Осадок революции
Кажется, украинской «еврореволюцией» - чем бы она никончилась – не будет доволен никто. Чем дольше затягивается противостояние, тембольше неприятного осадка остаётся на душе у людей по обе стороны баррикад. Какоказалось, печалят не только потери, но и отсутствие достижений.
Майдановцы уже порядком устали наблюдать, как «режим»шатается, но всё никак не падает. Антимайдановцы, хоть и злорадствуют по поводунеудач забуксовавшей революции, тоже не могут порадоваться окончательному еёпоражению. Янукович всё ещё не отправлен под Гаагский трибунал, а «Беркут» всёникак не разгонит протестующих. В общем, обеим сторонам приходится постоянноподбадривать себя, что победа вот-вот наступит, а если и не наступит, то врагувсё равно придётся ещё хуже.
Однако, у каждой общественной заварухи, будь то революция,бунт, политический кризис, война и т.д., есть и другая сторона, которуюпобедители скрывают тщательнее, чем собственную бухгалтерию. Речь идёт оконфликтах и разложении внутри противоборствующих сторон. Что бы там ни писалив революционных хрониках, волна праведного народного гнева всегда поднимает собщественного дна ещё и массу того, о чём потом не любят вспоминать. В любомвойске есть не только люди долга и идейные борцы, но и мародёры, прирождённыесадисты, ландскнехты и прочая не слишком приятная публика.
К тому, что революцию делают романтики, а пользуются еюциники, украинцы в целом готовы. На лидеров оппозиции евромайдановцы изначальноне слишком-то надеялись. А уж с развитием событий и вовсе стало очевидно, чегона самом деле стоят эти «тритушки». Да и на антимайданах народ вряд ли питаетиллюзии и по поводу идейной чистоты нынешней власти. И не так уж важно,насколько этот скепсис обоснован в каждом конкретном случае. Факт остаётся фактом:политикам украинцы не особенно доверяют и всякие «финты» с их сторонывоспринимают, как неизбежные и ожидаемые.
Но если бы «финты» были связаны только с политиками! Спревратностями человеческого фактора, прежде всего, столкнулись евромайдановцы.Например, малолетние ребята в масках-балаклавах иногда пытаются играть в солдатреволюции, раздавая ломающимися голосами команды рядовым майдановцам. Местныеже «атаманы» начинают вести себя, как полковники милиции, выдворяя со своейтерритории даже стопроцентно лояльных журналистов. Члены «Правого сектора»,заскучав от перемирия, по непонятным причинам срывают рок-концерт во Львове,пытаясь избить музыкантов, причём национал-патриотического направления.
Антимайдановцам тоже радоваться нечему. Так, на днях в Киевебыл убитжурналист провластной газеты «Вести» Вячеслав Веремий. По сообщениями СМИ, машину,в которой находился он, его коллега и водитель, атаковали «титушки». Водитель ипопутчик Веремия были избиты, машина сожжена, а самому журналисту выстрелили вгрудь, после чего он скончался в больнице скорой помощи. Десятки других журналистовполучилитакже пулевые, осколочные и другие ранения.
Причём, как оказалось, опасаться стоит не только жителямбунтующего Киева, Так, 19 февраля в Луганске члены «Луганской гвардии» пыталисьповредить камеру корреспонденту издания «Политика 2.0». Аналогичное отношение ксотрудникам СМИ в прошлом году проявилитак называемые «донские казаки», охранявшие съезд депутатов ПР в Луганске. Неудивительно, что собрания местных контрреволюционеров стараются обходитьстороной не только журналисты, но и многие простые луганчане: а вдруг примут за«шпиона» с «5 канала» или за майдановского экстремиста?..
Удивляться тут нечему, ведь в авангарде противостояниянаходятся преимущественно люди особого склада личности, будь то «титушки» иличлены праворадикальных группировок. В зависимости от политических предпочтениймы можем сочувствовать тем или другим, видя в них не боевиков, а, например,революционеров или борцов с экстремизмом. Но проще всего это даётся либо в гущебоя, где не до деталей, либо по ту сторону монитора, откуда всё те же детали невидны в силу удалённости. Но, положа руку на сердце, даже самый ярый сторонникЯнуковича вряд ли хотел бы столкнуться в тёмном переулке с ребятами, которыеразгоняли Евромайданы в Харькове или в Донецке. Точно так же в обычной жизнирядовые сторонники майдана предпочли бы обойти стороной флешмобфутбольных фанатов, которые в некоторых городах пытаются противостоять«титушкам», а в Киеве дерутся с «Беркутом».
Сейчас, в пылу противостояния, всё это кажется надуманным ималозначимым. Но наивно думать, что после того, как конфликт уляжется,вчерашние бойцы уличного фронта станут прежними. Управленческий провал командыВиктора Януковича и неспособность политической элиты избегать кризисов привелик качественным изменениям в обществе. И эти изменения не всегда позитивные. 20лет украинцы избегали массового насилия. Казалось, ни политические кризисы, нибедность не способны заставить нас взяться за «коктейли Молотова». Майдан-2004воспринимался во многих странах мира, как чудо: тысячи людей вышлипротестовать, но устроили не бойню, а огромный open air посреди столицы, эдакийполитический Вудсток. Но через 10 лет ситуация «покращилась» настолько, чтодаже самые пессимистический прогнозы в итоге оказались слишкомоптимистическими.
Точку невозврата Украина уже прошла. Если раньшеполитические кризисы (а они неизбежны при любом правительстве) были чреватымайданом, то отныне они будут чреваты «коктейлями Молотова» и кровавыми боями смилицией. Даже слово «майдан» уже имеет совсем другое значение, чем каких-тополгода назад. Вопрос лишь в том, хватит ли нынешней политической элитемудрости и выдержки не спровоцировать в стране затяжную партизанскую войну.Сейчас эта перспектива кажется не слишком-то реалистичной. Но джинны ужевыпущены.
Фото из блога Ильи Варламова и BobbyCostazzz