До последнего боролся за единство Украины. Памяти Дмитрия Чернявского, погибшего на митинге в Донецке
Сегодня — годовщина гибели украинского патриота Дмитрия Чернявского. 13 марта 2014 на проукраинском мирном митинге в центре Донецка он погиб от рук пророссийских сил. Дмитрий стал первой жертвой российско-украинской войны на востоке.
13 марта 2014 года на востоке Украины пролилась первая кровь в результате кремлевской агрессии. На проукраинском мирном митинге во время стычки с пророссийскими силами погиб активист и студент Дмитрий Чернявский.
Другие участники событий говорят: “Это была последняя жертва революции достоинства и первая российско-украинской войны”. Девять лет спустя после трагических событий неравнодушные люди вспоминают Дмитрия и его вклад в борьбу Украины за собственную независимость.
Восточный Вариант пообщался с друзьями и хорошими знакомыми парня и собрал свидетельства тех событий.
“Часто спорил с учителем-коммунистом и никогда не молчал”
Дмитрий Чернявский родился в селе Хромово Бахмутского района. Отец был работником завода, у матери была инвалидность 3-й группы.
После окончания школы №18 в Бахмуте (тогда — Артемовск, ред.) парень поступил в Донецкий национальный университет на учетно-финансовый факультет и переехал в областной центр. С этого момента началась активная общественная деятельность Дмитрия.
В детстве Дмитрий очень хотел пойти в украинский класс. Но тогда в Бахмуте это было невозможно. Мальчиком он очень любил историю Украины, особенно книгу Ореста Субтельного.
Его мама Людмила рассказывала, что Дима любил разрисовывать контурные карты, имел атласы. Но историю в их школе преподавал коммунист… Дима с ним часто спорил и никогда не молчал.
В 2009 году после окончания бакалавриата, Дмитрий поступил на магистратуру во Львовский национальный университет имени Ивана Франко. В октябре 2010 года Дмитрий присоединился к Донецкой городской организации ВО “Свобода”.
***
Артур Шевцов в те годы был главой Донецкой городской организации ВО “Свобода”. Он рассказывает, что с Дмитрием они познакомились по иронии судьбы на том месте, где потом виделись и в последний раз — на центральной площади Донецка. Это произошло в сентябре 2010 года.
Артур говорит, что Дмитрий после вступления в партию активно включился в работу. Сначала был казначеем, а затем ему предложили возглавить пресс-службу организации. Дмитрию нравилось делать фото, видео, писать информационные тексты о деятельности “Свободы”.
Много общался с местными журналистами, помогал в организации патриотических мероприятий того времени. Например, в память о Голодоморе, в память Героев Крут и других событий. А с марта 2013 года Дмитрий возглавил пресс-службу Донецкой областной организации “Свободы”. И в этой должности находился до последнего. К тому же, был помощником Народного депутата Украины.
О Евромайдане, незнакомых “человечках” и начале гражданского сопротивления Донецка
Осенью 2013 года в Киеве начался Евромайдан в поддержку развития Украины в составе Евросоюза. Неравнодушные украинцы и украинки выходили на улицы не только в Киеве, но и других городах, в частности в Донецке.
“Донецкий Евромайдан стоял совместно с киевским с 21 ноября. Последняя акция была после свержения тогдашнего режима Януковича 23 февраля 2014 года. Что интересно, даже тогда, 23 февраля, напротив Евромайдана в Донецке проходил митинг “другой стороны”. Уже тогда были люди с георгиевскими лентами. В частности, и наш областной глава, господин Андрей Шишацкий, который рассказал, что помнит номер своего советского автомата, и что он присягнул на верность советскому народу”, — вспоминает события того времени Артур Шевцов.
Потом в городе было пять дней тишины. Было впечатление, будто все чего-то ждут. С первых чисел марта начались активные пророссийские митинги с людьми, которые не ориентировались в Донецке и постоянно спрашивали“Как пройти к Центральной площади?” и “Где тут обменять рубли на гривны?”.
