«Одышка» профессиональной хореографии
Надо отдать должное силе голубых экранов – комплекс мер по реанимации престижа профессиональной хореографии проходит более, чем успешно. В Украине очень многие «заболели», в хорошем смысле слова, этим красивым искусством. Однако, оказалось, что вернуть былую популярность танцам не так просто. В первую очередь из-за равнодушия на уровне решения вопросов госфинансирования и всех вытекающих отсюда бюрократических последствий. А во-вторых, из-за тех потерь, которые несет нация в вопросе здоровья.
Кажущаяся легкость, с которой движутся профессиональные танцоры, исполняя сложные па, – всего лишь волшебная иллюзия, за которой стоят высокие физические нагрузки, сравнимые с нагрузками профессионального спорта. В советскую эпоху вся страна двигалась во всех смыслах этого слова под действием военного фактора. Выносливость и здоровье нации были стратегической задачей, частью военно-патриотической морали. Отсюда высокий престиж всех тех видов физической нагрузки, которые позволяли совмещать здоровый дух правильной идеологической огранки и здоровое тело. Сегодня мы – народ с системой ценностей, смещенной в сторону вредных привычек и пассивного образа жизни. Выносливость и здоровье поддерживают биодобавками и цветными пилюлями дорогих витаминов, в лучшем случае – парой занятий в фитнес-клубах. Хотя последнее - чаще просто дань тусовочной моде, ибо нередко после кросса на беговой дорожке «спортсмены» и отправляются пить пиво.
Целый ряд факторов – от экологических до социальных – сделал украинцев «хиляками». Украинский богатырь Василь Вирастюк и подобные ему сегодня, скорее, исключения из общей пассивной массы. Все чаще нам приходится обращаться за помощью к медикам: школьники умирают на уроках физкультуры при минимальных нагрузках, а привычные для прошлых поколений турпоходы заменили комфортные авиаперелеты в зону «олинклюзива».
Слабое здоровье – причина, которая сделала непростым решение кадрового вопроса для руководителей профессиональных хореографических коллективов. Ансамблям все сложнее получать свежую кровь: нередко даже те, кто хочет танцевать, не могут, потому что нагрузка слишком высока.
Этой проблемой поделилась руководитель народного танцевального коллектива «Любавушка» (г.Луганск, Колледж технологии и дизайна) Лариса Стибунова : «Мне все сложнее набрать людей в коллектив, молодежь слабая, не выдерживает нашего темпа, им бывает плохо на занятиях».
Не теряем ли мы целый жанр творчества из-за того, что наше общество поставило вопрос правильной осанки ученика на второе место? Из-за того, что в нашем питании появились продукты химической, а не только аграрной промышленности? Из-за того, что вопрос качества экологии отложен до решения вопроса качества экономики?
«Никогда за 10 лет моей работы мы не анализировали этот подход. И мне это нравится, что вы поднимаете эту проблему! – говорит директор Луганского областного центра народного творчества (ЛОЦНТ) Василий Яровой. - Действительно, чтобы говорить о народном творчестве, о развитии в жанрах, мы должны говорить о физической подготовке и о здоровье нации. Для любого жанра – игра на духовых, на деревянных, народных инструментах, пение и пр. – требуется хорошее здоровье. В хореографии больше всего есть в этом необходимость».
В силу ряда причин в Луганской области постепенно сокращается количество хореографических коллективов. По данным ЛОЦНТ, за три года (2007-2009) их стало меньше на 34%. «На сегодняшний день в области 516 коллективов хореографического жанра: из них народных 14, образцовых 25», - рассказал Василий Яровой. В ЛОЦНТ отмечают, что по многочисленности хореография стоит на втором месте в регионе. Больше у нас только вокально-хоровых коллективов (854).
«На Луганщине традиционно хореографическая школа высокого уровня, область входит в десятку лучших много лет подряд», - подчеркнул директор ЛОЦНТ.
Подтверждение этих слов – одна из последних побед, которую завоевал Луганский коллектив «Барвинок» на Всеукраинском смотре-конкурсе имени Павла Вирского в этом году – 1 место!
Однако, высокие титулы даются с каждым годом все сложнее. Если не конкретному коллективу, то в целом жанру. Причину сокращения профессиональных хореографических коллективов руководители народного ансамбля танца «Кобзарь» (Луганский национальный университет имени Т.Шевченко) Ирина и Геннадий Колесниковы видят кроме прочего в том, что у детей и молодежи «компьютерный быт» и жизнь, в которой нет места занятиям танцами.
