
Как предприниматель из Покровска релоцировал бетонный бизнес на Львовщину и помогает людям с зависимостями

За последние 35 лет покровчанин Николай Головко был шахтером, учеником токаря, продавцом хот-догов, мясником, владельцем бетонного бизнеса, а сейчас работает массажистом. Лихие 90-е и желание обеспечить семью с маленькими детьми заставляли много работать. С молодых лет Николай знал, что хочет быть самостоятельным и свободным от руководства. Это привело его к многолетней предпринимательской деятельности в Покровске.
После начала полномасштабного вторжения Николай релоцировал производственные мощности на Львовщину — в Трускавец и Дрогобыч. И разместил в амбарах реабилитационного центра “Назарет”, где лечатся люди с алкогольной и наркотической зависимостью. Теперь они изготавливают брусчатку и находят новые смыслы.
“На свой первый “Жигуль” я заработал на арбузах”
Николаю Головко — 51 год, и последние 35 из них он посвятил карьере и развитию. Трудные 90-е годы, женитьба, рождение первого ребенка — молодой семье нужны были деньги, а стабильной высокооплачиваемой работы тогда было мало.
Николай пробовал себя шахтером и некоторое время был учеником токаря. Но быстро понял, что работать “на кого-то” и выполнять прихоти руководства ему не нравится. Он решил, что нуждается в чем-то собственном.

Так Николай открыл в Покровске первый киоск с хот-догами. И хотя он проработал недолго, это дало старт и опыт для последующих шагов. Мужчина вспоминает: арендовал грузовик, развозил местным жителям уголь, а оплату брал не деньгами, а крупным рогатым скотом. Через некоторое время уже сам ездил на базар и продавал мясо скота — так зарабатывал первые серьезные деньги.
“Чтобы получить уголь, я покупал у людей чеки, потом ехал на шахту и грузил на эти чеки уголь. Тогда лопатой приходилось грузить по 10–15 тонн. Работа очень изнурительная, поэтому проработал я так недолго — полгода или год. А после начал заниматься уже мясом. Это был быстрый заработок: сегодня купил, а завтра продал, и уже есть прибыль. Тогда у нас с Натальей уже было двое детей. Всех нужно было кормить”, — делится Николай Головко.

Всякое бывало, вспоминает Николай. В конце 90-х даже выращивал арбузы. И очень ему это понравилось: в мае посадил, а в августе — уже урожай. В 1999 году, говорит, собрал 90 тонн арбузов. Так заработал себе на первый “Жигуль”.
Однажды в Донецке к Николаю подошел знакомый и спросил: “А почему ко мне из Покровска едут люди за бетонными изделиями? Ты сам открыть такое дома не хочешь?”. Николай только отшутился, что заводы есть и производителей хватает. А сам задумался над этой идеей.
“И так в 2004 году я решил перейти из мясного бизнеса в бетонный”.
Разноцветная брусчатка, Ющенко и “Заможня людина”
Вместе с женой Натальей Николай накупил различных форм для изготовления брусчатки. Нашел поставщика цемента. Чтобы выделиться среди конкурентов, решил делать не только серые и красные плиты, как преимущественно было в Покровске, но и разноцветные.
“Я накупил разноцветных красителей, сделал небольшие кусочки с каждым красителем и дал объявление в газету. Приезжали первые клиенты, говорили: «Какая красивая брусчатка». Конечно, были риски. Тогда было немало случаев, когда конкуренты сжигали друг другу дома или машины. Поэтому я поступил так: объехал своих конкурентов, познакомился с ними и честно сказал: я продаю товар на несколько гривен дороже, чем вы, цену вам не сбиваю, ничего плохого вам не делаю, поэтому давайте каждый работать на своем месте”, — рассказывает Николай Головко.

