RU
UA RU
28 ноября 2023, 16:02
Образовательная оккупация: как россия "перевоспитывает" украинских детей на оккупированной Донетчине
Расследование

Образовательная оккупация: как россия "перевоспитывает" украинских детей на оккупированной Донетчине

Оккупационные власти преподают в школах на оккупированных территориях Донецкой области предметы по учебникам, которые рассказывают, что “россия помогает Донбассу”. С 2016 года на оккупированной части Донецкой области ввели ряд новых предметов: уроки гражданственности, историческое краеведение Донбасса и даже “донецкую арифметику”. В учебниках по этим дисциплинам распространяется пророссийская пропаганда: искажение фактов, переписывание истории и манипуляции. О ложных нарративах, которые распространяет российская власть через учебники, рассказываем в материале.

Первые изменения

С апреля 2014 года часть Донецкой области находится под оккупацией россии. После “референдумов” российская федерация пыталась легализовать захваченные территории, создавая “министерства” в самопровозглашенной “днр”. В августе 2014 года оккупационная власть назначила так называемого “министра” образования и науки Игоря Костенко. Он сообщал, что изучение украинского языка в школах, которые находятся на оккупированных территориях, обязательным не будет.

Уже потом руководство террористической организации “днр” заявило, что с 1 января 2015 года переведет школы и вузы на российские стандарты образования. А также там надеялись, что российские власти помогут в проведении реформы — прежде всего школьными учебниками. В то же время Министерство образования российской федерации уверяло, что предоставит методическую и консультационную помощь. Так начался процесс “перевоспитания” в сфере образования школьников оккупированной Донетчины.

пропаганда в освіті
Фото: пропагандистский Telegram-канал

Согласно данным Министерства образования и науки Украины, к началу 2014/2015 учебного года в Донецкой области осталось 557 из 1115 общеобразовательных учебных заведений.  По данным открытых источников администрации так называемой “днр”, в школах временно оккупированной территории Донецкой области с 2017 года количество школьников составляло около 127 тысяч детей, а к 2019 году достигло показателя в более 143 тысяч детей. И с 2014 года они находились под влиянием действий оккупационных властей, направленных на уничтожение украинской гражданской идентичности.

Украинский Хельсинский союз по правам человека в своем исследовании отмечал, что внедрение образовательных стандартов российской федерацией и их изменение оккупационными администрациями рф ограничили права граждан Украины получать образование на родном языке. Образование на украинском языке на временно оккупированных территориях почти исчезло. А основным направлением в образовательной сфере и в сфере политики в отношении детей и молодежи стала милитаризация.

пропаганда в освіті
Представители “единой россии” передают книги в рамках акции “детям Донбасса”. Фото: сайт партии “единая россия”

По данным российских СМИ, еще в сентябре 2015 года двумя гуманитарными конвоями в Донецк завезли 1500 тонн российских учебников. К тому же, отличилась пропутинская партия “единая россия”. Они неоднократно отправляли российские книги и учебники “детям Донбасса”.

Год за годом пророссийская пропаганда росла и становилась все более открытой — в школах начали поднимать российские флаги и развешивать портреты путина.

пропаганда в освіті
“Уголок государственной символики” школы в оккупированном Донецке. Фото: пропагандистский Telegram-канал

“Уроки гражданственности Донбасса”

Хотя образовательную программу и адаптировали к российским нормам, на временно оккупированной Донетчине есть предмет, который не читают в российских школах. Уже с первого класса там проводят курс “Уроки гражданственности и духовности Донбасса”. Оккупационные власти утверждают, что его цель — способствовать идентификации детей как граждан “донецкой народной республики”и чувством причастности и гордости за Родину.

пропаганда в освіті
Фото: фрагмент пояснительной записки предмета “Уроки гражданственности и духовности Донбасса”

Пособие для этого предмета начало появляться в школах на оккупированной территории с 2016 года. На страницах учебника первоклашкам демонстрируют шарики в форме надписи “днр”, флаги и гимн незаконной вооруженной группировки.

пропаганда в освіті
Фото: фрагмент учебника “Уроки гражданственности” для 1 класса

В разделе “Наши известные земляки” оккупационная власть предлагает школьникам вдохновляться экс-участником санкционного списка от Европейского Союза Иосифом Кобзоном, который поддерживал оккупацию Крыма и российскую агрессию. А также спортсменом-силачом Дмитрием Халаджи, который переехал в так называемую “днр” и рассказывал о “марионеточном правительстве”, которое руководит в Украине.

