"Пасека победила": как хобби пчеловода из Сватово переросло в семейный бизнес
Ирина и Игорь Васильевы не представляют своей жизни без пчел. Все начиналось с 5 ульев. За 13 лет пчеловодства пасека выросла до 350 ульев, у семьи появился агротуризм, медовая косметика и своя торговая марка “Медове джерело”. О целях и трудностях предпринимателей узнавал “Восточный Вариант”.
Все началось с хобби
Супруги родом из г. Сватово. Пасека находится в с. Змиевка, что в Сватовском районе Луганской области.
Ирина рассказала, что пчеловодство — изначально хобби мужа. По ее словам, раньше супруг был моряком: ходил в загранплавания на рыболовецких рефрижераторах. После распада Советского Союза нужно было искать работу. Выбор был сделан в пользу родной страны. Он работал на разных предприятиях.
“И так сложилось, что друг мужа предложил ему взять 5 ульев, которые достались тому по наследству. Игорь попробовал. Ему понравилось. Вот так все и началось”, — вспоминает Ирина.
По ее словам, с того дня уже 13 лет вся семья занимается пасекой.
“Когда у сына есть свободное от работы время, он обязательно с нами на пасеке. Но в основном нас троица. Муж занимается содержанием, уходом за пчелами. А мы с дочерью — фасовкой, розницей продукта. Мы этим горим”, — делится предпринимательница.
Ценные знания
Ирина поделилась, что ее супруг стал посвящать все свое время пасеке, вкладывал в нее силы, деньги и самого себя. Это заметили и другие пчеловоды.
“Увидев, что молодой человек интересуется искусством пчеловодства, местные пенсионеры-пчеловоды начали дарить ему свои книги. У нас все полки забиты литературой о содержании пчел, об уходе за пчелами, о продуктах пчеловодства”, — уточняет она.
Также предпринимательница дополнила, что в то время ее супруг начал ездить на выставки в Харьков, что также способствовало получению новых знаний.
“В Харькове два раза в год проводится профессиональная выставка пчеловодов. Там Игорь тоже покупал литературу, общался с другими пасечниками. Когда человек хочет много узнать, он узнает много”, — объясняет она.
"Там сердце, там великая любовь"
По словам Ирины, до того, как полностью посвятить себя пчеловодству, она работала начальником службы по делам детей. И когда нужно было помогать мужу на пасеке, она брала отпуск. Ульев становилось все больше, нагрузка на семью возрастала. Потому семья все время отпуска проводила на пасеке.
“Период качки меда — это очень трудоемкое дело. Служба по делам детей — это морально очень тяжело. Физических сил на все не хватало. Я целых 2 года сомневалась: выбрать пасеку или остаться на госслужбе. Пасека победила: просто там сердце, там великая любовь”, — делится с нами пчеловод.
Идея фасовки и трудности сбыта
Ирина рассказала, что в 2016-м году они вместе с сыном поехали в Буковель. Там они посетили местный рынок сувениров.
“Я увидела в продаже мед. Я решила, что мы не хуже. У нас качественная продукция. И мы со своим продуктом можем выглядеть в разы лучше, чем увиденный мед на этом рынке сувениров”, — говорит она.
Так пришла идея фасовки медового продукта.
“Этой идеей я горела: покупала баночки, приспосабливалась. Пробовала и пластик, и стекло. Но все же пришла к выводу, что стекло — это экологичнее и приличнее”, — поделилась предпринимательница.
Она рассказала, что стала предлагать мед в местные магазины.
“Надо мной местные жители посмеивались, потому как стоит моя баночка объемом 100 мл за 40 грн и стоит пол литра подсолнухового меда в обычной банке с капроновой крышкой за 50 грн. Они говорили: “Ты что не понимаешь, что будут покупать? Что ты вот это поставила?” — делится с нами Ирина.
По ее словам, в местных магазинах дело не пошло.
“Мы пришли к выводу, что местный клиент — это не наш клиент. Потому что в Сватово каждый третий пасечник, у каждого свой мед. Мы решили попробовать продажу меда в соцсетях. Дочка занялась этим делом: создала страницу в Инстаграм”, — говорит пчеловод.
