"Чужие" у себя дома: как оккупанты депортируют украинцев из своих городов по "собственной воле"
Оккупационная власть на Старобельщине продолжает оказывать давление на местных жителей, выполняя указ путина “Об особенностях правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации”. Как это происходит и что говорят по этому поводу юристы и местная власть, далее в материале
Представители так называемых силовых структур страны-агрессора прибегают к новым “методам” паспортизации российскими документами граждан Украины и депортацией тех, кто оказывает сопротивление. Так, на оккупированных территориях распространена практика неформального статуса “недоброжелательный гражданин”.
Официально подтверждающих документов этот псевдо-статус захватчики не предоставляют, однако в списки на границе иногда данные такого человека вносятся. Журналистке известно о, как минимум 6-ти таких случаях на Старобельщине, когда оккупанты устно сообщали о том, что они признаны “недоброжелательными гражданами”.
Как правило, этому предшествует незаконное задержание, допросы с применением физического воздействия или без него, и когда им не удается склонить на свою сторону пострадавшего, оккупанты дают срок, от 1 до 7 дней в среднем, для того чтобы житель покинул оккупированную территорию.
“Они несколько месяцев приезжали и терроризировали меня и мою семью. Меня вывозили к ним в комендатуру, склоняли к сотрудничеству. Я сказал, что выполнять обязанности старосты уже не буду, потому что по моему законодательству, это будет считаться изменой. Пару раз били. Не сильно, но было. В конце концов оккупанты уже, видимо, замучились со мной проводить беседы и сказали — или выезжай в течение недели, или убьем тебя и твою семью. Все. Выбора не было”, — рассказывает бывший староста одного из старостатов на Луганщине.
“Статус иноагента”: так называемые новации от оккупантов
Другим путем, которым оккупанты стали пользоваться только с конца прошлого года, стала выдача документов “иноагента или лица без гражданства” украинцам, которые не взяли российский паспорт. Этот так называемый “документ” выдается Старобельским отделом по вопросам миграции ОМВД россии.
Как сообщил старобельчанин (гендерная принадлежность лица может быть изменена, а также не указывается ФИО — из соображений безопасности — ред.), представители этой структуры сообщили, что в течение года он должен получить российское гражданство или покинуть территорию страны-агрессора.
Кроме того, россия перестала пропускать украинцев с пропиской с оккупированной территории, если они не имеют российского паспорта. О таких случаях нам рассказали жители Луганщины, которые пытались поехать на похороны родного человека. Последние приехали на латвийско-российскую границу, где их не только не пропустили, но и поставили “запрет въезда на 3 года”.
Вот такая реальная ситуация на территории оккупированной Старобельщины.
И это “лучший” вариант из всех, потому что оккупанты, как бы дают так называемое “право выбора”. Ведь страна-агрессор депортировала тысячи украинцев против их воли.
10 официальных случаев депортации: комментарий от главы Старобельской РГА
Как сообщил глава Старобельской РГА Владимир Череватый, российские захватчики в оккупации нарушают права людей.
“К сожалению, наша реальность такова, что оккупационная власть постоянно осуществляет давление на жителей Старобельского района, особенно на тех людей, которые имеют откровенно проукраинскую позицию, что опасно для тех, кто находится во временной оккупации.
Действительно есть зафиксированные нарушения прав человека, потому что эти люди страдали от обысков, пыток, им отказывали в медицинской помощи со словами «пусть вас лечат ваши врачи». Фактов много, все мы отслеживаем и сообщаем в правоохранительные органы в установленном порядке.
Мы тщательно изучаем информацию, отслеживаем изменения, а затем передаем эту информацию в компетентные органы — так, как это предусмотрено нашими полномочиями”, — комментирует ситуацию Владимир Череватый, начальник Старобельской РГА.