Среди защитников отечества детям Донетчины изображают московского и новгородского князей, русского полководца и национального героя россии. Последний — Александр Суворов, под руководством которого в 1778 году была осуществлена насильственная депортация из Крыма более тридцати тысяч крымских христиан.

пропаганда в освіті
Фото: фрагмент учебника “Уроки гражданственности” для 1 класса

И если первоклассников только знакомили с самопровозглашенной “донецкой народной республикой”, то школьникам 4-го класса авторы уже внушают о родстве Донетчины и россии. Сначала — прочитать историю российского флага, факты о нем, сделать триколор из бумаги. А уже потом вспоминают россию как “родину”. Не обошлось и без языкового вопроса. Поэтому в учебнике среди причин, указывающих на якобы родство Донетчины и россии, есть русский язык. 

Мы спросили кандидата исторических наук, писателя и историка Игоря Стамбола о достоверности нарративов, которые продвигаются в книгах.

“Это одна из манипуляций на самом деле, потому что обрусевшие украинцы есть на Донбассе. Но если смотреть исторические причины, то это произошло из-за ассимиляционной политики со стороны россии. Они много сделали для того, чтобы украинцы не приобрели собственный культурный код”, — говорит Стамбол.

Историк вспоминает и законодательные акты, начиная от Петра I до Валуевского и Эмского указов, которые способствовали русификации украинского населения.

“Это была политика для образованных людей — все было на русском языке, потому что украиноязычного было мало, и все, что публиковалось, проходило через цензурные комитеты. Тем, кто не сформировал украинское сознание, было сложно вообще понять, кто они есть. Они смотрели на общество — там выживал тот, кто был лояльным к власти, а власть была российская. Так они и становились пророссийскими”, — отмечает он.

Ігор Стамбол

Причем, по его словам, наибольшая ассимиляция происходила в советский период. Однако большинство сел сохранили украинскую культуру до 60-х годов нетронутой, потому что невозможно было туда зайти пропагандой ни газетой, ни радио. А вот телевизор, по мнению историка, уже смог распространить такую пропаганду.

В попытке присвоить украинский Донбасс авторы-пропагандисты утверждают, что сейчас россия помогает Донбассу пережить тяжелые времена. И этот факт подчеркивает связь истории Донбасса с историей россии.

А чтобы ученики запомнили тезис о единстве, братстве и “один народ” им предлагают заполнить анкету, где вспомнить родственников из рф, города россии в которых они были, дать ответ на вопрос, что общего у россии и Донбасса, а также написать пожелания для “Донбасса — сердца россии”.

Однако Игорь Стамбол не согласен с таким тезисом. Он напоминает, что Донетчина и Луганщина, как индустриальные регионы, были достаточно богатыми. После 2014 года вся их территория разграблена, а россияне вывозили оттуда оборудование и технику.

“На самом деле россия апеллирует не к истории, а к кратковременной памяти. Если рядовой гражданин Украины вынужден проживать в так называемых “лднр”, а ему много раз говорят о том, что в 2014 году привозили гуманитарные конвои, это помощь, то он, вероятно, поверит. То есть, это манипуляция где-то на психологическом уровне”, — отмечает историк.

Альтернативная история из учебников “Краеведения”

Другой учебник, где прослеживаются пророссийские нарративы, это “Историческое краеведение”. Вместе с картинкой “Донбасс — сердце россии”", авторы учебника для 10-го класса цитируют российского промышленника 20 века Николая фон Дитмара, который говорил, что Донецко-Криворожский бассейн как в промышленном плане, так и в географическом и бытовом отличается от Киевского региона. В учебнике добавляют: никакой экономической и культурной связи никогда не было.

пропаганда в освіті
Фото: фрагмент учебника “Историческое краеведение” для 10 класса

“Если говорить о том, что вообще происходило на территории современной Донецкой и Луганской области в досоветский период, то это все то же, что происходило на Харьковщине или на современной Днепропетровщине. Сельское население там ничем не отличалось от сельского населения, скажем, Киевщины или других губерний. Население обычно признавало себя малороссами, то есть украинцами, и язык в быту у них был украинский. И об этом есть хорошее свидетельство: перепись населения 1897 года”, — отрицает отсутствие связи Игорь Стамбол. Однако, историк отмечает, что советская власть культивировала “отдельность” представителей этих регионов.

Ігор Стамбол

“Советский режим построил культ труженика-шахтера, который ежедневно трудится и рискует жизнью. Советская власть убеждала представителей этого региона, что они "выше" других. Им говорили, что Донбасс кормит определенный регион, а потом это перешло, что якобы он кормит всю Украину”, — добавляет он.

