Общага – не дом и не улица
«Продам
общежитие…
с жильцами»
Тот, кто никогда не жил в общежитии, не поймет, насколько бесправными чувствуют себя его жители, насколько они уже устали от обещаний политиков и бездеятельности властей. Их продавали вместе со зданиями, вынуждали жить без газа, света и тепла, выгоняли на улицу, не жалея ни детей, ни стариков… А вся беда в том, что после развала Советского Союза общежития «зависли в воздухе».
На момент массовой приватизации предприятий нигде не была прописана обязательная передача общежитий в коммунальную собственность в случае приватизации госпредприятия. Таким образом, общаги стали массово включать в уставный фонд приватизируемых предприятий, что привело к тому, что они превратились в собственность частных лиц. А дальше началось самое страшное. Новые хозяева начали откровенно выгонять жильцов на улицу, мотивируя тем, что по бумагам люди здесь вообще не положены. Стандартная фраза – «Вас здесь нет!» Люди не верили своим ушам – «Как же нет, если вот мы – есть!»
Так в Луганске как мебель вместе со зданием были «проданы» жильцы общежития бывшего аккумуляторного завода по улице Оборонная, 7-а. Та же участь постигла общаги по улицам Славянской, 2-а и Цимлянской, квартала Восточный, 15 и еще ряд других.
В большинстве случаев жильцов не предупреждали о готовящихся «сделках», а просто ставили перед фактом, что здание продано, и просили «с вещами на выход».
Вот тогда-то и стало очевидно, что государство абсолютно не функционально в отношении простых, небогатых людей. Местные власти, министерства, депутаты, суды и прокуратуры всех уровней, как будто сговорившись, твердили – частная собственность защищена законом, лучше возвращайтесь туда, откуда приехали. А уезжать-то чаще всего некуда…
Нередки случаи, когда общежития вместе с людьми просто продавались третьим лицам (даже по нескольку раз). Такая ситуация сложилась с общежитием бывшего НПО «Импульс» в Северодонецке. В погоне за наживой «хозяева» нередко прибегают и к экономическому давлению – вооружившись законом, они заламывают за общаговскую комнату и 500, и 700, и даже 1000 грн. в месяц – у кого на сколько наглости хватит, да еще и проворачивают всяческие махинации с коммунальными службами, в результате чего люди превращаются в тотальных должников за газ, свет, воду, хотя платят исправно.
Жильцы вынуждены были прибегать к активным действиям – забастовкам, пикетам, голодовкам, штурмам. С 200-го по 2005-й в Луганске, да и не только, прокатилась волна акций протеста жителей этих общежитий.
Когда «ангельское» терпение собственника иссякало, он переходил от угроз и обид к делу. Отключение тепла, газа, света, создание аварийных ситуаций на территории общежитий – обычное дело, за которое пока никто не понес абсолютно никакого наказания.
– Мы организовывали митинги, перекрывали дороги, раскидывали палаточные городки под стенами мэрии, чтобы на этих людей власть наконец-то обратила внимание. Нам приходилось годами отстаивать в судах разных инстанций права жильцов на эти крохотные, но вполне заслуженные квадратные метры, – рассказывает председатель общественной организации «Союз рабочих» в Луганской области Юрий Хохлов.
И только когда в 2005 году Фонд Госимущества Украины признал, что в отношении общежитий при продаже госпредприятий была допущена ошибка, луганчанам в судах удалось вырвать из рук частников несколько луганских общежитий. Например, общежития по улице Цимлянская, 7 и по улице Линева, 67. Хотя некоторые суды продолжаются и по сей день…
ВСЕ НЕ ПРОСТО…
В результате массовых судебных исков и споров по всей Украине со стороны жильцов «общаг» и родился Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», согласно которому жилая площадь в общежитиях, предназначенных для проживания семей и одиноких граждан, включена в перечень объектов, которые могут быть приватизированы ее пользователями. С 1-го января этого года он вступил в силу.
Принятие нового Закона, казалось бы, должно порадовать всех: и тех, кто заинтересован в своем углу, и тех, с кого снимется ответственность за содержание «общаг», – администрации. Ведь после их приватизации жильцы получают возможность организовывать общество совладельцев многоквартирных домов и самим заниматься ремонтом или реконструкцией бывшего общежития. По идее, на сегодняшний день в кабинетах чиновников уже должна кипеть работа, направленная на исполнение закона. Но власть имущие всячески затягивают процесс передачи общежитий в руки жильцов.
– Все не так просто, как кажется. Закон есть, а вот сам механизм передачи и приватизации еще не прописан. Поэтому пока мы можем лишь подготавливать необходимые документы, – поясняет заместитель городского головы Луганска по вопросам ЖКХ Сергей Шатохин.