В ответ донецкая интеллигенция начала собираться на центральных улицах с украинскими флагами и лозунгами. На митингах 4 и 5 марта Дмитрий Чернявский не был, он был на сессии во Львове. Вернулся в город за день до своей гибели — 12 марта.
Артур Шевцов говорит, ситуация нагнеталась с каждым днем, а “человечки” не хотели идти на контакт. Например, во время акции 9 марта в честь 200-го дня рождения Тараса Шевченко снова возникли существенные стычки и драки между украинскими активистами и пророссийскими силами.
День 13 марта. Как все происходило
Активистка Евромайдана в Донецке и последующих митингов Катерина Жемчужникова говорит, 13 марта — черный день новейшей истории, с которого началась российская война на Донетчине, хотя многие этого тогда этого еще не осознавали.
“Вероятно после того, как российские менеджеры оккупации увидели 5 марта массовую акцию в Донецке за единство с Украиной, они испугались, что настроения населения не соответствуют их сценарию, поэтому на следующую анонсированную акцию бросили все силы, которым дали полный карт-бланш. Тогда уже атмосфера угрозы висела в воздухе, людей запугивали. Как журналистка я в тот день получала много информации неофициально, в частности, даже от дружественно настроенных представителей власти и милиции, что в тот день на акцию лучше не выходить”, — рассказывает Екатерина Жемчужникова.
Артур Шевцов рассказывает, что митинга 13 марта вообще не должно было быть. Планировалось провести массовую акцию 15 марта, в субботу. Организаторы руководствовались мнением, что в выходной день мероприятие может посетить больше людей. Но договориться с организаторами встречи 13 марта не удалось.
В тот день в городе была удручающая и напряженная атмосфера. У многих было ощущение, что что-то должно произойти.
Для массового митинга были сформированы отряды самообороны. Туда входили активисты ВО “Свободы”, болельщики футбольных клубов и другие патриотически настроенные дончане. Ребята понимали, что в тот день нужно будет давать отпор силой. Дмитрий Чернявский также присоединился к самообороне.
“Я созвонился с Дмитрием и узнал, что он уже вернулся в город с сессии во Львове. Я спросил, слышал ли он о митинге. Он сказал, что слышал, и сказал, что тоже придет. Потом у нас была встреча с самообороной у 5-й школы в центре города. Мы обсудили, как будем проводить самооборону в случае беспорядков. Посоветовали ребятам идти на митинг группами людей по два-три человека для безопасности. И пошли на митинг на площадь Ленина”, — рассказывает Артур Шевцов.
На месте проведения уже была куча народа. Сама площадь была разделена на две части, среди которых стоял милицейский кордон. С одной стороны были украинские митингующие, с другой — неизвестные “человечки”. Митингующих начали забрасывать сначала яйцами, а затем — камнями и стеклянными бутылками.
“А потом произошло следующее. Кордон милиции просто куда-то исчез. Или они устали, или им сказали уйти. Но в один момент на площади оказались только мы и эти мужчины по другую сторону. Ситуация нагнеталась. К нам уже они по два-три человека подбегали, пытались провоцировать. Мы не реагировали. После исполнения гимна и якобы окончания акции мы задержались на 15 минут, потому что на сцену снова вышел какой-то оратор. А дальше эти человечки просто начинают переть прямо на нас”, — вспоминает Артур Шевцов.
Екатерина Жемчужникова говорит, что на акцию 13 марта пришло где-то вдвое меньше людей, чем 5 марта, а агрессивных россиян и их сторонников — в разы больше.
“Я видела, как люди с колючими битами и кусками арматуры как волной начали заполнять пространство. Они добежали до небольшой сцены, где до этого стояли организаторы акции и физически уничтожали колонки, разрывали провода микрофонов. Под одним из деревьев я увидела знакомого. Он лежал, а группа людей била его ногами. Причиной тому стал завязанный флаг ЕС на его куртке. Рядом со мной оказался представитель местных властей вместе с представителем милиции, они смогли словесно остановить это избиение, мы быстро поймали машину, и я повезла своего знакомого в больницу”, — вспоминает Екатерина.
Самооборона, до этого стоявшая крепкой цепью перед людьми, начала сдерживать толпу. Дима тоже был там. Но долго сдерживать не удалось — за минуту оборону прорвали.