Процесс украинизации в учебнике изображается как нечто плохое и насильственное. Похоже, что оккупационные власти больше всего пугал украинский язык — они убрали его из школ, и уделили значительное количество внимания этому вопросу в учебной книге.

Сначала украинизацию вспоминают в контексте событий 1923 года, когда российская коммунистическая партия объявила “коренизацию”. То есть политику привлечения представителей коренного населения советских республик и автономий к местному руководству и предоставление официального статуса их национальным языкам. Далее авторы пишут, что из-за “насильственной украинизации Донбасса” в 1934-м году русских газет осталось всего лишь две. О деятельности третьего президента Украины Виктора Ющенко в учебнике пишут так: “преобладали откровенно нацистские и русофобские взгляды. Резко усилилась украинизация”.

пропаганда в освіті
Фото: фрагмент учебника “Историческое краеведение” для 10 класса

“Когда мы говорим об украинизации, то это — политика, которую начала на территории Украины как раз советская власть. И они решили подыграть местному населению, показать, что мы “свои”. Затем большинство тех, кто включился в эту украинизацию, были уничтожены во время репрессий”, — рассказывает историк.

Что же касается политики третьего президента Украины Виктора Ющенко, Стамбол подчеркивает, что авторы, вероятно, ссылаются на то, что у него была яркая проукраинская политика.

“В то же время, не было каких-то драконовских методов. Преимущественно это была реализация законодательных актов. До того и часто после того, например, при Януковиче, сами законы о статусе государственного языка или украинской культуре, не реализовывались. Поэтому российской пропаганде трудно признать Ющенко как правомерного, поскольку он действовал против них. Но на самом деле все было в рамках законов”, — резюмирует он.

При этом, описывая деятельность организации сепаратистского направления Донецкий Интерфронт, авторы снова рассказывают об упомянутой ранее “страшной” украинизации русскоязычного населения Донбасса. Которая якобы и обусловила желание автономии региона у инициаторов просоветской организации.

Книга искажает не только давние исторические факты, но и события с 2014 года. Повторяя популярные кремлевские и путинские высказывания, учебник для школьников называет власть, которая пришла после Революции Достоинства, киевской хунтой. А события времен Евромайдана — государственным переворотом. Рядом изображают запрещенную в Украине “георгиевскую ленту”.

пропаганда в освіті
Фото: фрагмент учебника “Историческое краеведение” для 11 класса

Войну на востоке Украины авторы учебника именуют гражданской войной, как часто говорится в российских нарративах. На самом же деле противостояние на востоке — вооруженное противостояние между террористами, финансируемыми российской федерацией и при поддержке ее регулярных воинских частей — с одной стороны, и украинскими правоохранителями и военными — с другой. И многие мировые эксперты характеризовали это противостояние как украинско-российскую войну еще в 2014 году. 

Это — лишь часть манипуляций фактами и историей, которые есть в учебниках краеведения для школьников на оккупированной Донетчине.

Составители “новой истории”

Кто же создал такие учебники для детей с Донбасса? Возможно, это россияне? Наш анализ показал, что это не так.

В разработке учебников участвовали так называемое “министерство” образования и науки самопровозглашенной “днр” и Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. Мы идентифицировали авторов и составителей учебников “Уроки гражданственности Донбасса” и “Историческое краеведение”. Ранее они — работники образования Донетчины, а сейчас методисты отдела начального общего образования так называемого Донецкого Республиканского Института дополнительного педагогического образования, и популяризаторы “русского мира” в школах. Так называемый Донецкий Институт с начала российской агрессии активно способствовал переходу на российскую систему образования в школах временно оккупированной Донетчины.

Два года назад несколько авторов учебников, которые мы исследовали, принимали участие в семинаре по особенностям преподавания «Истории», «Обществознания», «Права», курсов духовно-морального и граждановедческого направления. И как отмечал, так называемый Донецкий Институт, то особое внимание обратили на вопросы, связанные с необходимостью проведения работы по поддержке исторической памяти, воспитанию уважения к истории своего народа.

Страницы авторов — Оксаны, Елены, Галины, Ольги и Елены, — ничем не примечательны. Лишь иногда на страницах появляются репосты видео пропагандистских блогеров о войне в Украине или публикации песни прокремлевского певца с красноречивым названием “Я русский”.

пропаганда в освіті
Одна из составительниц учебника на фоне стенда минпросвещения россии. Фото: страница Елены в соцсети

Еще некоторые из них посещали места на западе Украины в начале 2014 года, где отдыхали и фотографировались или цитировали в своем профиле Лесю Украинку, как личность, которая сформировала внутренний мир, а уже потом выбрали путь подыгрывания и продвижения российской пропаганды среди украинских школьников. После начала российской оккупации эти работники образования начали посещать российские образовательные мероприятия, публиковать фото на фоне стенда Минпросвещения россии и проводить заседания отделения российского исторического общества на тему “российской весны на Донбассе”.