Первый клиент заказал 100 кв. метров брусчатки. С теми мощностями, которые были в начале, у Николая мог уйти на выполнение год. На полученный задаток он докупил больше форм и с помощью жены и родного брата день и ночь работали над заказом. Но в сроки уложились и заработали первый положительный отзыв.
«Всякое было, и ночью работали. И я, и жена были измотаны, уставшие. Начинали мы с брусчатки. А потом заказчику, например, уже забор был нужен. «Сделаете?». «Сделаем!». «А ворота сделаете?». «Сделаем!». «А навес под машину сделаете?». «Сделаем!». «А козырек над порогом сделаете?». «Сделаем!». Через год я уже начал нанимать работников. И так мы работали с 2004 года и до 2022”, — делится предприниматель.
Николай рассказывает, как они изготавливали брусчатку. Основное сырье — цемент. К нему добавляется песок, щебень, пластификаторы и красители. Все тщательно замешивают и постепенно добавляют воду. Чтобы вещество было постоянно жидким, используют бетономешалку. После этого осторожно разливают по формам и оставляют дозревать.

Лучшие времена, делится Николай, были во времена президентства Ющенко — с 2006 по 2010 год. Несмотря на международный кризис и подорожание, у предпринимателя было много заказов, стабильность работы и перспективы. С приходом Януковича первые годы были спокойными, а потом давление на бизнес усилилось, стало больше коррупции и вымогателей.
Когда началась российская вооруженная агрессия, продажи ожидаемо упали. Жители Донецкой области не знали, чего ожидать. Спрос на бетонную продукцию снизился. Но после определенной стабилизации на линии фронта, бизнес Николая продолжал работать. Разве что уже не с такими показателями, какие были раньше.
В 2016 году Николай и Наталья прошли модуль для бизнесменов в Украинском католическом университете. По результатам обучения вместе с другими предпринимателями написали грант, на который открыли в Покровске общественное пространство “Заможня людина”. На втором этаже для предпринимателей проводили обучение и консультации. А на первом жена Николая Наталья открыла собственный кабинет косметических услуг.
“Я тогда ей так и сказал: «Ты что, бросаешь меня? А кто же будет мне помогать? Кто будет заниматься документами?». В шутку, конечно. У меня жена такая, что со мной и мясо рубила, и ночами бетон мешала. Она иногда брала шлакоблок в руки и говорила нашим работникам: «Ребята, смотрите, как грузится шлакоблок, засекайте время». И на машину бросает, бросает, бросает. Показывала всем, как надо работать. А уже после 2014 года, когда стало тяжелее, она решила открыть кабинет подологии, делала там маникюр, педикюр. Потому что понимала, что семье нужна поддержка. Бетонный бизнес — он сезонный. С марта по октябрь заказы есть, а потом тихо. И получалось так, что зимой тратили все, что зарабатывали за лето”, — рассказывает Николай.
Николай и Наталья — 34 года вместе. В 1991 году он впервые увидел ее на Дне города в Покровске и уже не смог отпустить. Когда-то давно они начинали с киоска хот-догов в Покровске, рубили мясо, а потом — грузили цемент для бетонных изделий. Николай говорит: чтобы ни начинал — Наталья всегда рядом. Иногда советует, иногда ругает. Но всегда поддерживает, когда это необходимо. У пары четверо детей. Старшему — 32 года, младшему — 14.

У супругов были планы и перспективы в Покровске. Однако 2022 год изменил все.
Николай вспоминает, что вечером 24 февраля в Покровске планировали провести митинг в поддержку украинской государственности. На фоне обострения ситуации и сообщений о вероятном российском полномасштабном вторжении неравнодушные жители хотели показать свою поддержку государству. Однако утром того дня было уже не до митингов. На заправках и в магазинах выстраивались очереди, жители массово покидали город, опасаясь быстрого продвижения российской армии.
“Я сначала не думал выезжать из города. А потом в очереди на заправке разговаривал со знакомым, у которого всегда четкая проукраинская позиция. И он мне говорит: «Ну что, Николай, видишь, что бендеровцы наделали?». Я задумался: «Если мне это говорит проукраинский человек, то что же будет, если зайдут россияне?». А мне уже до этого говорили, что у россиян я есть в списках. Потому что у меня позиция гражданская всегда была четкая и патриотическая. Поэтому я позвонил жене, сказал собрать самое ценное и в тот же день мы выехали из Покровска”, — вспоминает Николай.
Семья направилась во Львовскую область.
Волонтерство, новая профессия и помощь людям с зависимостями
В первые месяцы не хотелось сидеть без дела. Николай присоединился к волонтерам и помогал отправлять гуманитарную помощь из Львовщины в Покровск. Узнав о потребности в плитоносках для защитников, начал отшивать их. Он вспоминает, что за следующие два-три месяца отшили примерно 900 плитоносок и передали в части, где они были больше всего нужны. Далее собрали для армии две машины, несколько дронов и тепловизоров.

