
Разминировать Донбасс и управлять грузовиком: как первая женщина-сапер из Славянска разрушает стереотипы
Она стала первой женщиной-сапером, а сейчас путешествует по Европе за рулем грузовика. А раньше эта женщина работала... воспитательницей в детском саду! Почему решила так кардинально сменить профессию? Об этом и многом другом «ВВ» поговорил с нашей героиней, жительницей Славянская Ритой Мазанковой.
Воспитывала детей, разминировала Донбасс, а сейчас работает водителем-дальнобойщиком и продолжает помогать военным на фронте. Трудно представить, но это все одна хрупкая женщина.
За рулем Рита с 2010 года. Когда уже работала водителем — отвозила на работу в поселок вблизи Краматорска строительную бригаду. Была за рулем и в следующей профессии — организации «HALO Trust».

«У нас подобная машина была, я знаю как с ней справиться, как заменить колесо, умею это делать. Это интересно, мне это нравится», — говорит Рита.
Первая женщина в «HALO Trust»
До 2014 года Рита работала со строительной бригадой в с. Сергеевка. Тогда работы по строительству женского монастыря в этом поселке выполняла фирма из Донецка. С началом боевых действий она закрылась и все остались без работы.
«До 16 года я искала себе работу другую. Начала искать что-то такое, чтобы мне было “вау”. Я собиралась ехать на нефтяную платформу. Но муж так говорил: “Наш знакомый уже работал в “HALO Trust”, может ты туда пойдешь?” Ну хорошо, решила попробовать. Приехала в их офис в Краматорск осенью 16 года. Написала резюме, заполнила анкету. Мне говорят — все хорошо, но женщины у нас не работают. Говорю хорошо, подожду когда будут», — вспоминает Рита.
«HALO Trust» — это международная гуманитарная организация, которая занимается разминированием. В Украине она работает пятый год и сосредоточена на поиске и обезвреживании огромного количества мин, растяжек и неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся после активных боевых действий на территории Донбасса.
Пришла весна и снова «HALO Trust» объявили набор. Рита отправила резюме по электронной почте. На этот раз ей позвонили и пригласили приехать. С 1 марта началось обучение.

«6 или 7 недель мы учились. Я закончила курс сапера по минированию. Поскольку я первая женщина в организации была, то меня куда угодно, мол попробуй. Так за пару месяцев я выучилась на парамедика, потом окончила курсы подрывника, то есть имела уже разрешение взимать мины и другие взрывоопасные предметы. Затем я выучилась на руководителя группы и все, работала руководителем. Впоследствии уже была инструктором», — рассказывает Рита.
«Находили на Андреевке после пожара полный ящик гранат Ф1. Там много взорвалось. Когда работала в Луганской области, прямо под границей с РФ, то находили транспортные мины. Это пока я была руководителем», — вспоминает она.

«Уволилась, потому что условия есть, но по факту ничего нет. Мне до сих пор снится та работа, очень нравится. Это мое», — говорит женщина.
За рулем через всю Европу
«Когда я уволилась из “халотраста”, то я уже знала чем буду заниматься. Попросила товарища, который также работал со мной в этой организации, найти мне место в международной перевозочной компании. Мы пообщались с директором фирмы и договорились. Я приехала в Киев, но еще не знала специальную навигацию. Все решилось буквально за ночь. Мой знакомый дал свою навигацию, мы закачали туда эту программу за ночь ее изучила, но пришлось искать что-то другое», — рассказывает Рита.
К тому времени женщина уже заселилась в хостел. У другого знакомого попросила еще номера телефонов польских перевозочных фирм и начала обзванивать каждую из них, кто бы разговаривал на русском или украинском. Удача улыбнулась на шестой попытке.

«Подняла трубку женщина, на вопрос говорят ли по-русски ответила “чуть-чуть”. У меня спросили где я и сказали — хорошо, приезжай. Я заказала автобус и поехала. Две недели поработала в паре с парнем, поездили. Он мне показал всю навигацию, научил как ездить по горам по Австрии, это очень интересно. Конец октября, очень красиво! Так я села и начала работать», — рассказывает Рита.
«Пока работала на Андреевке, то будто рядом, дома все устраивало. Потом начала ездить, работать вахтовым методом. Две недели там, три дома. Тяжеловато было мужу, потому что ребенок уже взрослый, живет отдельно. Это она только сейчас вернулась в Славянск, а в целом она в Киеве жила. Ребенок говорит «мама молодец», — делится Рита.
За рулем грузовика женщина побывала в Швейцарии, Словакии, Франции, Чехии. Объездила почти всю Германию. Эта страна нравится больше всего.
«Впервые я задержалась, когда поехала в прошлом году в марте. Попала на карантин. Тогда мне пришлось 4 месяца просидеть за рубежом. Это много, конечно. Очень трудно было мужу. Работа, дом, собаки, кот. Приготовить что-то надо поесть. Хорошо, что мама помогала. Мы договорились, что я не буду очень надолго ездить, на 6 недель всего. Сейчас еще ему на день рождения подарили немецкую овчарку. Я уже хожу с ней на тренировки к кинологам. Облегчаю ему жизнь», — говорит женщина.
"Не бывает экс-волонтеров. Это просто помогаешь и не обязательно считаешь себя волонтером"
С 2014 года Рита занимается волонтерством, помогает военным на фронте. Во время оккупации они с мужем возили на блокпосты пищу, воду, топливо.

«Потом приехала волонтер Диана Макарова, надо было раздать гуманитарную помощь по городу. Мы фасовали продукты, развозили и раздавали на Семеновку. Также вывозили людей из города. У нас был бус пассажирский. Или отвезти кого-то, или лекарства кому-то привезти, потому что здесь ничего не было. Трудно тогда было. Как раз помню блокпост на Рыбхозе, ребята такие несчастные были, чумазые. Даже в озере том нельзя было помыться, постоянные обстрелы. Мы привозили им баки, они делали себе душ. Хорошо общались, ребята призывники там были», — вспоминает женщина.

«В нашем бусике двери пассажирские открывались с обеих сторон. Как-то ехали на Сергеевку через один блокпост. Сепаратисты накинули глаз: “О, как у вас двери открываются!”. Мы тогда спрятали машину у мамы в гараже. На всякий случай. Ездили на старой «шестерке». Разные были ситуации. Всю оккупацию пробыли здесь», — говорит Рита.
Затем уже с 2015 года они начали ездить помогать военным на фронт. Непосредственно побывали на нулевых позициях, в серой зоне.

Год назад Рита полностью перешла на украинский язык в быту. Семья и знакомые ее поддерживают, дома общаются только на украинском. Рассказывает, что сейчас коллеги в основном из западной Украины, поэтому перейти было несложно.

Но в родном Славянске сталкивается с конфликтными ситуациями из-за языка. Случай в городской маршрутке стал известен на всю страну. Кроме поддержки женщина получила и угрозы в свой адрес. Сейчас делом занимается полиция.
Читайте больше в «Языковой скандал. Что же произошло в маршрутке Славянска»
«Вообще у меня два образования. Строитель, дошкольное обучение и психология. Работала в детском саду 9 лет. В 2010 году детей выпустила и уволилась. Я очень люблю детей, но работать с женщинами довольно трудно», — улыбается Рита.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.