Общественный транспорт Луганска: Первые частные перевозчики и проблемы с ними
«Восточный вариант» продолжает рассказывать о том, как в Луганске уничтожали транспортную систему. В третьей части материала - хаос на транспорте в конце 90-х и появление в городе первых контор, объединивших в себе частных перевозчиков.
Часть первая: Общественный транспорт Луганска: как «убивали» ГАП
Часть вторая: Общественный транспорт Луганска: откуда растут «уши»
После массовой забастовки водителей 29 июня 1999 года с требованием повысить стоимость проезда в общественном транспорте городская власть дала добро на проведение конкурса пассажирских перевозок. Начался он 20 сентября 1999 года, заказчиком на проведение данного конкурса выступил исполнительный комитет Луганского городского совета. Плата за участие в конкурсе составляла тогда 100 гривен за один автобус, был разработан и проект договора о перевозке льготников. Суть его была такова: любая структура, обязанная финансировать льготников, компенсирует затраты транспортникам. Но проект так и остался проектом. Мэрская рука и тут была на пульсе событий. Луганский городской голова Анатолий Ягоферов заявил, что источников финансирования для компенсации льгот нет и не предвидится. Он заключил «джентльменское соглашение» с перевозчиками, назначив минимальный налог в 20 гривен и получив взамен обещание взять льготников бесплатно. В то же время частным перевозчикам задали один очень интересный вопрос: согласны ли они получать дотации на провоз льготников и платить налоги полностью, как положено в нашем государстве, проводя и показывая полный учет всей полученной выручке? Ответы были разные, но суть сводилась к одному — лучше платить 20 гривен. Про дотации сразу же все как-то дружно забыли.
На фоне всей этой «мышиной возни» городской автобусный парк (ГАП) приходил в полный упадок. Слова Ягоферова о том, что он уничтожит «этот крольчатник» обретали реальные очертания.
Проведение конкурса, безусловно, было положительным явлением для Луганска. Движение автобусов стало более упорядоченным, однако всех проблем конкурс не решил. Частные перевозчики продолжали «разборки», правда, не с мэром и управлением транспорта горисполкома, а уже между собой. Бучу подняли снова представители ОСВ «Союз». Председатель А. Одинцов заявил, что прошедший конкурс — пародия, хотя он и определил каждому свой маршрут, но каждый волен пиратствовать и на чужом участке...
Соперники согласились и внесли предложение, что городу нужна диспетчеризация. «Союзовцы» были не против. Мнения разошлись только в одном — кто за это будет платить? Диспетчеризация должна была навести порядок, определять кому в какое время куда ехать. Любой здравомыслящий человек прекрасно понимает, что работать такая структура должна под эгидой горисполкома. Но ведь это огромный штат людей, а им надо платить зарплату.
У горисполкома денег, как всегда, не оказалось. Тогда было найдено «интересное» решение — передать руководство диспетчерским персоналом корпорации «Сузір'я» на основании договора, заключенного между этой структурой и горсоветом в лице начальника управления транспортом Н. Логожана. Об этом на одной из сессий горсовета, заявил с трибуны депутат Н. Тарасов. Основанием договора стало решение заседания исполкома за №175 от 30.07.99 года. Но вся комичность ситуации заключалась в том, что корпорация «Сузір'я» была создана в 2000 году, то есть в 1999 году не могло быть передачи диспетчеризации в руки частной корпорации, которая на тот момент не существовала.
Представители «Сузір'я», в которое входили на тот момент командитные общества «Автомир» и «Магистраль», имели свое мнение, естественно, диаметрально противоположное депутатскому. Вот их мнение, высказанное в одной из газет: «Учитывая, что для создания единой диспетчерской службы в г. Луганске требовалось выделение значительных средств из городского бюджета (около 100 тыс. грн. в месяц только на существующие диспетчерские пункты), руководителями командитных обществ было принято решение о создании корпорации объединения частных перевозчиков «Сузір'я», которая приняла на себя обязанности по созданию единой диспетчерской службы и контролю за выполнением графиков движения всеми перевозчиками. В связи с этим, для упорядочения контроля за работой автобусов на маршрутах. Управление транспорта выступило заказчиком, был заключен договор от 07.02.2001 года с корпорацией «Сузір'я» на оказание услуг по диспетчеризации маршрутной сети г. Луганска. И, как показывает практика, находящиеся под контролем маршруты — №109, 114, 130, 156, 157, 158, 166 и другие — работают стабильно и бесперебойно».
Не берусь судить кто прав, кто виноват в этом вопросе, однако, по существу, речь шла о взятии под контроль городской транспортной сети, причем, не государственной структурой, а частником. Нонсенс, да и только.
На момент описываемых событий 22 категории граждан пользовались правом бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте на основании Закона Украины. Закон четко гласит: ездить должны бесплатно! Причем, не только в больших автобусах, но и в микроавтобусах. Указаны были и методы компенсации частным перевозчикам, однако, тогда не доводилось слышать, чтоб кто-то из владельцев автобусов получал компенсацию, хотя деньги на это благое дело, вроде как выделялись. Вот только где они оседали, почти никому не известно. Хотя, в системе льгот есть свои минусы.
В результате перманентных конфликтов между водителями и пенсионерами-льготниками последние пересели на городские автобусы, заполонив их и сделав работы нерентабельной. Все это привело к тому, что постепенно комфортабельные автобусы исчезали с улиц Луганска, уступая место маловместительным «Газелям». Пассажиров Луганска ждало очередное испытание.