Работа над проектами
По словам Ирины, работая в администрации, у нее были свои задачи и с такими сферами, как агро и ведение бизнеса она не сталкивалась.
“Я не знала, чем живут эти сферы. А тут начала обращать внимание, что в большом зале администрации собираются предприниматели, приезжают доноры.
Таким образом я выяснила, что там проводится обучение основам бизнеса: как написать бизнес-план, заявку на грант”, — делится с нами Ирина.
Она дополнила, что идея расширения и фасовки требовала существенного капиталовложения. Помимо этого появилась идея с агротуризмом, которая также связана с пасекой. Поэтому хозяйка пасеки решила, что ей также нужно пройти это обучение.
“Спустя 3 года после поездки в Буковель я начала обучение. Я посылала 2 проекта в ПРООН: фасовка меда и медовая косметика. Эти проекты не поддержали. Я написала проект по агротуризму. И здесь моя цель была достигнута — ПРООН его поддержал”, — говорит Ирина.
ПРООН и знакомство с бизнесом
Ирина поделилась, что она принимала участие в местном проекте, который запустила "Агенція Регіонального Розвитку".
“АРР занимается гендерным равенством, правовым образованием и развитием самозанятости женщин в селах. С участниками работали менторы. Также была поддержка по написанию программы. Я стала бенефициаром в этом проекте”, — объясняет предпринимательница.
По ее словам, появилось понимание, как двигаться дальше. Каждому предоставлялась необходимая помощь.
“ПРООН организует очень классные вещи, на которых я поняла, что такое B2B, B2C, как вести переговоры. Это колоссальный опыт. Благодаря этому проекту и обучению мой проект дошел до логического конца”, — говорит Ирина.
Также пасечница рассказала, что ПРООН проводит выставки для предпринимателей и тренинги по выставочной деятельности.
По ее словам "Схід експо" — это большая выставка бизнесов Украины. Вначале ее проводили отдельно в своих регионах. Первая выставка проходила в Северодонецке. Семья Васильевых принимала в ней участие.
“Сейчас выставка "Схід експо" выросла в представление бизнесов Востока, граничащими с оккупированными территориями, областей”, — объясняет предпринимательница.
По словам Ирины, вместе с другими представителями бизнеса из Луганской Донецкой, Херсонской и Запорожской областей, они вместе с этой выставкой были во Львове и уже трижды в Киеве.
USAID: интеллектуальный вклад
Пасечница считает, что самое ценное вложение в себя — это новые знания. Когда она это поняла, то начала регистрироваться на все обучения от USAID.
"Я посетила курсы профессионального пчеловодства, курс электронной коммерции, курсы маркетинга. USAID дают классный интеллектуальный вклад всем, кто хочет его получить", — говорит Ирина.
По ее словам, за это время она оформила свою торговую марку и свидетельство. А также семья пчеловодов создала свою этикетку и логотип.
Ирина рассказала, что USAID предлагали пасечникам, у которых есть своя торговая марка, передать свой мед на фасовку. Для этого нужно было найти сертифицированное по ХАССП (Система контроля над качеством пищевой продукции — Ред.) предприятие, которое может предоставить услуги фасовки их продукта.
“USAID собирали желающих, кто может отвезти свое сырье для фасовки и потом уже сертифицированную продукцию самим реализовать по сетям. Я нашла наше местное предприятие, которое готово на своих мощностях этот цех реализовать, только нужно закупить оборудование”, — делится с нами пчеловод.
Предпринимательница поделилась, что даже не предполагала, когда и где пазлы поставленной нею задачи сложатся, но видит, что в будущем все может случиться.
“Мы просчитаем, как выйти на полки магазинов. Надеемся, получится фасовать и, возможно, мы пойдем на экспорт с нашими колоритными баночками, а не безликими двухсоткилограммовыми бочками”, — делится с нами хозяйка ТМ "Медове джерело".
Также Ирина подчеркнула, что их семья работает через ФЛП и поддерживает честный бизнес.
