Общий вопрос
В пятницу, 2 декабря, в Луганске состоялся форум «Диалог ради реформ» - в сессионном зале Луганского областного совета собрались представители общественных советов при органах местного самоуправления. Общественники заняли ту его часть, в которой обычно сидят депутаты, а «галерка» была практической пустой. Всего присутствовало 130-140 человек. В повестке дня значились 4 основных вопроса – обсуждение реформ образования, здравоохранения, налоговой и пенсионной, а также доклад председателя общественного совета при Северодонецком горсовете. Заседание продолжалось больше 3 часов, ничего нового там не прозвучало. Показательно другое: за все это время общественные активисты не задали областным властям ни одного по-настоящему стоящего или важного вопроса.
Формировали повестку дня исходя из списка самых резонансных в обществе и СМИ новаций украинского законодательства. Видимо, номер 1 повестке дня реформированию системы образования отдали из-за протестов против закрытия школ в ряде городов Луганской области. Об этом «Восточный вариант» писал ранее.
Докладывала по вопросу начальник управления образования и науки ЛОГА Ирина Цымбал. Подразумевается, что лидеры общественных советов при органах власти должны быть людьми информированными, отслеживать ленты новостей, прессу и сообщения по ТВ – а значит, для них в выступлении Цымбал не прозвучало ничего нового. Она рассказала о планах властей по увеличению количества детсадов, и соответственно, росту охвата детей дошкольным образованием, о причинах оптимизации сети школ, реформе системы ПТУ и училищ.
Когда она закончила выступление, первый зампред ЛОГА Лозовский посчитал нужным «закрепить» его, попросив общественников «контролировать» выполнение обещаний властей и отслеживать чаяния граждан.
- Люди понимают, что если в школе 25 детей и учитель труда преподает еще и физику, и биологию, и украинский язык, то сложно надеяться на качественное образование. И люди видят, что в соседнем поселке есть хорошая школа, но они спрашивают – а где школьный автобус, который будет возить детей, где дорога, по которой он будет возить детей?», - сказал Лозовский.
Но тут же добавил, что Президент Янукович подписал указ о запрете закрытия школ в селах и шахтерских поселках, и дал распоряжение Кабмину выплачивать дотации местным органам власти на содержание малокомплектных учебных заведений.
Однако дискуссии по вопросу образования не получилось. Комментировать информацию,
говорить о конкретных школах, конкретных дорогах, конкретных автобусах или о чем-то еще общественник не захотели. По теме был задан только один вопрос и тот касался внешкольного образования. Ответ Цымбал был связан с необходимостью изменения системы финансирования таких учреждений.
Дальше начальник управления внутренней политики и связей с общественностью Мария Борзенко обратилась к представителям общественности Красного Луча с очень «говорящим» вопросом – как они относятся к тому, что тема закрытия школы в Красном Луче была политизирована, на что получила предсказуемый ответ о том, что, дескать, никакой реальной проблемы из-за закрытия не было.
- То есть социальная напряженность снята?, - уточнила Борзенко.
- Да, снята, - ответила представитель общественного совета при краснолучском горсовете.
Действительно, закрытая в Красном Луче школа не единственная в микрорайоне, и детей перевели в соседние две. А вот в Брянке ситуация была несколько иной. Но представители общественного совета этого города то ли молчали, то ли отсутствовали.
Дальше общественники слушали выступление первого заместителя начальника Главного управления здравоохранения ЛОГА Геннадия Бунеева. Он увлекся и говорил долго, периодически обещая «еще пару слов и все, заканчиваю». Он рассказал о программе реформирования системы здравоохранения, сокращении коек в стационарах, экономии денег, дефиците врачей, об удачных экспериментах в выстраивании системы управления здравоохранением, строительстве противотуберкулезной больницы в Славяносербске. Тоже, в общем, ничего нового. Лозовский предложил Бунееву дать свой номер телефона, чтобы в случае возникновения каких-либо жалоб общественники могли ему позвонить и Бунеев продиктовал телефонный номер приемной ГУЗО, который и без форума можно найти на официальном сайте ЛОГА и «горячей линии» при управлении (0642 585812).
Дальше было предложено задавать вопросы. Зампредседателя областного совета Юрий Хунов спросил Бунеева о запланированной нагрузке на стоящийся кардиологический стационар в 7 горбольнице, но Бунеев не стал отвечать сославшись на то, что этот стационар будет частным.
- А в самой 7 больнице будет около 70 кардиологических коек, для Луганска, на мой взгляд, это много. Но какое будет взаимодействие… Я думаю, мы будем искать формы так, чтобы была польза для нашего населения, ответил Бунеев.
- Наверное, вы должны подчеркнуть самое главное: что все лечение, все операции даже самые сложные, которые будут делаться в наших областных учреждениях, они бес-плат-ны-е, - сказал Лозовский.
- Безусловно!, - без особого энтузиазма ответил Бунеев.
Зал загудел.
- Медицину мы финансируем в полном объеме. Все остальное – телефон у вас есть, - добавил Лозовский.