“А среди митингующих были и девушки, и дети, и старенькие бабушки. Все пытались уйти с площади. Но в этот момент с другой стороны на нас напали еще около 300 человек, начали бить в спину. Самооборона не выдерживала”, — говорит Артур.
Недалеко от площади стояли милицейские автобусы “пазики”. Появились милиционеры и сказали украинским митингующим: “Прыгайте в пазики, мы вас вывезем”. Артур говорит, такая же ситуация была 5 марта, милиционеры тогда вывезли активистов из столкновения. Поэтому митингующие, в частности из самообороны, полностью заполнили автобусы. Но… никуда не поехали, потому что за рулем никого не оказалось.
“И эти пазики окружают эти человечки. Бьют стекло, забрасывают баллончики со слезоточивым газом, бутылки. Дмитрий в одном из пазиков. Меня толпой отнесло между этими пазиками и отнесло к МакДональдзу. А ребята застряли. Они начали выбираться через окна”, — рассказывает Артур.
В какой-то момент драки и хаоса Дмитрия Чернявского ранили в живот ножом. Он упал на трамвайные рельсы и лежал, залитый кровью. Вызвали скорую. Но она не могла проехать из-за пробок — движение в центре города никто не перекрыл, несмотря на массовые митинги.
Около 20 минут юноша не получал никакой помощи. Но все же удалось погрузить его в скорую и повезти в больницу Калинина. Но не успели. По дороге он умер.
“Трагедия 13 марта заключается не только в произошедшем. То, что погиб Дмитрий, стало известно только из-за его известности людям. Есть слухи, что погибло больше людей. Но подтвержден только Дмитрий”, — говорить Артур Шевцов.
Катерина Жемчужникова говорит, что вместе с Артуром и еще несколькими десятками людей поехали в Ворошиловский РУВД, чтобы узнать, кто погиб в тот день. Потому что Дмитрий на тот момент был единственным из их организации, кто не выходил на связь после митинга.
“Кто-то из милиционеров выходил и говорил какие-то куски информации о том, что это какой-то другой человек, но фамилию они называть не могут, показывали чужие документы. Шевцов переспрашивал о Дмитрии Чернявском, потому что он единственный не выходил на связь и через несколько часов после акции. Так мы ездили в отделение несколько раз в течение ночи с требованиями предоставить хоть какую-то информацию. В конце концов два милиционера выйдут на крыльцо РУВД и вынесут партийный билет Дмитрия — документ, который у него был с собой — и подтвердят, что он умер в карете скорой”, — говорит Катерина.
Военнослужащий Юрий Яковенко в 2014 году также был в составе ВО “Свобода”. Там они познакомились с Дмитрием Чернявским.
Он рассказывает, что в тот день погибли еще два человека.
“Кто эти люди были — непонятно. Будь это жители Донецка, но с пророссийской стороны, вы сами понимаете, эту тему подняли бы. Донецк тогда был просто насыщен наемниками-титушками из Ростова. Это были убитые титушки из Ростова. Но тогда признать не могли, что это россияне”, — рассказывает Юрий Яковенко.
“Нам полоскали мозги всю ночь под райотделом. А если бы мы не стояли там? Стало бы известно о Дмитрии?” — говорит Артур Шевцов.
Расследование и поиск виновников
Артур рассказывает, после 13 марта милиция начала “притворяться”, что ищет убийц Дмитрия Чернявского. На своем сайте милиционеры выложили фотографии подозреваемых. Но все они были проукраинскими активистами, которые тогда участвовали в митингах, а также… фотографию самого Дмитрия.
“Под фотографией Дмитрия было написано “Особенно подозреваемый в совершении правонарушений”. И ни одного сепара на сайте не было. Это нормально?” — говорить Артур Шевцов.
На следующий день после гибели Дмитрия тогдашний министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что уже есть главный подозреваемый по прозвищу Палач.
Через месяц будет назван новый подозреваемый — незнакомый мужчина в черной шапке, его лицо удалось зафиксировать благодаря фотографиям, сделанным 13 марта во время столкновений.