«Народных коллективов в городе и области становится все меньше, - подчеркивает Ирина Колесникова. - Они остались лишь на базе учебных заведений. Поменялись ценности: молодым людям нужно зарабатывать деньги, у них нет времени на «танцульки». Ходят в фитнес-клубы исключительно чтобы поддержать форму – чтоб животик не вырос, ягодицы подкачать, и т.д. У них совершенно другие идеалы».
Если раньше костяк «Кобзаря» составляли студенты самых разных отделений вуза, то пять лет назад руководителям пришлось ограничить набор в коллектив только учащимися Института культуры и искусств ЛНУ. «А если сравнить уровень с теми, кто приходил, например, в 1990 году, - они сегодня «никакие», - сетует Ирина Колесникова.
«Мы набирали новых, с определенной фактурой, силой, из 10 оставался один, а то и все уходили, - вспоминает Геннадий Колесников время, когда ковался современный концертный состав «Кобзаря». - Не готовы к нагрузкам коллектива ни морально, ни физически. Народный танец основан на технике, требующей высокой координации и силы! А было так: поработали день, на следующий «приползли», посмотрели, на этом их занятия заканчивались. Программа не упрощается из-за того, что выносливость ниже. Мы подбираем новые методики, больше занимаемся: нужен хороший прогиб спины, наклон корпуса, определенное положение головы – а у них болят спины, нет растяжек. Это увеличивает срок подготовки танцора от прихода в коллектив до выхода на сцену. Мы распределяем танцоров по номерам разной сложности в зависимости от физической нагрузки».
Без сомнения, тем, кто работает в жанре народного танца сегодня сложнее, ведь он уже давно уступил пальму первенства в популярности современным направлениям. Если раньше к ним приходили подготовленные в школах аматоры, то сегодня дети все чаще выбирают между современными и спортивными танцами. В такие коллективы идут охотней, хоть нагрузка там и не меньше.
«У меня очень большие физические нагрузки, - говорит финалистка проекта «Танцуют все», руководитель народного ансамбля спортивного танца «Пульс» (Восточноукраинский национальный университет имени В.Даля) Яна Дудник. - Из-за высокой нагрузки уходит около 10% людей. Но те, кому нравится, кому хватает силы воли и желания, остаются и танцуют. В моем коллективе очень много танцующих ребят, которые пришли, не танцевав до этого вообще. Я рада, что помогла им. Есть те, кто не тянет, но не уходит. Они занимаются в любительской группе».
Кроме любви к танцам, студентов в такие коллективы привлекают еще и дополнительные привилегии: в одних вузах это засчитывается, как практика, в других за занятия в творческом коллективе что-то доплачивают к стипендии и так далее. Не удивительно, ведь на выступлениях таких коллективов, как правило, зиждется празднично-концертная жизнь вуза в любое время года. И как ни крути, но свой ансамбль – это престиж и неплохой рекламный козырь.
Проще всего формировать коллектив ансамбля в вузе с профильными специальностями. «Проблем с набором у меня меньше, чем в аматорских коллективах, потому что я выбираю из студентов, которые выбрали хореографию своей будущей профессией, - объясняет руководитель Народного театра танца Луганского государственного института культуры и искусств Алена Шабалина. – Но, что касается их выносливости, проблема есть. Требования к студентам у нас высокие. Мы работали с детьми 15 лет назад, они выдерживали большие нагрузки на тренировках».
Сегодня те, кто с легкостью взлетает в воздух на сцене, кружат, отбивают быстрый ритм в красных сапогах или удивляют шпагатами, вертикальными равновесиями на 180 градусов, - одним словом, дарят зрителю зажигательный заряд энергии современного, классического или народного танца, как правило, клиенты мануальных терапевтов, хирургов, вертебрологов, травматологов и других врачей.
«У нас один парень попал в больницу из-за сердечно-сосудистой дистонии. Вызывали скорую помощь, - рассказывает Алена Шабалина.
Почти каждый руководитель хореографического коллектива вспоминает в своей недавней практике, как танцорам становилось плохо из-за высоких нагрузок, которые пресловутое поколение Pepsi выдерживало без труда, а проходившие серьезную военную подготовку наши бабушки и дедушки наверняка считали привычной нормой.