К сожалению, по словам Череватого, приходится признать, что сейчас повлиять на судьбу этих людей крайне сложно. Механизм передачи информации со стороны их структуры в компетентные органы в подобных ситуациях является следующим: узнав о похищении гражданина, сотрудники РГА официально сообщают в отдел взаимодействия с правоохранительными органами и гражданско-военного сотрудничества Луганской ОГА, и он, в свою очередь, передает информацию в ГП “Украинский национальный центр развития мира”, в Объединенный центр по поиску и освобождению пленных при СБУ и ГУНП в Луганской области для рассмотрения согласно действующему законодательству и принятия соответствующих мер реагирования.
Сейчас передана информация о 10 гражданах, которые были депортированы или временно перемещены. Из них — 4 гражданских, и 6 участвовали в АТО и ООС.
“Мы постоянно собираем такую информацию, мониторим информационное пространство, общаемся с родственниками, в ВАНП Старобельского района тоже проводятся подобные мероприятия, нам небезразлична судьба наших граждан. Поэтому, если у кого-то есть подобная информация, пусть обращается на горячую линию, в мессенджеры, мы открыты, будем помогать по мере наших возможностей и полномочий”, — говорит глава Старобельской РГА.
Депортация может квалифицироваться как военное преступление и преступление против человечности
В соответствии с положениями Римского статута, депортация может квалифицироваться как военное преступление (статья 8(2)(a)(vii)), и преступление против человечности (статья 7(1)(d)).
Как объяснил Назар Соломаха, юрист International Partnership for Human Rights, 27 апреля 2023 года путин подписал указ № 307 “Об особенностях правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в российской Федерации”, которым упрощен порядок выдачи российских паспортов жителям оккупированных территорий: “донецкой народной республики”, “луганской народной республики”, Запорожской и Херсонской областей.
Этот закон предусматривает, что лица, имеющие украинское гражданство или “паспорта” самопровозглашенных “луганской народной республики” и “донецкой народной республики”, будут считаться иностранцами, если они не получат гражданство россии до 1 июля 2024 года. Те, кто не получают российское гражданство до указанной даты, впоследствии будут либо депортированы, либо будут обязаны получить постоянный вид на жительство в россии.
Отдельный пункт указа касается депортации тех, кто создает “угрозу национальной безопасности россии”. Жителей оккупированных территорий, которые выступают за “насильственное изменение основ конституционного строя” в россии, финансируют террористическую и экстремистскую деятельность или участвуют в “несанкционированных” акциях, будут депортировать и запрещать им въезд в страну. Надо учитывать, что согласно российскому праву, непризнание жителями оккупированных территорий аннексии украинских территорий тоже является “насильственным изменением основ конституционного строя” россии.
В соответствии со статьей 4 Четвертой Женевской конвенции, жители оккупированной территории являются защищенными лицами. Статья 49 Четвертой Женевской конвенции запрещает депортацию таких лиц: “Запрещается, независимо от мотивов, осуществлять принудительное индивидуальное или массовое переселение, или депортацию лиц, находящихся под защитой, с оккупированной территории на территорию оккупационного государства или на территорию любого другого государства, независимо от того, оккупирована она или нет”. Статья 49(2) Четвертой Женевской конвенции предусматривает исключение из запрета принудительного перемещения. Для этого необходимо доказать, что перемещение было “эвакуацией”, проведенной либо с целью обеспечения безопасности гражданского населения, либо из соображений острой военной необходимости.
“Нашими документаторами в полевых миссиях были задокументированы неоднократные случаи депортации гражданского населения, в том числе и детей, на де оккупированных территориях Харьковской, Херсонской, Николаевской областей”, — дополнил Назар Соломаха.
Элемент принуждения является ключевым для депортации, и путинский указ создает в российской правовой системе законные основания для применения государственного принуждения для депортации лиц с оккупированной территории, которые не получили паспорт рф.
Во-первых, даже если депортация произошла временно, это все равно является нарушением статьи 49 Четвертой Женевской конвенции.
Во-вторых, принуждение — это не только физическое применение силы, но и угроза применения силы или принуждения, например, вызванная страхом перед насилием, давлением, задержанием, психологическим угнетением или злоупотреблением властью, или путем использования преимуществ среды принуждения.
Хотя и существует два “исключения” в статье 49 к Четвертой Женевской конвенции к запрету депортации, действия россии не подпадают ни под одно из них.
***