
Нет дома — сделай сам. Как переселенцы в Виннице менее чем за два года построили дом на 105 квартир
Юрий Зыков — переселенец из Горловки. В 2014 году он вместе с семьей переехал в Винницу в надежде, что это ненадолго. Когда стало ясно, что война продлится не месяц и не год, Юрий решил взять инициативу в свои руки и построить новое жилье в Виннице. И не только для семьи, а еще для 105 семей-переселенцев и участников АТО.
Решением для непростого жилищного вопроса стал кооперативный дом. Землю для строительства переселенцы получили в конце 2020 года, а сейчас, в июле 2022, оно уже завершено. Осталось лишь провести отделочные работы и подключить дом к коммуникациям. А потом люди получат такие желанные ключи от своего нового дома.
Восточный Вариант узнал, сколько стоит строительство такого дома с нуля, с какими сложностями приходится сталкиваться, и рассказывает об успешном опыте воплощения этого решения.
В чем проблема?
Международная организация по миграции насчитала в Украине более 8 млн внутренне перемещенных лиц по состоянию на начало мая этого года. До начала полномасштабного вторжения россии, по данным Министерства социальной политики, количество ВПЛ составило почти 1,5 миллиона человек. Сейчас в СМИ их называют «первой волной переселенцев».
За 8 лет власти так и не сумели найти идеального решения жилищного вопроса для переселенцев, покинувших свой дом на оккупированных территориях. Были различные программы, например «Будівництво на селі», а также льготное кредитование для ВПЛ и участников АТО от «Держмолодьжитло», а также программа «Доступне житло».
Эти программы лишь частично решали проблему, потому что часто были недоступны подавляющему большинству переселенцев. В некоторых городах вынужденным переселенцам дарили ключи от квартир, но это, как правило, были представители бюджетных сфер — врачи, учителя, представители силовых и правовых структур.
Какое решение?
Юрий Зыков — переселенец из оккупированной Горловки. В 2014 году он, его жена и трое их детей переехали в Винницу. Хотели переждать активную фазу войны и после деоккупации вернуться в Горловку под украинским флагом. Когда стало ясно, что россия крепко вцепилась в оккупированные территории и оккупация продлится не один год, Юрий начал искать решение.
В 2015 году Юрий Зыков вместе с единомышленниками зарегистрировал общественную организацию «Спільна справа». На тот момент в Виннице было зарегистрировано 17,5 тысячи внутренне перемещенных лиц.

«Для того чтобы переселенцы, в том числе и мы, нормально интегрировались в принимающие громады, нам нужно постоянное жилье. Мы определили, кто из ВПЛ планирует оставаться в Виннице и провели для них анкетирование, чтобы понять, как они видят для себя решение жилищного вопроса», — говорит Юрий.
Лучшим вариантом оказалось кооперативное жилье. В 2017 году он вместе с другими ВПЛ открыл жилищно-строительный кооператив «Спільна справа».
Как это работает?
Сначала Юрий Зыков обратился в городской совет Винницы с просьбой помочь — выделить землю под строительство. Чтобы достичь результата, переселенцы привлекали к своей проблеме внимание всеми законными методами, в том числе выходили на митинги. Один из них был очень громким и разлетелся по местным и всеукраинским медиа.
31 января на сессии городского совета депутаты проголосовали за выделение земельного участка под строительство жилья для переселенцев. Земля была выделена в аренду на три года вне конкурса.

Также городской совет профинансировал разработку проектно-сметной документации. Это стоило 1,1 млн гривен.
«Спільна справа» действовала максимально прозрачно: провела тендер на разработку проекта и затем еще один тендер на само строительство. Стоимость строительства семиэтажного дома составила 61,5 млн гривен.

Еще на начальном этапе будущие жильцы дома должны были определиться, в какой квартире они хотят жить и покупку которой могут себе позволить. Исходя из этого было рассчитано количество квартир — 105 — и их комнатность. В доме около 60% однокомнатных квартир, 30% — двухкомнатных и 10% трехкомнатных. Размер наименьшей квартиры — 35 м2.
Благодаря тому, что денежным фондом на строительство заведует ОО «Спільна справа», это делает систему вкладов более гибкой. К примеру, кому-то из переселенцев удобно вносить вклады каждый месяц, а кто-то наоборот делает один большой вклад наперед.
“Мы просто проговариваем варианты, которые удобны людям, и накладываем их на график выплат нашей строительной компании”, — говорит Юрий.