Вопрос качества во многом упирается еще и в вопрос кадров: «40% людей, работающих в сфере культуры в Луганской области, не имеют специального образования, - отмечает Василий Яровой. - Это те, которые калечат. Я прямо говорю. Бывает, что и коллектив маститый, а руководитель не имеет базового хореографического образования, просто где-то участвовал, как говорят, «нахватался». И тогда мы видим шумные массовые трюки, но не мастерство, не искусство. Я всем, кто идет в танцевальный коллектив, советую сначала интересоваться уровнем образования руководителя».
В свою очередь в том, что дети и молодежь плохо подготовлены в физическом плане, руководители танцевальных коллективов склонны винить халатное отношение современной школы к уроку физической культуры.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Института физического воспитания и спорта Луганского национального университета имени Т.Шевченко Татьяна Ротерс объясняет ситуацию так:
«Современная школьная программа по физической культуре предполагает, что с 1 по 11 класс у учащихся формируется как общая, так и специальная выносливость. Это в идеале. В связи с тем, что участились фатальные исходы, не только на уроках физкультуры, но и на других общеобразовательных предметах, сейчас стоит вопрос, каким быть уроку физкультуры. Рекреационным, развлекательным, спортивной направленности или тренирующей? По сути, урок физкультуры в школе должен дать уровень общей физической подготовки, достаточный, чтобы в любом виде деятельности, в том числе и в танцах, школьник был готов к тем нагрузкам, которые имеют характер специфичности».
Татьяна Ротерс отмечает, что причиной плохой физподготовки выпускников школ является не только страх учителей и дирекций школ перед негативными последствиями, которые снижают из-за этого нагрузку на физкультуре, но и отношение к режиму дня школьника в семье.
«Ученые отмечают, что современный школьник делает локомоции (активное перемещение в пространстве) только к письменному столу, компьютеру, холодильнику и столу в кухне. Добавьте к этому, что его нередко везут на машине в школу, из школы увозят на машине», - говорит профессор Ротерс.
По мнению заведующей кафедрой теории и методики физического воспитания роль учителя физкультуры в современном обществе изменилась.
«Всегда есть люди, которые являются фанатами своего дела, а есть те, кого называют «урокодателями». Это вопрос качества кадров. Для нашей школы остается актуальным вопрос материального обеспечения. Что можно дать в современной школе, когда нет оборудования, инвентаря, залы не отапливаются? Ответственность за качество подготовки школьника не может лечь только на плечи педагога! А что же касается роли учителя физической культуры, то сегодня он должен привить любовь к самостоятельным занятиям, дать школьнику соответствующий инструментарий. В 1-4 классе учитель обучает структуре движений. Эти дети будут заниматься с любым учителем, хорош он или плох, потому что у них естественная потребность двигаться. А дальше дело меняется: идет путь развития у ребенка инициативы для самореализации в уровне своего физического совершенствования. И учитель должен порекомендовать школьнику спортивную секцию, увидеть у него задатки, соединить эти задатки с его интересом, чтобы дать стимул заниматься. Современный учитель должен быть инструктором, консультантом. Самое главное – организовать умело индивидуальную работу. Это модель будущего».
Очень удачным вариантом для программы физподготовки в общеобразовательной школе ученые считают совмещение уроков физкультуры и хореографии.
«Занятия хореографией не могут заменить занятий физкультурой, потому что у них разный двигательный потенциал, - подчеркивает Татьяна Ротерс. - Физкультура дает жизненно-необходимые умения и навыки. А хореография дает высокую школу движений, развивает гибкость, ловкость. Они должны сочетаться. Три раза в неделю по программе у школьников уроки физкультуры. Многие школы идут по пути сочетания, и я сторонник этого: с 1 по 4 класс, можно ставить не три урока физкультуры, а сначала 2 часа отдавать на хореографию, 1 час на физкультуру, потом меняется соотношение наоборот, а с 5 класса - только физкультура. Мы проводили эксперимент в школах: заменяли уроки физкультуры на уроки ритмики, где был и раздел хореография. И получали очень высокие результаты!»
Как ни крути, но одними шоу по телевизору для того, чтобы нация снова стала к танцевальному станку и расправила плечи, недостаточно. Без комплексного подхода к вопросам здоровья у такого вида искусства, как хореография будет уходить земля из-под ног. Пока же несмотря, а порою и вопреки многим проблемам, высокое искусство танца, как и много прекрасное в нашей жизни, хранится тремя великими силами человеческой души: любовью, верой и вдохновением.
Фото Анны Эсауловой