
Междугородние перевозки на Луганщине: в чем проблемы и как их решать
От нашей читательницы поступило предложение поднять вопрос междугородних маршрутов. Восточный Вариант провел опрос в соцсетях, в результате которого было озвучено более 30 проблемных маршрутов. Часть из них нуждаются в корректировке, часть — вообще отсутствуют.
В чем заключаются трудности реализации маршрутов, какая позиция перевозчиков и возможные варианты решения — узнавал Восточный Вариант.
"Нечем добраться"
В рамках рубрики #ВыборЧитателей Восточный Вариант на своей странице в Фейсбук спрашивает о том, что было бы интересно прочесть в ближайшее время. Также в комментариях можно предложить свои темы для нового материала.
Так одна из наших читательниц в комментариях предложила тему междугородних перевозок:

Восточный Вариант решил разобраться в этом вопросе, для чего провел опрос среди жителей региона в соцсетях.
Исходя из ответов и предложений читателей, Восточный Вариант отправил начальнику управления транспортной промышленностью официальный запрос с маршрутами, которые нуждаются в рассмотрении. А также уточнил, какие комплексные решения планируются.
В запросе было указано 29 маршрутов, из которых самые нужные, по мнению читателей, следующие:
- Северодонецк – Славянск через Северск и Верхнекаменское
- Северодонецк – Счастье. После 17:00
- Северодонецк – Рубежное. Посля 18:00
- Северодонецк – ЖД вокзал в г. Рубежное
- Северодонецк – Лисичанск, район областной больницы
- Северодонецк – Белокуракино
Тем временем, чтобы понимать, каким образом маршруты включаются в работу и есть ли жалобы от пассажиров, журналист Восточного Варианта обратился за комментарием к начальнику Северодонецкой автостанции и специалисту отдела эксплуатации.
Что говорят на автостанции
Начальник Северодонецкой автостанции Пигунова Татьяна объяснила принцип введения маршрута.
"Облгосадминистрация занимается введением новых маршрутов. Мы принимаем уже с их разрешения транспорт, который потом работает у нас на линии. Когда перевозчик получает законное разрешение работы на маршруте, только в том случае мы их принимаем. Сами добавить или убавить транспорт мы не можем", — говорит Татьяна.
Она добавила, что жалоб от людей не поступают.
"Если это выходные и праздничные дни, могут быть трудности. А так автобусы ходят полупустые. Сейчас загрузки нет ни на одном маршруте. Нет такой загрузки, чтобы говорить о дополнительном транспорте", — отмечает начальник автостанции.

Специалист отдела эксплуатации Анна Сокирко рассказала, что нужно для введения нового маршрута.
"Чтобы поставить нужный маршрут, нужно обратиться в территориальную громаду соответствующего района или на горячую линию облгосадминистрации. Громада в свою очередь обращается в облгосадминистрацию с запросом, что есть необходимость в открытии определенного маршрута с таким-то временем отправления и с указанием, для чего. Когда будет проходить конкурс в департаменте транспорта, ЛугОДА выставляет новые предложенные маршруты. ТГ может самостоятельно запускать новые маршруты, если мы говорим о маршрутах в рамках территории этой ТГ", — объясняет специалист отдела эксплуатации.

Позиция перевозчика
Для понимания позиций каждой из сторон Восточный Вариант решил узнать позицию перевозчика. На автостанции Северодонецка наш журналист имел возможность пообщаться с одним из них. Были подняты вопросы читателей.
"Куда еще позже, чем 18:00, если и в 18:00 всего 3 человека везу? А по поводу линии разграничения, там дорог нет. Мне в одну сторону на запчасти надо около 1000 грн. И такая же ситуация с другими дорогами. Сделали дороги госзначения, но остальные, как были в плачевном состоянии, так и остаются. Конечно, перевозчик не будет подаваться на такой конкурс. Бывает так, что везешь 10 пассажиров и 9 из них — льготники. Да, власть сказала ездить бесплатно. Но, выходит, мы их возим за свой счет", — на правах анонимности объяснил водитель.

