Сжигают книги и демонтируют памятники жертвам Голодомора. Как оккупанты уничтожают украинскую культуру на востоке Украины
Охота на украинскую литературу, убийства культурных деятелей и превращение исторических мест в памятники советской эпохи — непоправимые преступления оккупантов. О том, как россияне стирают украинскую идентичность из культурного пространства и переписывают историю, читайте в материале.
Украинское культурное наследие, богатое и неповторимое, стало объектом систематического уничтожения со стороны россии на временно оккупированных территориях востока Украины еще с 2014 года.
В этой статье Восточный Вариант совместно с аналитиком Гражданской сети ОПОРА Ольгой Снопок рассмотрит серию преступлений, совершенных против культурного наследия Украины на временно оккупированных территориях Донетчины и Луганщины и исследует их последствия для самоидентификации украинского народа.
Что происходит?
Оккупанты на протяжении веков не только разрушают материальные свидетельства культурного наследия Украины, но и пытаются подорвать самосознание украинского народа. Уничтожение исторических зданий, присвоение памятников и достопримечательностей, незаконные археологические раскопки, убийства культурных деятелей — это лишь часть широкой кампании, направленной на ликвидацию всего, что является символом украинской национальной идентичности.
Согласно последним данным Министерства культуры и информационной политики Украины, за период с 24 февраля 2022 года по 25 января 2024 года разрушено или повреждено 902 объекта культурного наследия по всей территории Украины.
В частности, в Донецкой области — 117 (Краматорский район — 42; Мариупольский — 26; Бахмутский — 28, Покровский —- 17; Волновахский — 4). В том числе 15 национального значения, 102 местного значения.
В Луганской области — 30 памятников местного значения (Сватовский район -— 5; Северодонецкий — 23, Счастьенский — 2).
Аналитик цифровых платформ Ольга Снопок рассказывает, что последними зафиксированными преступлениями против украинской культуры на востоке Украины является изъятие и уничтожение украинской литературы, разрушение украинских мест памяти и внедрение совместных с россией праздников и памятных дат.
Охота на украинскую литературу началась еще в начале полномасштабной фазы войны.
По отчетам Главного управления разведки Министерства обороны Украины от марта 2022 года, российские войска, включая “военную полицию”, изымали или уничтожали украинскую историческую и художественную литературу, которая не сходится с постулатами кремлевской пропаганды, из библиотек оккупированных территорий.
“Наибольший интерес полицаев вызывают книги по истории украинских Майданов, АТО/ООС, истории украинской освободительной борьбы. К «экстремистской» литературе относят школьные учебники истории Украины, научную и популярную историческую литературу”, — пишут в ГУР Министерства обороны Украины.
Ранее Центр национального сопротивления сообщал, что в городе Ровеньки Луганской области зафиксированы случаи систематического сжигания украинской литературы в местных котельных.
Эта практика была позаимствована россиянами из нацистской Германии. Оккупанты оправдывают это тем, что изымают “нацистскую литературу”, однако в перечень попадают все украинские книги.
Вместо этого они завозят свою пропагандистскую макулатуру, большинство из которой это история рф.
“В захваченные регионы отправляют так называемых волонтеров, которые развозят книги «истории России» и «художественную литературу» по селам. «Волонтеры» передвигаются в сопровождении российских солдат”, — уточняют в Центре национального сопротивления (ЦНС).
Согласно отчету Гражданской сети ОПОРА о культурной политике россиян на ВОТ, оккупанты запускают российский кинопрокат, создают новые музеи, посвященные российской истории.
В частности, в октябре 2023 пропагандисты объявили об открытии первого кинотеатра в Мариуполе, а в конце ноября 2023 — в Старобельске.
Ольга Снопок отмечает, что россияне также демонтируют украинские места памяти.
Так к примеру, во временно оккупированном Мариуполе зафиксировали демонтаж памятника жертвам Голодомора (его оккупанты назвали “инструментом манипуляций”, который был создан специально, чтобы разжигать ненависть к россии).