Сейчас цена одного квадратного метра — 9 тысяч гривен. Она, по словам Юрия, на 30-40% ниже рыночной. Этого удалось добиться благодаря нескольким факторам.
Первый — городской совет выделил землю. ОО не пришлось участвовать в аукционах на покупку земли.
Второй — нет коррупционной составляющей. Люди строят жилье сами для себя, потому им невыгодно, чтобы ценник повышался.

Еще один немаловажный момент: переселенцы создали строительно-монтажную компанию «Спільна справа», принимающую на работу переселенцев.
То есть люди сами себе строят жилье и при этом зарабатывают деньги, которые опять-таки могут вкладывать в строительство дома.
«Монтажем окон в доме занимались люди из нашего ЖСК, а беженцы из Херсона штукатурили подъезды», — говорит Юрий.
А это точно работает?
«Спільна справа» планировала сдать дом в эксплуатацию до 31 мая этого года. Но полномасштабная война сильно повлияла на разные сферы и, в первую очередь, на цены.
Юрий приводит простой пример: когда строительство только начиналось, тонна металла стоила 18 тысяч гривен, а сейчас — 50 тысяч.
Поэтому процесс немного «буксует». К тому же часть участников жилищно-строительного кооператива призвали на военную службу на защиту Украины.

А главная проблема сейчас: подключение дома к коммуникациям, чтобы жители были с водой, светом и газом. Это стоит около 17-18 млн гривен. Найти такую сумму за раз переселенцам очень трудно.
«Мы рассматриваем любые варианты помощи. Мы обращались к городу, к области, к Минреинтеграции, к разным министрам, занимающимся тематикой переселенцев, в Офис Президента. Ждем откуда-то ответа», — говорит Юрий и добавляет, что переселенцы в Виннице и так сделали больше своих возможностей.
Скорее всего, цена за квадратный метр вырастет из-за роста цен на материалы и необходимости подключить коммуникации. Но Юрий уверяет, что она все равно будет ниже рыночной.
Невозможно не сказать и о силе, с которой Юрий верит в этот проект. Ведь Украина воюет против россии уже пятый месяц. россия цинично обстреливает жилые дома, детские сады, школы и другие объекты гражданской инфраструктуры. Многие строительные проекты в Украине стали на паузу на время активной войны из-за опасности разрушений.

«Все этого боятся. Но зима близко. Я пошел в церковь, поставил свечку и попросил Бога, чтобы он нас сохранил. И мы делаем свое дело дальше. Мы не можем понимать, что у орков на уме. У нас нет выбора. Вернее, свой выбор мы сделали в 2014 году: Украина — это наша страна. Поэтому мы никуда не едем», — настаивает Юрий.
Также он отмечает, что подобным проектам требуется поддержка от государства. К примеру, револьверное кредитование и кредиты под низкие проценты для переселенцев, стремящихся самостоятельно построить кооперативное жилье.
«Мы предлагаем один из вариантов решения проблемы для экономически активных переселенцев и бизнеса. Сейчас у переселенцев три пути: уехать за границу совсем, как-то выживать в Украине или вернуться на оккупированные территории и стать заложником российских фашистов. Вопрос жилья для переселенцев — стратегический. Людей, которые вернутся в оккупацию, сразу мобилизуют, дадут оружие в зубы и отправят воевать против Украины. Поэтому людям нужно дать перспективу — как жить», — резюмирует Юрий Зыков.
Еще больше полезных решений
✅ Во Львове решили запустить программу закупки квартир для переселенцев. Жилье будут предоставлять бесплатно во временное пользование сроком до одного года.
✅ Наряду с бизнес-парком в норвежском городе Влардинген будет построен жилой район для приема почти 800 украинских беженцев.
✅ В Киевской области построят 560 домов и выкупят 2000 квартир для украинцев, потерявших жилье в результате российской агрессии.
✅ Все вышеперечисленное не означает, что вы не можете получить компенсацию за разрушенное жилье. Восточный вариант собрал советы юристов, как доказать, что ваше жилье на оккупированной территории действительно разрушено.
Читайте также: На страницах New York Times: как заведение азиатской кухни из Мариуполя начало вторую жизнь
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.