Также он прокомментировал ситуацию с маршрутами без пересадок.
"Если водитель везет от автостанции Северодонецка до автостанции Рубежного — это один маршрут. Но, когда человек хочет прямой маршрут от Северодонецка до ж/д вокзала Рубежного, водителю надо будет сделать круг и везти других 19 человек, которым не нужно на ЖД, по этому кругу. Это не совсем удобно", — объясняет перевозчик.
Что говорят в Луганской ОГА?
Наш журналист обратился к начальнику управления транспортной промышленностью ЛугОГА Павлу Пригородову. По его словам, маршрутная сеть в Луганской области развита. В перечень автобусных маршрутов общего пользования пригородного и междугородного внутриобластного сообщения включено 163 пригородных и 131 междугородных маршрутов.
В настоящее время регулярность перевозок пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования в пригородном и междугородном (внутриобластном) сообщении обеспечена 12 пассажирскими перевозчиками, из них 7 юридическими и 5 физическими лицами-предпринимателями.
"Были изменения в законодательстве. ТГ только в декабре прошлого года получили право запускать самостоятельно маршрут. Понятно, что многие из них еще не успели применить все организационные мероприятия. А мы, соответственно, лишены права организации в рамках территориальной громады. Хотя раньше мы за это отвечали. Теперь мы отвечаем только, если речь идет о маршруте между двух и более громад”, — отмечает Павел Пригородов.
Он рассказал, что определение автомобильных перевозчиков на пригородных и междугородных внутриобластных автобусных маршрутах общего использования осуществляются исключительно на конкурсной основе.
В настоящее время организатором ведется работа по проведению конкурса. Создано 50 объектов, насчитывающих 74 маршрута пригородного и междугороднего (внутриобластного) сообщения, которые проходят по территории двух или более территориальных громад.
Но возникает проблема — организатор перевозок не раз сталкивается с ситуациями, когда предложений на обслуживание того или иного маршрута от перевозчиков-претендентов не поступает.

“Частники не хотят ездить не только вдоль линии разграничения, но и по области. Главными факторами этого являются экономические вопросы. Есть маршруты, достаточно востребованные среди населения, однако пассажирские перевозчики не проявляют интереса к их обслуживанию в связи с низкой рентабельностью перевозок”, — объясняет начальник управления транспортной промышленностью.
Например, на маршрут "Рубежное — Мостки" уже несколько лет подряд отказываются подаваться перевозчики из-за отсутствия дороги.
“Частник говорит: "Я не поеду. У меня каждый рейс — это тысяча гривен на запчасти, на шины. Я не хочу". Так это еще не линия разграничения. Или села, где по 2-3 бабушки и нет дороги. Это реалии нашей области”, — говорит Павел Пригородов.
По его словам, объектом конкурса может быть как один, так и несколько автобусных маршрутов.
С целью не оставить отдельные регионы области без транспортного сообщения, объекты конкурса формируются таким образом, чтобы к прибыльным, рентабельным маршрутам добавлялись маршруты более социального направления.
В плане обеспечения маршрутов на линии разграничения сейчас ведется сотрудничество с благотворительными организациями БО «АДРА Украина» и ГО «Пролиска».
“Реализован проект, благодаря которому до июня 2022 обеспечена организация нерегулярных пассажирских перевозок в населенные пункты, расположенные вдоль линии разграничения, с целью улучшения доступа к услугам и критически важной инфраструктуры в 25 направлениях”, — отмечает начальник управления транспортной промышленностью.
"Восточный Вариант" попросил прокомментировать сообщение нашей читательницы о ситуации, которая сложилась в Кременной 2.01.2022.
"Мы имели, так сказать, транспортный коллапс 2-го числа. Когда была обледеневшая дорога. Возможно, это произошло из-за этого. Нужно с каждым случаем конкретно разбираться", — говорит Павел Пригородов.