Тогдашний глава областного управления МВД Константин Пожидаев сообщил, что по этому делу один человек был арестован, еще восемь были под домашним арестом. Но неизвестно, что с ними произошло после полной оккупации Донецка.
Через год, в 2015 году, народный депутат Антон Геращенко добавит имя нового подозреваемого — Виталий Кикоть.
Но по состоянию на 2022 год дело гибели Дмитрия Чернявского не раскрыто, убийцы не найдены.
Мама Дмитрия, Людмила Чернявская, рассказывала, что после гибели ее сына к ним в квартиру пришли милиционеры. Забрали два компьютера и флешки с фотографиями.
“Так называемые милиционеры забрали все записи, блокноты. Куда оно делось? Думаю, сознательно уничтожили. Потому что не выгодно было расследовать это преступление. Как говорил мой Дима, войну в Донецке начали местные власти, они ей способствовали. Он больше знал, больше слышал. А я только беспокоилась о своем ребенке. Думала, если что-то начнется — уговорю его куда-то уехать. А оказалось, что все началось именно с него”, — рассказывала Людмила Чернявская.
По состоянию на 2016 родители Дмитрия проживали во Львове, куда переехали после оккупации Донецка. Взяли себе на воспитание мальчика Максима.
Воспоминания друзей и знакомых о Дмитрии
Военнослужащий Сергей Лилеев рассказывает, что Дмитрий всегда был скромным парнем, не эмоциональным.
“Он показал себя как стойкий человек. Был целеустремленным. Постоянно участвовал в митингах и акциях, например марш ко Дню Героев Крут или протест против закона Колесниченко-Кивалова о русском языке как втором государственном. Украинская Донетчина держалась на таких людях, как он”, — говорит Сергей Лилеев.
Юрий Яковенко о Дмитрии говорит: “Это очень спокойный, уравновешенный, образованный человек. Но в то же время он готов к движению, к действиям, а не просто к пустым разговорам”.
Герой и Патриот Украины — Дмитрий Чернявский
Цветы на место, где погиб Дмитрий, стали приносить на следующий день после трагедии. Но даже здесь вмешались пророссийские силы.
“Когда я попала в это место днем, то там уже была импровизированная табличка “Погибшим бойцам “Беркута” в Киеве”. Они пытались украсть даже память о нем. А все российские так называемые “СМИ” рассказывали, как украинцы в центре города убили поклонника “русского мира”, — рассказывает Екатерина Жемчужникова.
Церемония прощания прошла 15 марта. Несколько сотен человек пришли, чтобы попрощаться с известным общественным деятелем города Донецка.
“Проблемы были даже с отпеванием, потому что представители тогдашнего УПЦ МП отказывались провести службу. Мы сопровождали его тело от морга больницы Калинина до кладбища. Попрощаться с ним пришли многие, в том числе с видимыми следами избиений после 13 марта”, — говорит Катерина.
Посмертно Дмитрий был удостоен высшей партийной награды ВО “Свобода” — “Золотой знак Свободы”.
20 февраля 2015 года Дмитрий получил звание Герой Украины с орденом “Золотая Звезда” “за гражданское мужество, патриотизм, героическое отстаивание конституционных основ демократии, прав и свобод человека, самоотверженное служение Украинскому народу, проявленные во время Революции Достоинства”.
В том же году в Бахмуте в школе №18, где учился Дмитрий, в его честь установили памятную мемориальную доску. Вандалы трижды разбивали ее, но каждый раз была установлена новая.
Было предложено назвать одну из улиц Бахмута в честь Дмитрия Чернявского, но инициативу не поддержал городской совет. Также коллектив школы №18 выступал с инициативой предоставления школе его имени.
В ноябре 2017 года правительство учредило стипендию имени Дмитрия Чернявского по специальности “Экономика”.
В этом году друзья, коллеги и просто неравнодушные люди в 18.00 придут к мемориальной фотографии Дмитрия в Киеве на аллее Небесной сотни, чтобы возложить цветы и вспомнить добрым словом. К этому могут приобщиться все желающие.
Слава Герою Дмитрию Чернявскому! Помним своих Героев!
***