В этом есть доля правды. Как есть и другие «моменты»: например, почему приватизацию общежитий рассматривают так тщательно и взвешенно…
ДВЕ СТОРОНЫ
ОДНОГО ЗАКОНА
На самом деле все не так просто, и далеко не все люди, которые как бы имеют право на получение в собственность своих комнатушек, смогут им воспользоваться. Читаем между строк…
Во-первых, Законом запрещено приватизировать комнаты в вузах, военных городках и временных «общагах» учреждений и предприятий. Приватизировать комнаты в общежитиях имеют право лишь те, кто не имеет другого собственного жилья, состоит на квартирном учете и проживает там официально (т.е. имеет регистрацию) и фактически не менее 5 лет. Это означает, что все те, кому «хозяева» общежитий выдавали не ордера, а договора аренды и всякого рода разрешения, останутся не у дел. Потому как эти «бумажки» не имеют никакой юридической силы. По ним люди никогда не смогут доказать, что они проживают законно.
Во-вторых, чтобы комнаты в ведомственном общежитии пошли под приватизацию, предприятие или учреждение-собственник должно добровольно передать его в коммунальную собственность. А кто захочет это сделать добровольно? Ведь после приватизации комнат в ведомственных общежитиях многие крупные предприятия лишаются возможности привлечения недорогой рабочей силы за счет дешевого жилья. Жилищный фонд крупных предприятий пострадает, и такой «козырь», как трудоустройство с жильем, пропадет и придется, например, повышать зарплаты тем, кого не расселяют.
В-третьих, Законом предусматривается, что дальнейшую судьбу принятых на баланс общежитий местные советы будут решать самостоятельно. При этом есть несколько вариантов.
Первый. Мэрия может дать дому статус «социальное жилье» – в этом случае люди теряют право на приватизацию комнат, но получают возможность проживать там и в дальнейшем. На этих граждан распространяется действие закона о социальном жилье, а значит, им придется платить в местный бюджет арендную плату. Если же доход семьи будет позволять снять квартиру или купить недвижимость в кредит, людей из такого жилья выселят. Причем право в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды социального жилья имеет только местный совет, в чьей собственности находится дом. Впрочем, и тут есть законодательная нестыковка. В ст. 125 Жилищного кодекса Украины содержится перечень лиц, требование о выселении которых без предоставления жилья на замену в любом случае является незаконным. Среди них – участники ВОВ; лица, работавшие на предприятии, предоставившем им это общежитие, не менее 10 лет; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятий; одинокие люди с несовершеннолетними детьми и другие. Так что у людей остается шанс побороться за крышу над головой.
Второй. Власти могут перепрофилировать здание (например, сделать в нем офис или гостиницу) – в этом случае обитателям «общаги» должны предоставить социальное или иное жилье (что подразумевается под «иным», в Законе не разъясняется).
Третий. Могут принять решение о сносе дома как аварийного для дальнейшего строительства социального жилья – обитателей при этом отселят в «иное, пригодное для проживания людей жилище, находящееся в собственности или пользовании местного совета» (о том, что люди смогут потом проживать в построенном социальном жилье, речи не идет).
Четвертый. Последний вариант фактически узаконивает то, чем местные чиновники давно занимались, но старались делать это втихую – теперь «коммунальное» общежитие разрешается снести, земельный участок расчистить и... продать! (Правда, исключительно на аукционе. Но все прекрасно знают, что местный совет изобретает собственные правила проведения аукционов. А потому, продать землю нужному человеку на абсолютно законных основаниях не составляет труда).
Если местные власти примут одно из этих решений, жильцам на законных основаниях придется искать новый угол. И только если мэрия все-таки решит сохранить за зданиями статус «общежитие», можно будет приватизировать в нем комнаты.
ПОДВОХ
На последней сессии Луганского горсовета было принято решение о создании комиссии по обеспечению жилищных прав жильцов общежитий. Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки. Однако член исполнительного комитета Всеукраинской организации «Общественный союз защиты конституционных прав жителей общежитий» Татьяна Тумко считает, что эта комиссия будет отстаивать не права жильцов, а права собственников зданий.
– Достаточно посмотреть, кто входит в созданную комиссию: депутаты, начальники управлений горсовета и райсоветов, собственники зданий и даже собственники или пользователи земельных участков, на которых расположены общежития, что повергло меня в шок. Получается, что у некоторых общежитий есть собственники земли, о которых опять же жильцы ничего не знают, – возмущается Татьяна Ильинична. – Те представители общежитий, которых включили в состав комиссии, недостаточно хорошо, на мой взгляд, разбираются в тонкостях процесса передачи жилья. Складывается впечатление, что это сделано нарочно. Так чьи интересы будет защищать эта комиссия?
Ответ на этот вопрос луганчане смогут получить только тогда, когда жители общежитий получат (или не получат) на руки приватизационные чеки на свои квадратные метры. Что ж, поживем – увидим… Одно можно сказать: борьба на этом фронте еще не закончена.
Наталия ГЛАЗУНОВА