По данной ситуации начальник управления транспортной промышленностью обещал уточнить информацию. "Восточный Вариант" ждет официального ответа.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются жители региона — нерасчищенные дороги от снега. Наш журналист лично оказался в такой ситуации на дороге от Северодонецка до ЖД вокзал в Лисичанск.
"Тут надо смотреть, чья дорога и у кого она на балансе, и кто ответственный за ее содержание. Есть дорогие государственного значения, есть дороги местного значения, есть дороги коммунальные. Дороги госзначения чистит служба автомобильных дорог Луганской области. Дороги местного значения чистим мы (департамент). Дороги коммунальные чистит город. Дорогу Северодонецк — Лисичанск чистит служба автомобильных дорог Луганской области. У них есть телефон диспетчера", — объясняет Павел Пригородов.

Павел подсказал, что информацию можно найти в Фейсбук на странице службы автомобильных дорог Луганской области. Там указан номер +380645242037
“Все, что от нас зависит, мы сделаем. Мы готовы с каждым перевозчиком встречаться, разговаривать, оказывать методическую помощь, потому как подготовка документов к конкурсу тоже требует внимания, времени. Мы готовы содействовать в рамках закона. Я думаю, что ориентировочно в начале февраля мы официально объявим конкурс. И будет примерно месяц на подачу документов. Предоставленную информацию с запросами читателей мы будем учитывать при подготовке к конкурсу”, — говорит начальник управления транспортной промышленностью.
Мнение независимого эксперта
Журналист Восточного Варианта обратился за мнением к эксперту транспортного планирования Дмитрию Беспалову со следующей проблематикой:
- Много людей из соседних городов ездят на работу в областной центр — Северодонецк. Но не все маршруты ходят до 18:00. Возникают сложности в том, чтобы добраться домой.
- Есть необходимость ездить в небольшие населенные пункты, но они нерентабельны, т.к. собирается мало людей.
- Есть необходимость у школьников ездить из сел в город на учебу. Из-за одного или нескольких детей перевозчик не поедет.
- Есть необходимость в маршруте до ЖД вокзала или областной больницы в соседний город, но прямого маршрута нет.
- Есть необходимость в маршруте к населенным пунктам возле линии разграничения. Но помимо риска, это еще и отсутствие дорог. Перевозчику дорого обходится ремонт всего транспортного средства. Опять вопрос рентабельности.
- Как быть перевозчику, когда 9 из 10 пассажиров — льготники. Маршрут необходим, но перевозчик везет людей за свой счет.
Вот, что ответил Дмитрий.

"Транспорт ранжируется по степени опасности. И перевозки пассажиров считается опасным видом деятельности, который лицензируется.
Т.е. нельзя просто так взять автобус и начать возить пассажиров. Проблемы, которые были перечислены, связаны с отсутствием финансирования", — отмечает он.
По словам эксперта, это происходит, потому как общественный транспорт не в приоритете.
“Нет денег в этой отрасли, поэтому возникают такие проблемы. А люди пытаются решать эту проблему самостоятельно, в основном, покупая автомобили. Поэтому у нас все больше заторов", — уточняет Дмитрий.
Также эксперт дополнил, что европейскую модель работы общественного транспорта выглядит по-другому.
"У европейцев есть регламент 1370, который как раз говорит о том, как должны выглядеть модель работы пассажирских перевозок. И основной принцип этого регламента заключается в том, что у оператора (перевозчика) кто-то покупает транспортную работу. Это может быть или ТГ, или областная администрация, или национальная власть. Надо этому оператору дать деньги на то, чтобы он организовывал эти поездки. Здесь снова возникает вопрос "Где брать деньги?". И здесь есть несколько вариантов", — объясняет Дмитрий.

Эксперт озвучил два варианта:
Вариант 1
“Можно переложить это все на пассажиров. Пассажиры платят деньги организатору перевозок, которая покрывает себестоимость этих перевозок. Но тогда тарифы могут многих отпугнуть. Организовать по правилам пассажирские перевозки — это, действительно, очень дорого: техника, ее ремонт, энергоносители, зарплата медсестре (которая выпускает водителя), тахограф (чтобы не превышать порядок рабочих часов). И в таком случае проезд в одну сторону будет стоить гораздо дороже, чем хотелось бы пассажирам”, — говорит эксперт.
Вариант 2
“Это как раз больше европейская модель. Субъект, который организовывает перевозки, берет деньги из бюджета (ТГ или области) и добавляет к сумме, которую оплатили пассажиры. Т.е. таким образом получается недостающая сумма на покрытие себестоимости перевозок. Например, в Варшаве 30% себестоимости проезда они собирают с пассажиров и 70% — компенсируется из городского бюджета. В европейской цивилизованной модели пассажир дает деньги области, а область собирает их, добавляет свои и дает оператору. Т.е. нет прямой связи пассажир-оператор”, — дополняет он.
Дмитрий уточнил, что украинское законодательство пока не готово ко второму варианту.