Захватчики также внедряют совместные праздники и памятные даты с россией. Они восстанавливают “день защитника отечества”, дни освобождения Ленинграда и победы в Сталинградской битве, а также отмечают годовщину аннексии украинских территорий.
Кроме того, они меняют даты “нейтральных” праздников в соответствии с российскими (например, перенос дня матери с мая на ноябрь, как в рф).
Какие ключевые изменения произошли в культурной политике россиян на ВОТ Луганщины и Донетчины по сравнению с 2014 годом?
Аналитик отмечает, что можно выделить несколько ключевых аспектов различия культурной политики оккупантов в 2014 и в 2024 годах.
Во-первых, статус оккупированных территорий. В 2014 году россия пыталась скрыть свое участие в войне на востоке Украины и представить все как волю “народа Донбасса” к независимости.
После полномасштабного вторжения и псевдореферендумов статус этих территорий изменился, по мнению рф, — они стали частью россии, что соответственно и изменило культурную политику.
Оккупационная власть установила строгую вертикаль управления, лишив местные органы власти значительного влияния и объявила “переходный режим” интеграции ВОТ в федеральную политику россии, который должен длиться до 1 января 2026 года. Это говорит о том, что культурная политика определяется российским законодательством, а также является гораздо более централизованной (то есть ею руководят непосредственно из минкульта рф).
Вторым важным аспектом является программа “шефства”, которая началась еще в 2014-2021 годах и заключалась в поддержке российских учреждений культуры на оккупированных территориях.
Оккупанты пытались как можно теснее связать российские учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.) с их “коллегами” в так называемых “лнр” и “днр” (через поездки персонала учреждений культуры ВОТ в россию на обучение, совместные проекты и т.д.).
Однако, после псевдореферендумов эта практика превратилась в конкретную программу, в рамках которой российские учреждения культуры предоставляют учреждениям культуры на ВОТ имущество и оборудование, кадровую поддержку, методическую подготовку специалистов по российским стандартам.
В частности, по состоянию на конец ноября 2023 года все музеи, действующие на ВОТ, получили своих “шефов” из числа федеральных музеев рф.
Третий аспект касается идентичности местного населения. С 2014 по 2016 годы, местные главари пытались представлять “народ Донбасса” как отличающийся от Украины.
“Они говорили, что в Украине нацисты, притеснения из-за языка, религии и т.д., а вот в так называемых “лнр” и “днр” представитель любой национальности может чувствовать себя свободно. Довольно популярным в этот период было также представление этих территорий как мультикультурного и многонационального пространства (активно поддерживались мероприятия представителей греческой, армянской, белорусской культуры и т.д.)”, — рассказывает в комментарии Восточному Варианту Ольга Снопок.
Чуть позже, с 2017 года, в “республиках” начинает развиваться идея, что местное население прежде всего является гражданами так называемых “лнр” и “днр”. Проводятся культурные мероприятия, направленные на поддержку этого подхода и активно освещают “историю Донбасса” и его независимость.
Однако в 2019-2020 годах этот нарратив постепенно исчезает, а на его месте оккупационная власть начинает пропагандировать идею, что местное население является неотъемлемой частью “российского народа”.
С 2022 года местных жителей и жительниц заставляют называть себя россиянами. Любой другой выбор воспринимается как измена и наказывается оккупационной властью (через пытки или убийства).
Какими могут быть последствия такой культурной политики?
По словам эксперта, уничтожение россией украинской культуры на ВОТ будет иметь для нас серьезные последствия в долгосрочной перспективе.
Во-первых, стоит вспомнить о том, что часто россия уничтожает культурное наследие физически (и не только на ВОТ) и похищает культурные ценности, вывозя их и продавая в частные коллекции, чтобы они потерялись и никогда не вернулись в Украину.
Таким образом мы теряем те точки памяти, исторические и культурные артефакты, которые важны для нашей идентичности, для нашей национальной памяти, для развития украинского искусства и исследования украинской истории.
“Сегодня, во время полномасштабной войны, нам важно исследовать свои корни, свою культуру и историю, отвечать себе на вопрос, кто мы такие, что такое украинский народ. россия сегодня стремится уничтожить нашу историю и культуру, чтобы мы не смогли найти себя настоящих. Потеря культурных ценностей, особенно тех, что оказались в оккупации, очевидно, очень усложнит нам этот поиск себя как украинской нации”, — объясняет Ольга.
