От Лимана до Водяного: поездка на передовую с волонтерской помощью жителей Донетчины
Путевые заметки
Поддержка наших воинов на передовой уже который год необъявленной российско-украинской войны осуществляется, в том числе, и усилиями жителей Донецкой области. По нескольку раз в год искренние люди делятся возможным, и общими усилиями продукты, одежда и памятные сувениры отвозятся в различные подразделения, несущие службу на передовой.
В преддверии новогодних праздников было решено нанести гуманитарный визит к десантникам, расположенным в Водяном и Опытном, буквально на подступах к оккупированному Донецку. Жители Лимана, первого города на востоке страны, освобожденного от пророссийских сил в июне 2014 года, среди которых и переселенцы, и школьники, собрали несколько коробков продуктов и вещей первой необходимости, а также новогодние подарки и пожелания, - и 25 декабря мы отправились в путь через всю область, через мирные города туда, где до сих пор идет война.
Погода не радовала: пасмурное тяжелое небо нависало над головами, периодически срывался ливнем дождь, и хотя мы выехали почти днем, были какие-то туманные сумерки. Пейзажи с лесных постепенно сменяются на индустриально-степные. Въезжаем в Райгородок. По правую сторону от трассы высятся терриконы меловых отработок – здесь когда-то кипело производство по добыче мела.
Подъезжаем к Славянску через Семеновку, которая с апреля по июль 2014 года была форпостом коллаборационистов во главе с Гиркиным, где происходили ожесточенные бои за украинскую землю. Уже издалека видно, как восстанавливается комплекс областной психиатрической клиники, практически сровненной с землей в 2014 году.
В самом Славянске – активное автомобильное движение, на уровне с довоенным. По междугородней трассе, которая носит имя украинского диссидента и правозащитника, родившегося в Дружковке, Олексы Тихого, въезжаем в Краматорск, нынешний областной центр Донетчины. И дальше мчим через Дружковку, Константиновку в шахтерский край области, все ближе к зоне боевых действий. Трасса практически вымирает. Чувствуется внутреннее напряжение от пустоты на дороге, ведь всего шесть лет назад по ней непрерывным потоком шли машины из Донецка и обратно. Редкие машины пролетают мимо, да трупы сбитых лисиц на асфальте напоминают, что здесь еще есть какое-то движение. Да и переменчивая, по-настоящему осенняя, погода не придавала радужности мыслям. Кроме одной – цели нашей поездки.
Не могли не остановиться возле дорожного указателя с расстоянием до населенных пунктов, Дзержинск (ныне Торецк) и Калиново.
Продолжаем наш путь через Очеретино, поселок городского типа. Через него проходит важная железнодорожная ветка до Покровска, Авдеевки. Раньше дорога связывалась сообщением с ныне оккупированными Ясиноватой, Горловкой и Донецком.
В поселке много разрушенной инфраструктуры, связанной с агрохозяйством и промышленностью. Виды удручающие. Вот мы проезжаем мимо бывшего завода по производству красного кирпича, который законсервирован из-за проблем с газом, хотя с виду он разрушается.
Частные дома перемежаются с двух-, четырехэтажными домами. И что сразу бросилось в глаза: дорога, проходящая через все Очеретино, и уличное освещение. Так вот, дорога тут просто отличная, повсюду знаки, разметка – ехать одно удовольствие. А с наступлением сумерек практически на каждом столбу, там, где мы проезжали, горят фонари. Интересно, что до 2010 года уличное освещение в населенном пункте отсутствовало как таковое еще с советских времен.
По первым ощущениям, словно мы не в прифронтовом поселке, а в обычном поселке Донецкой области, да и то не каждый из них может сравниться с дорогами и уличным освещением.
Мимолетное знакомство с Очеретино закончилось, мы подъезжаем к Орловке. Перед спуском открывается индустриальный пейзаж с видами Авдеевского коксохима. Мы все ближе к пункту назначения.
Въезжаем в Тоненькое. И вот тут прямо в воздухе чувствуется запах войны. Полузаброшенное село Ясиноватского района, на въезде стоит видавшая виды церквушка – похоже действующая, много военной полиции, бронированная техника, в остатках лесополос люди собирают дрова на протопку, иначе здесь не выжить в холода. Когда машина останавливалась, чтобы я мог сделать кадр-другой, хотя в основном снимал на ходу через стекло, были слышны отдаленные разрывы чего-то тяжелого.
Очевидно, что в мирное время в селе жили небедные люди. И даже сейчас, проезжая, можно было увидеть в некоторых дворах дорогие иномарки. Жизнь продолжается. По разбитой сельской дороге проехали быстро. И тут на глаза попадается дом на окраине с нашим, сине-желтым, флагом.
До Водяного остается относительно немного. Дорога лежит через поля. Сразу в воздухе завис вопрос: заминированные? Проезжаем мимо разрушенного временем и от попадавших снарядов тока – и останавливаемся. Заброшенная остановка общественного транспорта, а рядом с ней – несколько венков и засохшие цветы: кто-то здесь погиб, очевидно, пытаясь спастись от снарядов или пуль. В этим минуты стали очень хороши слышны уже недалекие отголоски разрывов чего-то тяжелого, скорее всего 120 мм мин, звуки характерные; несколько раз прозвучали АГС. Понимаем, что активизировались пророссийские боевики.
Доезжаем наконец до блокпоста у Водяного. К сожалению, попасть дальше мы так и не смогли, не получили разрешения. Очевидно, что в связи с развязавшимися боевыми действиями. Но хоть мы и не увиделись с ребятами, к которым ехали, смогли оставить наш груз на блокпосту и познакомиться с охраной поста, которая радушно нас приняла.
Наша маленькая миссия была выполнена. Наши защитники получили частичку души и тепла каждого, кто участвовал в организации и осуществлении волонтерской поездки. И каждый из нас смог еще раз напомнить, что миру и покою в наших городах, пока мы спим, едим, работаем, занимаемся спортом или развлекаемся, мы обязаны им – простым украинским воинам. Героям без лишнего пафоса. Мужчинам и женщинам, которые, как и мы, знают, что все будет Украина. И в силах каждого приблизить нашу победу. Хочется в это верить.
Роман Пунин