Надо сказать, что усилия чиновников таки увенчались успехом - общественники задали Бунееву аж 5 вопросов: про комплексное обследование детей-спортсменов, меры, которые принимаются для профилактики массовых отравлений (вопрос был задан в общем, Бунеев, отвечая, вспомнил про массовое отравление детей в Краснодоне)
Еще один вопрос был скорее просительным, чем вопросительным. От имени общественного совета при Троицкой РГА прозвучала просьба «не забывать о новом оборудовании для отдаленных больниц». Какой вопрос – такой и ответ. Бунеев обещал «конечно же, не забыть».
- Можете ли вы назвать самую острую и актуальную проблему в современной медицине и если да – то будет ли она решена? И еще – вам правда можно позвонить?, - с несколько пафосной интонацией спросил общественник из Свердловска.
- Буквально месяца 3 назад у нас в областной администрации была аттестация сотрудников, когда я пришел на аттестацию, меня один из заместителей председателя спросил, готов ли я написать заявление, если эта программа (реформирования системы здравоохранения в Луганской области - ВВ) не будет работать? Я сказал да, напишу рапорт и уволюсь. Но сегодня я этого делать не буду, потому что вижу плоды, - торжественно произнес Бунеев.
Общественник из Кировска спросил о том, как изменится финансирование здравоохранения в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Бунеев ответил, что по области цифры будут «не хуже», но конкретно по Кировску ответить не смог.
Вопросов больше не было, собравшиеся перешли к налоговой реформе. Начальник управления массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНС в Луганской области Елена Батюк планировала рассказать не только о реформе, но и модернизации налоговой службы. Слушали ее невнимательно. Лозовский прервал ее, обратив на это внимание.
- По лицами вижу, что тема увлекает, но не до конца. А вы тут про семинары рассказываете с такими названиями, что не выговоришь.
- Сколько ликвидировано предприятий благодаря реформе налоговой?, - спросили из президиума.
- Ну давайте начнем с того, что не «благодаря нашей налоговой реформе, а благодаря нашей совместной налоговой реформе. И Налоговый кодекс, о котором я говорила, мы принимали с вами вместе, и предложения были направлены в КМУ, ВР, и решения принимали наши народные избранники. В период, когда был принят закон об упрощенцах, более 3 тысяч предпринимателей ушли. Но давайте обратим внимание на структуру этих 3 тысяч. Насколько мне известно, в этих 3 тысячах те, кто бы просто зарегистрирован и не вел предпринимательской деятельности, те, кто минимизировал уплату налогов и те, кто решил уйти с упрощенной на общую систему. Соотношение предпринимателей до и после практически не изменилось. У нас зарегистрировано около 100 тысяч предпринимателей, 2,5 тысяч новых предпринимателей зарегистрировались.
- Я вам помогу: вы скажите, что ваша должность начальник отдела разъяснительной работы, а сейчас ситуация другая – не разъяснять надо, а отчитываться перед обществом деятельности службы, - сказал Лозовский.
- Я прошу прощения, может, вы позволите мне закончить? Я не буду говорить о круглых столах, и расскажу о налоговых сервисах, которые мы предлагаем.
- Я думаю, каждый может зайти на сайт налоговой службы и прочитать если интересно, - сказал Лозовский.
На этом обсуждение налоговой реформы закончилось.
Дальше заместитель начальника облуправления пенсионного фонда Татьяна Васильева говорила о пенсионной реформе. Реформа уже вступила в силу и возможно, ее пригласили для того, чтобы она, как опытный специалист, могла дать конкретные ответы на конкретные вопросы. Но вопросы к ней были только в президиуме – у Лозовского и Хунова, которые, если повезет, будут уходить на пенсию как государственные служащие и которых новации особо не коснулись – кроме, разве что, ограничения максимального размера пенсий. Вопрос Васильевой задали один – о выслуге лет для работников системы образования, она ответила.
Открывая форум, первый заместитель председателя ЛОГА говорил собравшимся о том, что считает нужным «повышать статус общественных советов и расширять их полномочия» и намерен предложить руководителям органов власти ввести общественников в состав коллегий. «Работа по усилению связей с общественностью и гражданскими активистами постоянно находится на контроле в ЛОГА», - говорил Лозовский, видимо, чтобы мотивировать общественников к более активной работе.
После форума Лозовский сказал, что структуру общественных советов нужно проанализировать.
- Больше вопросов задали те, кто находился в президиуме. Я считаю, что это в корне неправильно, поскольку вопросы, я так понимаю, должны были быть обращены к нам, а не от нас. С чем это связано – сказать трудно. Будем более глубоко изучать тематику – что такое общественные советы, насколько они «зубастые», не являются ли они придворными организациями руководителей на местах.
Участникам вначале раздали даже анонимные анкеты, в которые предложили оценить работу местных администраций и советов по взаимодействию с общественностью. Однако общественники в ходе форума не выдвигали власти претензий, не критиковали каких-то решений, не высказывали предложений. «Восточный вариант» уже писал о структуре самых крупных общественных советов и о том, что сами активисты зачастую считают их обреченными на формализацию. Если лидерам общественных советов при органах власти в Луганской области и так все понятно – то неизвестно, зачем проводить такие форумы. С другой стороны, вспышки протестной активности показывают, что людям зачастую не хватает информации и доступа к высокопоставленным чиновникам. Однако, если такой доступ и появляется, то они почему-то молчат – то ли оглушенные торжественной обстановкой, то ли из-за неверия в продуктивность диалога.