“Текущее законодательство поддерживает текущую модель с кешем и маршрутчиками, которые пытаются зарабатывать, с пассажирами, которые хотят ездить без пересадок. И минусов у такой модели, как мы видим, немало. Плюсы — модель не требует бюджетных денег, маршруты более длинные”, — отмечает эксперт.
Он прокомментировал запросы от читателей о маршрутах без пересадок.
“Европейские модели больше хабовые. Они более экономически эффективны. Т.е. там нужно делать нередко пересадки. Вы садитесь, едете к какой-нибудь пересадочной станции, где собирают всех пассажиров. А потом все пересортировуются и едут дальше”, — объясняет Дмитрий.
Восточный Вариант поинтересовался мнением эксперта о проблеме льготников, которую озвучил перевозчик.
“Такие города, как Житомир и Тернополь ограничивают действие льгот в часы пик. Т.е. бабушка может поехать бесплатно, но не в утренний час пик. Это противоречит национальному законодательству, но исполкомы на свой страх и риск принимают такие решения”, — говорит эксперт транспортного планирования.

Он рассказал, что его коллеги, которые работают в Украине, ставят в пример Израиль.
По словам Дмитрия, там занимается планированием не департамент транспорта, а частная компания, нанятая областью, для того, чтобы выполнять эту задачу.

“И тогда оператор совсем по-другому работает. У него есть четкий бизнес-план.
У оператора нет риска уйдет ли пассажир, не заплатит.
К оператору не приходят никакие рэкетиры и не требуют какую-то долю, потому что у все по безналу”, — объясняет эксперт.
Дмитрий дополнил, что в Украине законопроект, который дает такую возможность, все еще находится в комитетах Верховной Рады.
“Этот законопроект еще даже не вынесли на первое чтение. Но, если даже он вступит в силу, нужно быть готовыми к тому, что за транспорт нужно будет платить больше, чем пассажиры платили до этого. Но зато он будет более безопасным и быстрым, его будет больше, он будет предсказуемым. Но нужно привыкать к тому, что в транспорт нужны инвестиции. Т.е. те же областные, городские или ТГ администрации должны будут привыкнуть к тому, что деньги придется тратить не на латание дыр в асфальте и рассадку цветов в парке, а на покупку транспортной работы у операторов”, — говорит он.

Эксперт транспортного планирования уверен, что для развития региона необходимо привлекать инвесторов.
“Если мы берем область, то именно область должна спланировать классную маршрутную модель, куда что идет и с какой частотой, и с какой величиной подвижного состава. Заказчик должен спланировать, сколько будет рейсов. И потом уже заказать эту транспортную работу. Этого не может сделать частный оператор. И в принципе это не его задача. Его работа — ездить на маршруте, а не думать будет ли пассажир или нет”, — считает Дмитрий.
Чтобы предложить реализовать нужный маршрут, вы можете:
- Обратиться в свою ТГ. Контактный номер телефона, электронный адрес и часы приема интересующей громады можно посмотреть здесь.
- Обратиться на горячую линию в Луганскую ОГА лично или звонком на номер 0 800-505-107.
- А также можно отправить в Луганскую ОГА запрос по почте на электронный адрес [email protected]
***
Данный материал создан благодаря читателям “Восточного Варианта”, которые выбрали тему для статьи. Нам важно мнение наших читателей!
Присылайте темы или контакты героев, о которых вы хотели бы прочесть у нас на сайте, в наши соцсети или на нашу официальную почту: [email protected]
Давайте вместе творить крутую и полезную журналистику на востоке Украины!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.