парень.
Проблема только в отсутствии необходимых средств и удачном месте для обустройства новой кофейни.
«Часть оборудования есть, но совсем нет мебели. С арендой в городе проблема. Вернее с удачным местом. Будет ли это “Кофе панда”? Самый болезненный для меня вопрос. Я даже устраивал опрос на этот счет в Инстаграме. Многие пишут, что обязательно это должно быть “Кофе панда”, но и многие думают, что ее надо оставить в прошлой жизни. Окончательного решения еще нет… Но это будет крутой продукт», — подчеркивает предприниматель.
Ксения Новицкая
***