“У нас была надежда, что мы вернемся домой. Но со временем стало понятно, что мы останемся здесь подольше”, — делится предприниматель.
Однажды к Николаю пришла соседка: “Николай, у меня в номере лежит военный, пьяный, он сейчас умрет прямо там. Помоги”. Мужчина откликнулся. У военнослужащего, который был в состоянии сильного опьянения, были желтые глаза и лицо, крайне тяжелое состояние. Николай срочно отвез его в реабилитационный центр “Назарет”.
“Шесть часов я пытался поместить его в реабилитационный центр. Сначала не хотели брать, потом не хотели лечить за государственный счет. Поэтому я нашел один фонд в Трускавце, который помог лекарствами. В этом центре сложно, потому что забирают телефоны, не разрешают пить и курить. Военнослужащему, которого я привез, это не понравилось. И он оттуда сбежал. На этом моя спасательная миссия завершилась. Но появилась новая идея”.
Реабилитационный центр имел большие амбары и свободную территорию. Поэтому Николай предложил руководству организовать такой проект: он предоставляет оборудование, а пациенты “Назарета” изготавливают бетонные изделия. Таким образом они работали руками, зарабатывали себе копейку, находили новые смыслы.
“Научил я уже три бригады. И сейчас ребята работают — изготавливают брусчатку для «Назарета». Мои надежды на то, что на этом можно было бы зарабатывать, не оправдались. Это приносит пользу реабилитационному центру, но не приносит прибыли мне. Поэтому здесь работает больше социальная миссия: помочь тем, кто запутался в жизни. Для этого я забрал оборудование из Покровска не все, но большую часть. Я приезжаю и вижу, что это работает, что глаза светятся. Человек меняется лицом. Он сделал ту вазу или брусчатку и у него гордость за это. Как следствие, человек выходит из реабилитационного центра и понимает, что может работать, что уже может что-то делать и начать новую жизнь”, — говорит Николай.

На Львовщине Николай выучился на новую профессию — массажист. Вместе с Натальей они арендуют общий кабинет: она занимается маникюром и педикюром, а он — массажем. Признается, что мысли о бетонном бизнесе его не покидают. Но вспоминает поговорку: “Если конь умер — слезай”.
“Мне уже кажется, что это пройденный этап. Да, оборудование вывезли, сейчас оно работает на благо. И от этого на душе уже хорошо. Если будет возможность все восстановить — мы ею воспользуемся. А пока оно приносит пользу тем, кому это необходимо”.

Покровск — родной город Николая и его семьи. Сейчас, когда он на поле боя, больно наблюдать за его судьбой. Недавно в результате вражеского обстрела сгорел грузовик, который Николай когда-то давно приобрел в начале предпринимательской деятельности. Там же стоит и родительский дом, в котором семья жила до начала полномасштабного вторжения.
“Город, где я родился. И душа до сих пор там. Я надеялся, что оно будет под Покровом Божьей матери. Но сейчас повсюду долетают снаряды, горят дома, летают дроны, гибнут люди”, — делится Николай.
Семья Головко оставила то, что зарабатывала опытом в течение 35 лет. И начала все заново вдали от дома. Но даже в такие моменты вдали проблескивает луч надежды, что все будет хорошо.
Эта публикация была подготовлена в рамках проекта “Усиление устойчивости медиа в Украине”, который реализуется Фондом Ирондель (Швейцария) и IRMI, Институтом региональной прессы и информации (Украина). Финансируется Фондом “Швейцарская солидарность” (Swiss Solidarity). Высказанные мнения являются исключительно мнениями авторов и не обязательно отражают позицию ФОНДА ИРОНДЕЛЬ или IRMI.