"Спільнота Відновлення": как переселенка из Лисичанска основала бизнес на Полтавщине
Татьяна Панаит 6 лет работала патрульной полицейской в Лисичанске. В январе 2022 года она уволилась, чтобы проводить больше времени с семьей. Но из-за полномасштабного вторжения семья вынужденно эвакуировалась с Луганщины в один из поселков Полтавщины. Здесь женщина начала бизнес по пошиву постельного белья “Сонько Дрімко”. Татьяна — амбассадорка “Спільноти Відновлення” и лауреатка награды “Незламні зі сходу”. Восточный Вариант рассказывает ее историю
“Спільнота Відновлення” — основанное Восточным Вариантом комьюнити несокрушимых жителей востока, заново поставивших на рельсы свою деятельность в сфере бизнеса или в общественном секторе. Люди, которыми мы восхищаемся и о которых хотим рассказать как можно большему количеству читателей. Ведь эти истории достойны вашего внимания и поддержки. Поддержите создание таких историй — присоединяйтесь к “Спільноте Відновлення” и поддержите Восточный Вариант донатом.
***
“Я бежала на работу, как на праздник”
Татьяна Панаит родилась в Голубовке (прежнее название — Кировск) Луганской области. После школы она окончила медицинское училище в Кадиевке (старое название — Стаханов) и по распределению попала в Лисичанск, где и проработала 11 лет в санэпидемстанции. В 2014 году, когда началась российско-украинская война, Татьяна была вынуждена с детьми уехать в Харьков. Но после деоккупации Лисичанска от террористов “лнр” и определенного затишья боевых действий, семья вернулась в город.
В том же году Татьяна узнала, что в Украине началась реформа Национальной полиции. Она поняла, что это ее шанс исполнить давнюю мечту:
“Это была мечта с детства, но поступить после школы у меня не получилось. Обучение было очень дорогим. И тогда на милиционера было возможным идти только после прохождения военной службы. Поэтому просто так попасть туда я не могла. А когда уже началась реформа, то можно было подаваться на конкурсный отбор без военной службы”, — рассказывает Татьяна.
Как только в Лисичанске объявили конкурс в Патрульную полицию, Татьяна сразу подала анкету, прошла все этапы и начала работать. Она говорит: “Я бежала на работу, как на праздник. Мне очень нравилось”.
Шесть лет Татьяна работала полицейской в “серой зоне”: дежурила на контрольно-пропускных пунктах, проводила проверки, следила за порядком. За это получила статус участницы боевых действий. Но огромным бременем такой работы была невозможность видеть мужа и детей из-за большой занятости. Поэтому Татьяне постоянно приходилось выбирать: работа или семья.
“Я постоянно сомневалась, шесть лет отработала. Смотрю, что дети уже подрастают, меня почти не видят, больше с папой. Поэтому я решила уволиться со службы, это произошло в январе 2022 года, а через месяц произошло уже полномасштабное вторжение”, — рассказывает героиня.
После увольнения из полиции Татьяна успешно прошла собеседование в Датский Совет по делам беженцев. Она готовилась выйти на работу в конце февраля. Но этого уже не произошло.
“Хобби превратилось в полноценную работу. Только через очень-очень много лет”
Семья Татьяны уехала из Лисичанска 26 марта прошлого года. Сначала они надеялись на постепенное затишье боевых действий, как это было в 2014 году. Но постоянные обстрелы и продвижение российской армии вглубь страны говорило о том, что эта война совсем не та, что была раньше.
Вместе с мужем Татьяна дежурила, они постоянно спускались с детьми в подвал, находились в очень стрессовом состоянии. Поэтому когда их позвала к себе тетя мужа, они согласились и покинули город. В Лисичанске у них осталось две квартиры, состояние которых неизвестно до сих пор. Татьяна говорит, что они пострадали от боевых действий, но насколько именно, узнать невозможно из-за отсутствия связи с оккупированным городом.
Семья выехала на Полтавщину. Первые несколько месяцев жили у тети мужа, а потом уже подыскали отдельное жилье.
“Как-то муж спросил меня, что мне подарить, чтобы я не грустила и не плакала по дому. Я попросила швейную машинку. Он так и сделал. И я сначала сшила постельное белье для себя, для своей семьи, потом люди из села начали приходить и интересоваться, я одному сшила, потом другому. И поняла, что можно пробовать зарабатывать деньги. В августе прошлого года я зарегистрировала ФЛП и начала брать заказы на постельное белье”, — рассказывает героиня.
Татьяна вспоминает, что шить умела еще с детства, практикуясь на бабушкиной машинке. Уже во взрослом возрасте она шила постельное белье семье, а детям — новогодние костюмы. Поэтому имеющийся опыт позволил освоить новое дело и превратить его в бизнес.
“Хобби превратилось в полноценную работу. Только через много-много лет”, — говорит она.
“Когда опускаются руки, то встаю, успокаиваюсь, и все — дальше работать”
Недавно Татьяна выиграла большой грант от Украинского ветеранского фонда, благодаря которому сможет расширить свое производство. Большая часть расходов пойдет на оборудование, ткани и материалы. Для слаженной работы арендовали помещение в селе и привели его в порядок. А также обучили и трудоустроили четырех жительниц села, которые теперь работают швеями.
Свое производство Татьяна назвала “Сонько Дрімко”. Она признается, что на торговую марку еще не подавалась, но в ближайших планах желает это сделать.
“В нашем ассортименте есть постельное белье, детское и взрослое, комплекты постельного белья, пеленки, пледики-конвертики для новорожденных. И в дальнейшем мы будем расширять продукцию. Это предусмотрено в рамках нашего гранта, и мы планируем трудоустроить еще двух работниц. Ткань у нас очень качественная, поставщики из Польши, Украины, Пакистана и Турции”", — рассказывает предпринимательница.
Татьяна признается, что иногда ей очень трудно, но в конце концов она всегда находит силы, чтобы продолжать свое дело:
“Бывает такое, что и руки опускаются, и ничего не хочется, потому что что-то не получается. И нервы сдают, потому что ответственность очень большая. Ответственность за все: за людей, которые работают, за зарплаты, за налоги, за ткани, за документацию и все нюансы. Потому что вся ответственность лежит на мне. Иногда бывают срывы и я думаю: «Боже, зачем я это начинала?». Но потом встаю, успокаиваюсь, и все — дальше работать”.
Предпринимательница признается, что хотела бы вернуться в Лисичанск. Но факт в том, что возвращаться некуда, да и терять организованный процесс производства “Сонько Дрімко” не хочется. Поэтому ответ о возвращении на Луганщину покажет только время.
Как обратиться?
Ознакомиться с продукцией “Сонько Дрімко” можно в Instagram или Viber.
Для защитников и защитниц в “Сонько Дрімко” на постоянной основе действует бесплатная услуга по мелкому ремонту элементов военной формы.
Для вынужденных переселенцев предусмотрена скидка 5%.
***