Простой учитель против русификации Донбасса. Ко Дню рождения Олексы Тихого
С юных лет он защищал украинскую культуру на Донбассе. Его не пугали слежка КГБ и лагеря. Рассказываем об учителе, отдавшем жизнь за украинский Донбасс.
27 января 2022 года исполняется 95 лет со дня рождения Алексея (Олексы) Тихого (1927-1984), правозащитника, политзаключенного советского режима, поэта, языковеда, педагога, члена Украинской Хельсинской Группы.
Алексей Иванович родился на хуторе Ижевка возле города Дружковка, откуда были его родители. Там же семья пережила Голодомор.
Окончил Московский государственный университет. Уже в 21 год чуть-чуть не попал в тюрьму за критику безальтернативности выборов в СССР.
Олекса Тихий большую часть своей жизни проработал преподавателем в школах Донецкой области. Учил физике, математике, украинскому языку.
Алексей Иванович осознанно пошел работать сельским учителем, чтобы по его словам, учить украинских детей «творенню добра людям, піднесенню матеріального і культурного рівня, пошуку істини, боротьби за справедливість, людської гідності, громадянської відповідальності», чтобы «не хлібом єдиним жила людина».
Также Олекса Тихий всегда подчеркивал, что государство не может навязывать язык общения, как проводить свободное время, какие читать книги и какого рода иметь интересы.
“Комсомол и общественные табу в СССР не могут воспитывать самостоятельных и ответственных личностей”, — считал он.
Впервые он был арестован КГБ в 1948 году за критику единого кандидата в депутаты, но после «профилактики» был отпущен.
Второй раз его арестовали в 1957 году за открытое письмо против оккупации Венгрии войсками Варшавского договора, а также за «антисоветскую агитацию», «клевету на КПСС и советскую действительность». Тогда Тихий был осужден на 7 лет лагерей строгого режима и отбыл наказание в Мордовии, а один год — во Владимирской тюрьме.
После освобождения по приговору суда на 5 лет Олекса Тихий был поражен в правах, следовательно, работать по специальности не имел возможности: работал монтажником, пожарником, выжигал кирпич.
В то же время поддерживал отношения с друзьями по заключению и правозащитниками, распространял самиздат. Тихий был образцовым носителем украинского литературного языка, человеком железной воли, редкой толерантности, доброжелательности и исключительной терпимости.
В конце 1960-хх он уже был автором нескольких статей о русификации Донбасса, о проблемах украинского села. Также он составил словарь неправильностей украинских говоров Донбасса и сборник высказываний выдающихся людей «Язык — народ». Текст этого сборника был изъят у Тихого при обыске в июне 1976 года, причем двое суток его удерживали тогда под стражей «по подозрению в ограблении магазина».
Олекса Тихий — яркий представитель диссидентского движения Донетчины. Он был не один. Широко известны около десятка диссидентов — выходцев из Донецкой области. Николай Руденко, Иван Светличный, Иван Дзюба, Петр Григоренко и другие. Но их было намного больше.
Десятки обычных людей, поддерживавших украинскую национальную идею в Донецкой области. Почти в каждом городе существовали тайные кружки. Во все годы их участники — те, кто хотел независимости для Украины, собирались тайно на квартирах.
Был такой кружок и в Краматорске. Его члены были знакомы с Олексой Тихим.
Михаил Васильевич Цап из Краматорска был членом такого кружка. В 1960-е они собирались, обсуждали тему ущемления украинского языка на Донбассе. Даже написали об этом письмо в газету “Літературна Україна”, после чего за ним была организована слежка КГБ.
“Собирались на разные праздники народные, религиозные, государственные, День Соборности (тогда назывался День Злуки). Говорили об Украине, ставили пластинки с украинскими, козацкими песнями. Так мы могли быть украинцами, могли быть самими собой”, — вспоминает Михаил Цап.
Там он познакомился с Олексой Тихим, одним из самых известных тогда на Донбассе борцов против тоталитарной власти.
“Познакомился с ним после того, как он (Тихий — авт.) отсидел и вернулся. А он там попал в среду украинских националистов, бандеровцев, оуновцев. И он, кроме того, что был честным украинцем, ещё и стал национально сознательным, уже патриотом-украинцем. Нам было с ним интересно. Конечно, за ним следили уже”, — вспоминает Михаил Васильевич.
Даже отбыв срок в лагерях, Олекса Тихий вернулся на Донбасс и продолжил свою деятельность. Писал книги, статьи проводил лекции о проблемах русификации и в защиту украинского языка в Донецкой области. Именно после пребывания в лагере он ещё больше утвердился в национальной идее.