Школа для аграриев
Ирина рассказала, что USAID и ряд других доноров поддерживает ГО “Українська продовольча долина”. По ее словам, данная организация выиграла грант на проведение зимней школы для аграриев. В школе есть приоритет — женщины и незащищенные категории (участники АТО, переселенцы).
“Среди нас есть мужчины, но не очень много. Женщин больше. Почему зимняя школа? Потому что в сельском хозяйстве сезонная работа. Зимой у нас больше времени на обучение”, — говорит предпринимательница.
Она дополнила, что в декабре в их зимней школе будет выпускной проект, в котором 6 пасечников объединены в одну группу.
"Наша задача — предусмотреть и прописать, как выйти на полки магазинов", — уточняет Ирина.
"Made in Ukraine"
Пасечница рассказала, что по объемам экспорта меда Украина занимает второе, максимум, пятое место после Китая. Но при этом, если в Европу едет украинский мед, то страна-производитель на нем не указывается.
“На таре с медом не указано "Made in Ukraine". Там этого нет. Там просто указано, что это мед из Европы или что это мед не из Европы. Это очень досадно”, — говорит Ирина.
Она уточнила, что Украина — производитель качественного меда в отличие от китайского.
“Если продавать наш мед в Европе, то в красивых баночках с национальным колоритом. Это значит уважать и любить свою страну. Вот такая мечта. И, возможно, она когда-нибудь осуществится благодаря донорам, пасечникам, которые это понимают, и всем окружающим”, — делится с нами пасечница.
Без пчел человечества нет
Ирина отметила, что во всем мире наблюдается массовое вымирание пчел. Это связано с пестицидами. По ее словам, рынок пестицидов в Украине не контролируется государством.
"Есть контрабанды, которые завозят на территорию Украины пестициды для продажи. И фермеры ищут дешевые продукты. Они считают, чем меньше затраты на пестициды, тем больше маржинальность. Но дешево — не значит качество и экологично. В этом есть огромная проблема", — объясняет пчеловод.
Пасечница дополнила, что еще одним моментом вымирания пчел является их заболеваемость. Наиболее распространенная проблема — клещ.
"На мед может плохо влиять профилактика заболеваний пчел. Есть такие препараты, которые содержат антибиотик. Европа, например, мед с содержанием антибиотика не принимает", — говорит Ирина.
Также она уточнила, что в связи с климатическими изменениями фермерам и пасечникам нужно прилагать усилия для того, чтобы сохранить грунт и местную экосистему.
“У нас же фермеры зачастую из-за прибыльности могут 5 лет подряд сеять подсолнух на одном и том же поле. Происходит истощение земли: нет уже того, что она может вообще дать растениям. Потому великая задача пасечников и фермеров сработать так, чтобы были медоносы помимо подсолнуха”, — отмечает пчеловод.
Ирина рассказала, что является членом ассоциации пасечников Луганской области "Медовая Артель". В Сватово их команда создала ГО "Спілка пасічників Сватівщини". Ирина в ней секретарь.
“Сейчас мы начали сотрудничество с продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН ФАО. Наша задача обучить пасечников и фермеров посеву конкретных видов медоносов. Это даст знания и умение рассчитать, когда и в какой период есть голодание пчел, чтоб обеспечить эту пищевую базу”, — говорит предпринимательница.
Она объясняет, что есть такие медоносы, которые благотворно влияют на процесс восстановления грунтов. Например, после двух лет прорастания фацелии, поле становится очень мягким и благоприятным для посева пшеницы и дает большой урожай.
По ее мнению, у человека, который начинает узнавать пчел ближе, меняется философия жизни. Люди начинают думать и жить экологичнее.
“Можно хотя бы начать сортировать мусор. Это хоть какой-то, но уже прогресс. Есть много моментов, в которые нужно вникать, учиться и всех остальных учить. Важно понимать — мы не будем жить, как раньше. Природа — исчерпаема. А, если пчелы вымрут, через четыре года человечества не станет”, — отмечает Ирина.
Продукцию ТМ "Медове Джерело" можно приобрести на странице Инстаграм или Фейсбук.