В ОРДЛО коронавирусный кризис. Что может сделать Украина?
Украинские власти должны отреагировать на смертельную опасность для людей в ОРДЛО, сложившуюся из-за пандемии и политики российских оккупантов. Но как можно повлиять на эту ситуацию? «Восточный вариант» разобрал возможные варианты. Спойлер — все они достаточно формальные
Поддерживаемые Россией оккупационные силы полностью провалили вакцинацию людей на оккупированной территории, лишили их сертифицированных вакцин и фактически лишили возможности уехать из-под оккупации.
Недавно общественные активисты и переселенцы устроили акцию у российского посольства в Киеве в знак протеста против фактического геноцида людей. Однако, как отметили сами активисты, призывать к здравому смыслу представителей российской политической верхушки нужно не акциями, а санкциями и другими действенными механизмами на международном уровне.
Какая ситуация сейчас в ОРДЛО, и что могут сделать украинские власти, чтобы заставить Россию хотя бы открыть границы для людей, остающихся на оккупированной территории?
Люди остаются в заложниках без возможности уехать
Полтора года назад российские оккупанты ограничили для людей из ОРДЛО возможность покидать оккупированную территорию и выезжать через КПВВ. Фактически работающими оставались всего два КПВВ — по одному в Луганской и Донецкой областях. Объясняли это противоэпидемическими мерами.
В начале октября этого года оккупанты почти полностью лишили людей возможности покинуть оккупированную территорию — чтобы выехать через КПВВ, нужно получать специальное разрешение, ждать которого придется около месяца.
Кроме жителей ОРДЛО, которые там все это время проживают, в заложниках на оккупированной территории остались и люди, приехавшие туда временно — например, погостить у родителей, помочь родственникам или проверить имущество. Об этом «Восточному варианту» рассказала правозащитница «Восток-SOS» Александра Дворецкая.
«К нам обращаются люди, которые не могут вернуться на учебу. К примеру, студенты, находившиеся с визитом у своих родственников. Также обращаются те люди, которые планировали на подконтрольной Украине территории сделать плановые операции, а теперь не могут получить разрешение на выезд. Или же люди, которые сделали одну вакцинацию на подконтрольной Украине территории, и не могут уехать, чтобы сделать вторую», — отметила Александра.
Она добавила, что раньше люди, которые не могли проехать через КПВВ, выбирали путь на подконтрольную Украине территорию через Россию. Но сейчас и этот вариант со знаком вопроса.
Несмотря на то, что на оккупированной территории используют российский «Спутник V», который россияне называют вакциной от Covid-19, все больше случаев, когда российские пограничники не признают сертификаты о вакцинации людей из ОРДЛО.
«РФ не признает даже сертификаты, которые людям выдают на оккупированной территории после вакцинации их же несертифицированной вакциной. Они не доверяют тому, что происходит на оккупированной территории, видя, что ситуация критическая», — говорит Александра Дворецкая.
Официальная статистика шокирующая, а реальная еще хуже
Таким образом получается, что российские оккупанты лишили людей возможности вакцинироваться сертифицированной вакциной и получить нормальное лечение. Поскольку медикаментов и средств для спасения людей, больных Covid-19, в ОРДЛО не хватает. Украинские правозащитники подчеркивают это, потому что регулярно общаются с людьми, которые остались закрытыми в оккупации.
Даже оккупационные власти признают высокую смертность людей от Covid-19 на уровне 8%.
«По нашей информации, полученной от местных медиков, ситуация гораздо хуже», — отметил правозащитник «Восток-SOS» Константин Реуцкий.
Как рассказал в комментарии «Восточному варианту» один из вынужденных переселенцев, имеющий на оккупированной территории бабушку и дедушку, ситуация в больницах и в самом деле сложная. По словам мужчины, людей даже в тяжелом состоянии не всегда забирают в больницу, потому что банально нет мест.
Он отметил, что переживает за родных, которые в преклонном возрасте остаются без возможности вакцинироваться.
«Местной “вакциной” они вакцинироваться не хотят, и, честно говоря, там непонятно, как это делать. Людям никто не объясняет, как у нас (на подконтрольной Украине территории – ред.), куда идти и что делать. Вакцинируют только солдат (боевиков, участвующих в боевых действиях против Украины, — ред.) и чиновников», — отметил мужчина.
То, что пророссийские боевики действительно вакцинированы, подтверждают документы одного из недавно задержанных боевиков Андрея Косяка.
Фото с Фейсбук-страницы украинской делегации в трехсторонней контактной группе
И как свидетельствуют эти документы, вакцинирован он российской «вакциной» «Гам-ковид-Вак» (Спутник—V). Другой на оккупированной территории нет.
Так что же могут сделать украинские власти для людей в ОРДЛО в этой ситуации?
Наказать Россию по закону
Россия, оккупировавшая территорию Луганской и Донецкой областей, согласно Женевской Конвенции, несет ответственность за эту территорию и ее жителей.
«Оккупационное государство обязано с помощью всех имеющихся средств обеспечивать население продуктами питания и медицинскими материалами. В частности, поставлять необходимые продукты питания, медицинские материалы и другие запасы, если ресурсов оккупированной территории окажется недостаточно», — говорится в статье 55 Конвенции.
Документ прямо обязывает агрессора принимать помощь от других стран, если ресурсов оккупантов не хватает.
«Оккупационное государство должно согласиться принять меры, направленные на оказание поддержки этому населению и должно способствовать реализации этих мер всеми имеющимися у него средствами. Такая помощь может поступать как со стороны государств, так и со стороны независимых гуманитарных организаций, таких как Международный комитет Красного Креста…», — говорится в 59-й статье.
Украина готова оказать такую помощь. К примеру, увеличить возможности для вакцинирования людей на КПВВ «Станица Луганская». Однако оккупанты не соглашаются выпускать людей для вакцинации.
Это военное преступление против Украины и наказать страну-оккупанта за это могут международные суды. Как говорят правозащитники, украинская сторона должна подготовить соответствующие документы и инициировать подобное судебное разбирательство. Однако очевидно, что это может занять годы, и мгновенного результата не даст.
Пушить вопрос на трехсторонней контактной группе
Стоит отметить, что это едва ли не единственное, что действительно делают сейчас украинские власти. 13 октября на заседании трехсторонней контактной группы украинская делегация призвала российскую сторону «выяснить перечень возможных мер», чтобы разрешить хотя бы людям с инвалидностью и пенсионерам пересекать контактную линию через КПВВ.
В частности, на КПВВ в Станице Луганской люди могли и вакцинироваться.
Но представители российских оккупационных администраций не согласились даже рассмотреть такую возможность. Механизмов влияния на них у украинской стороны сейчас нет.
Инициировать санкции для РФ
Санкции могут быть самым действенным способом повлиять на Россию, говорит представитель Украинского народного совета Донецкой и Луганской областей Станислав Сидорчук.
Причиной для санкций могут быть не только преступления оккупационных властей против населения, а также физическая блокировка представителей ОБСЕ.
Как известно, российские оккупанты блокировали в гостинице представителей мониторинговой миссии и сообщили им, что они не смогут покинуть территорию, пока украинские военные не освободят уже упомянутого боевика Андрея Косяка.
Станислав Сидорчук считает, что Украина на международных площадках должна инициировать новые санкции для Российской Федерации. Он также призвал людей с оккупированных территорий присылать украинским правозащитникам фото, подтверждающие совершение геноцида представителями оккупационных властей. Это поможет украинской стороне показывать миру правду об оккупации.