Олекса Тихий много писал о русификации Донбасса и необходимости восстановить украинскую культуру, о возвращении украинского языка в университеты и школы. Выступал противником всякой политики ассимиляции этнических групп. Тех, кто называет Россию своей родиной, нужно позорить, писал он в своих “Размышлениях об украинском языке и культуре в Донецкой области”.
С такими взглядами Олекса Тихий не мог не поддержать украинских диссидентов-правозащитников, которые в ноябре 1976 года провозгласили создание Украинской Хельсинской группы содействия выполнению Хельсинских соглашений. Он стал ее соучредителем вместе с Николаем Руденко, Оксаной Мешко и другими.
При этом Олекса Тихий выступал против дискриминации по национальной принадлежности, но «за» защиту украинского языка и культуры на Донбассе.
"В нас на Донеччині інтернаціоналізмом називають мішанину людей різних націй та народностей, які або соромляться називатись іменем свого народу, або й називаються татарами, греками і т. д., але всі, хором, зневажають народ, на землі якого живуть, на шиї якого їдуть, хліб якого їдять та закалюють землю, культуру, традиції українського народу. І українці не мають ніяких можливостей боронитись", — писал Тихий в "Думках про різний донецький край".
Не удивительно, что на него снова завели дело за антисоветскую деятельность в 1977 году. Михаил Васильевич проходил по этому делу свидетелем.
“И когда на Тихого завели новое дело, снова судили, я уже по тому делу тоже проходил как свидетелем. И когда собирали материалы для суда, у меня был обыск, забрали его работы. Брошюры по истории национального движения и прочее”, — рассказывает Михаил Цап.
Наказание за легальную правозащитную деятельность не замедлило себя ждать. Алексея Тихого осудили на 10 лет лишения свободы, обвинив в “антисоветской агитации и пропаганде”.
Как отметили члены УХГ, для 50-летнего человека, который уже отсидел 10 лет в лагерях и подорвал свое здоровье, такой приговор мог быть смертельным.
В Мордовии, где отбывал свой срок Тихий, едва ли не все узники лагеря имели проблемы с пищеварением и сердечно-сосудистой системой. У Тихого тоже была язва желудка, но он начал 52-дневное голодание в знак протеста против нечеловеческих условий содержания политзаключенных.
В 1980 году Олексу Тихого перевели в лагерь для политзаключенных в Кучино. Там свои сроки отбывали и другие члены Украинской Хельсинской группы, среди которых Василий Стус, Валерий Марченко, Юрий Литвин, Левко Лукьяненко.
В тюремном ШИЗО (штрафной изолятор) Тихий попадал трижды по 15 суток, что сделало состояние его здоровья катастрофическим. Его перевели в больницу, из которой он вернулся в камеру, «как снятый с креста», — писал в своих «лагерных записках» Василий Стус.
6 мая 1984 Олекса Тихий умер в тюремной больнице.
В 1989 году лагерные побратимы и общественность перезахоронили Олексу Тихого, вместе с Василием Стусом и Юрием Литвином в Киеве.
5 цитат Олексы Тихого
“Я — клітина вічно живого українського народу. Окремі клітини будь-якого організму відмирають, але організм живе. Окремі люди рано чи пізно так чи інакше вмирають, а народ живе, бо народ безсмертний”.
“Мова — одна з основних ознак нації. Мова — фундамент культури. Рідна мова — найдорожчий скарб народу. Рідна мова — підвалина інтелекту, рідна мова — основа патріотизму. Рідну мову повинна берегти, розвивати кожна людина. Умирає мова — умирає культура. Умирає культура — припиняється прогрес, і історію починають творити Нерони, Бісмарки. Муссоліні, Гітлери, Сталіни, Мао Цзедуни. А яка то історія — всім відомо”.
“Росіяни та інші повинні знати українську мову, терпіти принаймні, якщо не шанувати, культуру, традиції, звичаї народу, серед якого живуть. Російськомовні вузи на Донеччині — це порушення суверенітету держави”
“Я — для того, щоб жив мій народ, щоб підносилась його культура, щоб голос мого народу достойно вів свою партію в багатоголосому хорі світової культури. Я — для того, щоб мої земляки-донбасівці давали не лише вугілля, сталь, прокат, машини, пшеницю, молоко та яйця.
Для того, щоб моя Донеччина давала не тільки уболівальників футболу, учених-безбатченків, російськомовних інженерів, агрономів, лікарів, учителів, а й українських спеціалістів-патріотів і українських поетів та письменників, українських композиторів та акторів”.
“Донеччина — це 1/6 всього населення Української РСР. Її культурний та національний розвиток може послужити або гарним прикладом для всієї України в разі її нормального розвитку, або ганебним, холероподібний, коли й інші райони підуть шляхом байдужності до національної культури та мови”.