"Самое ценное было почувствовать — кому я хочу быть тылом": как волонтерка и переселенка из Донецка помогает ВСУ
Мария Андромашко логопед-дефектолог. С началом полномасштабного вторжения у Марии не было вопроса: уезжать или оставаться. В 2014 году женщина была вынуждена переехать из Донецка в Киев, и строить жизнь заново вместе с маленьким сыном.
Вместо этого появился выбор — идти к военным или оставаться в тылу. Поскольку боевого опыта у Марии нет, записаться в территориальную оборону не получилось. Но решение пришло само, в очереди у военкомата.
“Один мужчина из толпы взял мел и написал название телеграм-группы на асфальте. В этот момент он ее как раз создавал. Мы начали добавляться и координироваться там”, — вспоминает женщина.
Так в жизни Марии появились дроны.
“Я не из тех волонтеров, кто сидит на складе, или собирает на автомобили. Меня ждали совсем другие масштабы и процессы, где я неожиданно нашла много интересного для себя. В круг моих задач входят и прозвоны поставщиков, воинских частей, планирование логистики, иногда и доставка дронов военным, также я паяю сбросы на дроны, нахожу, где отремонтировать “птичек”, прилагаю усилия к обучению пилотов”, — рассказывает волонтер.
За время полномасштабного вторжения россии в Украину Марии и ее команде удалось доставить 140 беспилотников для украинских военных.
“Мы подарили 6 дронов одному подразделению, в котором, оказывается, служит Олег Сенцов. Наша встреча состоялась в 500 метрах от российских позиций в Северске”, — говорит Мария.
Поездки — это отдельная магия и авантюра — признается волонтерка. Однажды вышло так, что о выезде Мария узнала, выходя с работы, и времени ехать домой и собираться просто не было.
“Так и уехала — в красном платье. Хорошо, что с собой был рюкзак с несколькими вещами, хотя была зубная щетка и сменное белье”, — смеется волонтерка.
Но не все выезды бывают простыми. Иногда приходится быть несколько дней без связи и рассчитывать только на собственную интуицию.
“Однажды мне звонит мой координатор и говорит, что мы едем. У нас не было запланированного маршрута, и он складывался по ходу. Часть дороги у нас не было связи, поэтому надо было все сделать заранее. Договаривались заранее, брали бумажные карты, но все равно не обходилось без сюрпризов”, — вспоминает Мария.
@andromashka #drones #dropsystem #зсу #волонтер #війна @soloma9ira ♬ оригинальный звук - Masha Andromashka
Так, во время выезда в Лисичанск, пока команда была без связи, ситуация успела измениться настолько, что волонтерская группа рисковала жизнями, чтобы доставить дроны военным.
“Когда мы приехали, было уже поздно, начались сильные обстрелы, и военные просто не позволили нам оставаться на ночлег в Лисичанске. Пришлось ночью выезжать на Бахмут, искать место, где спать. Не успели мы улечься, как прибежал кто-то из военной администрации и сказал, что мы должны искать другое место, потому что сюда может прилететь, потому что координаты кто-то сдал. Но мы уже так устали, что никуда не уехали. Остались под свою ответственность, прислушавшись к интуиции. В ту ночь нам повезло. Я постоянно беру с собой пижаму, и настроила себя на то, что в ней я в безопасности, и с нами ничего плохого не произойдет, если я буду спать в ней. В ту ночь я так же надела свою пижаму, и по нашему объекту не было попаданий”, — вспоминает Мария.
После помощи с дронами Мария смогла найти ответ и на тот вопрос, который встал перед ней в начале войны.
“Самое ценное для меня было почувствовать — кому и для чего я хочу быть тылом. Не из фантазий или соцсетей, а именно живые знакомства. Это люди, с которыми мы ели с одной тарелки, спали в одном укрытии”, — говорит волонтерка.
Мария объехала всю линию столкновения, но с каждым выездом понимала все больше, что выбрала нужный путь и смогла стать надежным тылом.
“Это так трогательно, когда мы доезжали до какой-то части, и кто-то из ребят приносил шоколадку или батончик, и говорил “Это тебе, девочка, вкусняшка”. Мы посреди войны, а они делятся со мной шоколадкой”, — рассказывает Мария
Поскольку волонтерская помощь забирает много ресурса, Мария начала искать для себя пути, как она может отдыхать, чтобы сохранить себя, и неожиданно нашла выход — сухие борщи для ВСУ.
“Это как медитация. Ты просто должна все быстро обработать, нарезать, высушить и отдать на фасовку. Сначала у меня была только одна сушилка для овощей, но масштабы с которыми нужно было работать, требовали больше. Пришлось одалживать сушилки у людей, привлекать знакомых. Бывало такое, что писала в чате дома, что нужно срочно нарезать несколько килограммов лука, и соседи приходили на помощь”, — говорит Мария.
Сейчас приходится сушить в ночное время, чтобы экономить электроэнергию и успевать до отключения света, но Марию это не останавливает.
Помощь важна, но волонтерка предостерегает других от того, чтобы с головой окунаться в помощь, потому что сил может не хватить даже на себя.
“Многие люди наваливают на себя больше, чем могут потянуть. Я тоже совершала такие ошибки и быстро выгорала. Теперь, если чувствую, что нет сил, то беру время для отдыха. Война будет продолжаться долго, и мы просто не имеем права закончиться раньше”, — заключает Мария.
Как помочь?
Помочь Марии и ее команде делать сбросы на дроны можно перечислив средства на карту
Чтобы помочь закупить продукты на борщи для военных, деньги можно перечислить на эту банку
***