Мы обратились к авторам с вопросами относительно их сотрудничества с врагом и ложной информации, которую они распространяют в учебниках. Однако ответа на момент публикации так и не получили.

Полномасштабное вторжение и новые предметы

После начала полномасштабной войны россии против Украины и объявления Путина о “присоединении” временно оккупированных территорий к российской федерации в школах появился еще предмет “Основы духовно-нравственной культуры народов россии”. Авторы курса уверяют, цель курса — создание условий становления у учащихся мировоззрения с учетом традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые ведут бессознательность своей принадлежности к многонациональному народу российской федерации. Страна-агрессор, представители которой насилуют детей и пожилых людей, жестоко пытают, убивают гражданских людей, рассказывает о духовно-нравственных ценностях.

Среди тем, которые предоставляются для изучения ученикам 5-9 классов на оккупированных территориях Украины, есть: россия — единая страна, “русский мир”, сходство культурных традиций, русский язык — язык общения и язык возможностей, русский язык — основа русской культуры, героизм как самопожертвование, героизм на войне.

Также на оккупированных территориях проводят российские “разговоры о важном”. Это занятия, которые в очередной раз рассказывают о россии. Так, дети на оккупированной Донетчине слушают гимн россии, знакомятся с российским движением молодежи и детей, празднуют день аннексии Крыма.

пропаганда в освіті
Презентация урока “разговора о важном” в школе оккупированной Горловки. Фото: сайт горловской школы

В течение последних 9 лет оккупационная администрация систематически наносила вред национальной идентичности молодежи на временно оккупированных территориях Украины, в частности на Донетчине. Вместе с тем после начала полномасштабного вторжения активизировала политику милитаризации молодежи.

российская федерация нарушает права на культурную и национальную идентичность, а также статьи 29 Конвенции ООН о правах ребенка. Так, игнорируются пункты, которые подчеркивают важность воспитания уважения к культурной идентичности, языку и национальным ценностям, а также подготовки детей к ответственной жизни в свободном обществе, которое понимает, уважает и толерантно относится к другим.

Автор: Мирослава Чаюн для Восточного Варианта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Разбор

Брошенные на произвол судьбы? Как трансформация Минреинтеграции повлияла на жителей ВОТ

Фоторепортаж

“Объединяем наших”: как Центр Жизнестойкости Никольской громады поддерживает переселенцев в Киеве

Важно

На грани выживания. Какая судьба одиноких маломобильных и людей с инвалидностью во время полномасштабной войны

Разбор

Как новозарегистрированный ФЛП подряды на Донетчине получал

Репортаж

«Дают знания, которые спасают»: как работает Центр единства и национального сопротивления Донецкой области

Память

“Был ангелом-хранителем Авдеевки”: в Киеве попрощались с волонтером и военнослужащим Алексеем Савкевичем

Репортаж

«Они — наше будущее»: как волонтеры из Донецкой области открыли в Киеве детский интеграционный центр «ПОРУЧ SPACE»

История

«За один день мы потеряли все, что строили годами»: как мариупольская кондитерская возобновила работу в Австрии

31 марта Понедельник
15:15

Нацгвардия показала ликвидацию живой силы врага на Покровском направлении (видео)

15:02

В Украине к 10 годам заключения приговорили "корреспондентку", распространяющую пропаганду в оккупированном Мариуполе

14:35

Сырский подвел итоги деятельности ВСУ в марте рассказал о ситуации на Покровском направлении и об изменениях БЗВП для военных

14:00

На оккупированной Луганщине активизировались представители спецслужб рф

13:30

На восточном направлении украинские бойцы остановили механизированный штурм оккупантов (видео)

На восточном направлении украинские бойцы остановили механизированный штурм оккупантов (видео)
12:45

В Покровском районе россияне обстреляли здание ГСЧС (фото)

12:17

Из-за массированных обстрелов в Донецкой области спасатели ликвидировали 3 пожара

Из-за массированных обстрелов в Донецкой области спасатели ликвидировали 3 пожара
12:00

В Торецке возросла интенсивность боев

11:42

Противник продолжает давить на луганском участке фронта

11:28

Враг обстреливает Константиновку FPV-дронами и ударными БПЛА

11:00

Двое жителей Донецкой области травмированы в результате массированных российских обстрелов

Двое жителей Донецкой области травмированы в результате массированных российских обстрелов
10:35

Россияне попали в частный сектор Покровска, есть раненые

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: