Паспортный шантаж и регулярные проверки: как живут украинцы во временно оккупированной Волновахской громаде
Волноваха и окружающая громада уже третий год находятся во временной оккупации войсками рф. Местный житель на правах анонимности рассказал Восточному Варианту о том, какие проблемы у жителей громады, как оккупанты проводят придирчивые проверки, и какие обещания рисует российская власть.
“Возводят дома на местах уничтоженных ранее”
В марте 2022 года российские военные полностью оккупировали Волновахскую громаду, тем самым закрыв для Вооруженных Сил Украины прямой доступ к Мариуполю и части Приазовья, где держал оборону Мариупольский гарнизон. Для захвата города и Волновахского района оккупанты применяли типичную для россиян тактику — метод “выжженной земли”. По данным аналитического подразделения Киевской школы экономики, по состоянию на май 2023 года Волноваха входит в перечень городов с наибольшим количеством разрушенных или поврежденных жилых домов.
По словам местного жителя (из соображений безопасности Восточный Вариант не разглашает имени источника — ред.) местная “власть” оккупированной Волновахской громады в основном состоит из местных. Ее состав почти не изменился. Тех, кто ушел или выехал на подконтрольную территорию Украины, заменили также местные или кто-то из Донецка или других оккупированных городов.
В разговоре мужчина вспоминает, что во многих городах и селах громады есть проблемы с ремонтом электросетей, отсутствием воды и жилья.
В Волновахе возводят новые дома на местах уничтоженных ранее. В прошлом году тема отсутствия жилья была первоочередным вопросом среди местных. Мужчина отмечает, что в новые дома долго никого не заселяли. Впоследствии эти же дома и уцелевшие квартиры местных начали покупать российские военные с их семьями. При этом бывают случаи, когда дом продает не непосредственный владелец, а его родственники или знакомые. Неизвестно, происходит ли это с согласия владельца.
Также местная “власть” ремонтирует детские сады, школы, больницы и административные здания, которые уничтожили те же российские военные. А детей из учреждений образования часто отправляют в россию в лагеря или на экскурсии в Москву или Петербург. Местная “власть” называет это щедростью “региона побратима”, который и финансирует ремонт. Во время таких мероприятий детей принудительно погружают в российскую культуру.
“С интернетом и связью ситуация хуже. Чаще всего работает, но бывают периоды, когда он или крайне медленный, или вообще исчезает. С чем это связано — сказать не легче. О связи можно сказать только одно — очень плохая. В Волновахе таких проблем нет, однако в окрестных селах связь можно поймать в определенных местах, и даже там мобильного интернета может не быть”, — говорит мужчина.
Мужчина вспоминает, что до недавнего времени в так называемой “днр” работал оператор связи “Феникс”, но теперь появляется новый — “Миранда”. “Феникс” работает только на территориях Донецкой и Луганской областей, которые были оккупированы в 2014 году. Местные говорят, что “Миранда” будет покрывать все новооккупированные города. Однако российских операторов в оккупации нет.
Также два года назад оккупанты проводили акцию с бесплатным проведением спутниковой связи для телевизоров для всех желающих. Вероятно, что это один из способов насаждения российской пропаганды и отрезания украинского контента, ведь таким образом российские каналы транслируются в отличном качестве.
Местный житель акцентирует, что флаги висят не только на административных зданиях, но и на магазинах. Повсюду можно увидеть оккупантское трио: флаги россии, “днр” и советского союза.
“Без российского паспорта невозможно даже перемещаться”
На временно оккупированных территориях Украины российские “власти” все активнее проводят политику принудительной паспортизации, навязывая местным получение российского паспорта. О том, будет ли ответственность для жителей временно оккупированных территорий и можно ли избежать получения российского документа, Восточный Вариант совместно с правозащитниками рассказывали ранее.
Местный житель из Волновахи говорит, что российские военные регулярно проводят проверки документов у местных. Чтобы получить базовые услуги или найти работу, оккупанты заставляют оформить российский паспорт.
“Самая большая проблема — чтобы полноценно жить, надо российские документы. Без российского паспорта невозможно даже перемещаться, а пользоваться услугами тем более. Например, в больницу ты не обратишься без российского паспорта. Все, кто работает или учится, также должны иметь российские документы и быть зарегистрированными в «Госуслугах», а мужчин заставляют становиться на воинский учет”, — рассказывает мужчина.
Тотальный контроль документов проводится на местах работы. Мужчина отмечает, что для людей, которые трудоустроены “официально по правилам оккупантов” проводится анкетирование, в котором спрашивают личные данные и данные всех родственников от мужа или жены до родителей и детей.
“Последний год очень активно проводится занесение людей во всевозможные базы. Что удивительно — все госучреждения вроде садиков, школ или учреждений культуры, зарегистрированы как юрлица на имя директоров. Те, кто имеют документы, оформляют себе пенсии. До определенного возраста получают статическую сумму, так сказать, “содержание”. Впоследствии могут оформить перерасчет и повысить себе пенсию на основе доходов, которые получали, когда работали”, — говорит мужчина.
“В нашем селе не было российских военных всего несколько месяцев. Сейчас они всегда везде”
С эвакуацией с оккупированных территорий ситуация сложная. Единственный путь выезда — через россию и страны Балтии, однако это дорого стоит и неизвестно, что может произойти во время проверок на границе. Местный говорит, что те, кто не согласен с оккупацией, или выехали еще в самом начале полномасштабного вторжения, или молчат и ждут своего шанса выехать отсюда.
“В целом в обществе преобладают нейтральные настроения, как мне кажется. Патриотов россии я могу сосчитать по пальцам: они активно поддерживали военных и новые государственные администрации в самом начале, и продолжают это делать. Другие часто думают так: «мне все равно, кто будет у власти, лишь бы был мир». Также чувствуется нежелание повторных военных действий”, — рассказывает мужчина.
По словам мужчины, в громаде к российским военным местные относятся с осторожностью.
В то же время понимают, что их заставили сюда ехать и погибать. Также среди военных много кавказцев и чеченцев. К ним относятся более настороженно.
Периодически военные проводят “обходы” с проверками по домам горожан. В поселке мужчины за все время таких было три: в 2022 и 2023 годах и в этом месяце. Обычно оккупанты приходят в дом, вызывают хозяев, просят у них имена, даты рождения и информацию о месте работы. Чаще всего обходится только этим, но иногда заходят во двор, проверяют дом и сараи или гаражи.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.