Во-вторых, россия убивает украинских культурных деятелей: и военных, которые защищают Украину, и тех, кто оказался в оккупации. Важно понимать, что эти люди могли развивать украинскую культуру: писать книги, снимать кино, писать музыку и т.п.. Но они больше никогда этого не сделают.
Также россияне запугивают тех деятелей искусства, кто находится на оккупированных территориях, и они также не могут развивать украинскую культуру из-за страха быть схваченными и казненными оккупантами. Потеря этого человеческого потенциала, людей, которые могли бы развивать украинскую культуру, действительно ударит по нам и по украинской культуре достаточно больно.
В-третьих, россия активно работает с тем, чтобы “перевоспитать” местное население в оккупированных регионах. И здесь стоит упомянуть все те культурные и просветительские мероприятия, которые проходят вокруг детей, которые находятся на временно оккупированных территориях.
Сегодня дети, которые пошли в первый класс во время оккупации Донетчины, Луганщины и Крыма в 2014 году, уже заканчивают школу и могут брать в руки оружие, чтобы воевать против Украины. И это “заслуга” культурной политики оккупантов, в рамках которой 10 лет на оккупированных территориях последовательно и методично продвигались нарративы об “украинских преступлениях” и “украинском нацизме”. Подробнее о том, как россия “работает” с детьми на оккупированных территориях Восточный Вариант писал ранее.
По словам эксперта, сегодня особенно важно понимать, что культурная политика оккупационной власти на этих территориях станет значительной преградой для интеграции их в украинское культурное пространство.
Поэтому уже сейчас необходимо разрабатывать стратегию реинтеграции ТОТ, продумывая, в том числе культурную и образовательную политику украинской власти после деоккупации.
Как уберечь культурную идентичность в условиях оккупации украинцам?
Самое главное — по возможности избегать российских культурных мероприятий на оккупированных территориях.
Даже если кажется, что это “просто” выставка, выступление или кинопоказ, следует понимать, что они влияют на нашу способность противостоять российским нарративам. Оккупационные культурные мероприятия и российская культура в целом пропитаны кремлевской пропагандой.
Культурные события формируют так называемый “общий опыт”, который создает эмоциональную связь, сильнее физического насилия: он может заставить нас думать, что мы имеем общее прошлое и общие ценности, а значит, должны иметь и общее будущее.
Эта связь может повлиять на восприятие врага в будущем, придавая ему образ старого друга, с которым когда-то возникло недопонимание.
Как можно фиксировать преступления против культуры на временно оккупированных территориях?
Преступления против культурного наследия нарушают многие Международные нормы, в частности Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и Конвенцию об охране всемирного наследия 1972 года.
Для того чтобы привлечь россию к ответственности, эти противоправные действия нужно фиксировать. Как это можно сделать?
📌 Смотрите на физическое пространство вокруг себя
Если вы знаете, что где-то в вашем населенном пункте был памятник жертвам Голодомора, а теперь на его месте стоит памятник ленину — это преступление против культурного наследия.
Кроме того, сам ваш опыт того, как меняется культурное пространство вокруг вас (исчезает зарубежное кино, появляется российское, в публичных местах играет исключительно российская музыка, в библиотеке можно взять исключительно российскую книгу и т.д.) — это уже также свидетельствует о том, что оккупационная власть пытается искусственно сформировать полезное для нее культурное пространство.
📌 Записывайте заявления оккупационной власти в социальных сетях.
Отслеживайте их пропагандистские программы, там они часто делают все сами для того, чтобы задокументировать свои преступления.
📌 Сообщайте о преступлениях через онлайн-портал “RWC”(russian War Crimes).
Больше о культурной политике россиян на временно оккупированных территориях можно узнать из исследования Гражданской сети ОПОРА.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию HelpPrint для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, нуждающиеся в поддержке, помощи или желающие безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, обходящее блокировку российских оккупантов без VPN.