Миссия в заложниках: что происходит с ОБСЕ в ОРДЛО
В Донецке представителей ОБСЕ держат в заложниках. Почти неделю мониторинговая миссия на оккупированной части Донецкой области приостановлена. Все из-за массовых протестов, организованных боевиками, против задержания украинскими военными террориста группировки “ЛНР”. Восстановит ли миссия свою работу и зачем Кремлю громкие забастовки в ОРДЛО, разбирался “Восточный вариант”.
С 17 октября Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приостановила свою работу на Донбассе. Причина — забастовки под штабами мониторинговой миссии в неподконтрольных Донецке и Горловке.
В оккупированной Горловке террористы “ДНР” не выпускали международных наблюдателей с территории базы, ссылаясь на решение самопровозглашенного мэра города.
Как пишет в отчете ОБСЕ, боевики окружили все выходы из гостиницы, в которой находится СММ, ворота заперли, а выезд заблокировали автомобилем с символикой “ДНР”.
Под отелем организовали палаточный городок, несколько десятков человек стояли с плакатами. Но на следующий день после 15:30 протестующие удалились и наблюдатели смогли покинуть базу для патрулирования.
А вот в Донецке протесты длятся уже неделю. Масштаб митинга здесь гораздо серьезнее: всего было задействовано несколько сотен человек. По информации “Восточной правозащитной группы”, митинг организован Общественными движениями “Свободный Донбасс” и “Донецкая республика”, протестующие были набраны из проекта “Народные дружины”.
Как пишут в своем отчете ОБСЕ, некоторые из них общались между собой с помощью ручных радиостанций. Прибывшие утром изучали и подписывали бумаги, а вокруг отеля присутствовали члены вооруженных формирований с оружием.
Оккупанты вытесняют миссию ОБСЕ из неподконтрольных территорий уже не впервые. Самые громкие протесты были в 2015-ом и в 2017-ом годах. Как тогда, так и сейчас лозунги протестующих звучали примерно одинаково. ОБСЕ обвиняют в некомпетентности, якобы сотрудники миссии слепы и не замечают серьезных нарушений.
В этот раз митинги проходят довольно оригинально. На асфальте у входа в отель протестующие нарисовали надпись на английском и на русском языках: “OSCE, your blindness is someone’s death” — “ОБСЕ, ваша слепота — это чья-то смерть”. Слоган виднеется даже ночью — использовалась краска со специальной люминесцентной лентой.
По ночам наблюдателям не дают уснуть: протестующие на максимальной громкости включают гимн РФ и пропагандистские песни. Ночной палаточный городок, как трактуют оккупационные администрации, комендантский час не нарушает.
Как пишут “Новости Донбасса”, в эту субботу под штаб-квартирой ОБСЕ зазвучит живое исполнение. В знак поддержки к протестующим пообещала приехать российская певица Юлия Чичерина.
В чем причина протестов
Основное требование митинга — освободить члена группировки “ЛНР” Андрея Косяка, которого украинские военнослужащие задержали вблизи Золотого 13 октября. Тогда несколько боевиков с повязками СЦКК под видом разминирования проводили разведку позиций ВСУ.
Косяк выходец из Алчевска. Подозревается в убийстве в 2010 году и находится в розыске. В 2014 году вступил в ряды незаконных вооруженных формирований и до сих пор “служил” террористической группировке. В 2020 году получил паспорт гражданина РФ.
При нем было оружие, военный билет, удостоверение СЦКК и российский паспорт. А на телефоне так называемого посредника видео обстрелов украинских позиций.
СЦКК — это совместный центр по контролю и координации. Его создали в 2014 году как группы по контролю за соблюдением Минского протокола. Согласно договоренностям, в нее входят представители военных ведомств Украины и России при посредничестве ОБСЕ. Но в 2017 году Россия в одностороннем порядке прекратила свое участие в СЦКК и отозвала своих военнослужащих. С того времени официально действовала только украинская сторона.
Фактически, боевики не имеют никакого отношения к СЦКК, но при этом прикрываются их символикой и создают себе образ миротворцев в пропагандистских медиа. Только вот наблюдатели центра должны быть безоружны.
Группировка “ЛНР” заявила, что прекращает участвовать в минских переговорах до возвращения Косяка. Интересен тот факт, что на оккупированной части Луганской области миссия ОБСЕ продолжает свою работу. Все протесты проходят на территории соседней самопровозглашенной республики. По мнению “Восточной правозащитной группы”, это говорит о несогласованности действий “ДНР” и “ЛНР”. Донецк выполняет задание своих кураторов по блокировке СММ, когда в Луганске никаких действий, кроме заявлений в медиа, не предпринято. Оккупационные администрации не могут договориться между собой.
О кризисе с объединением НВФ читайте в материале “Зачем “ДНР” и “ЛНР” решили объединить экономики и какими будут последствия”
США призвали Россию прекратить организованные пикеты в Донецке и вернуться в СЦКК.
“Мы также призываем Россию вернуться к Совместному центру по контролю и координации, что в значительной мере поможет текущей ситуации, и дать указание силам, которые она возглавляет, прекратить выдавать себя за персонал СЦКК, включая ношение знаков различия СЦКК”, — заявила временно поверенная в делах США при ОБСЕ Кортни Остриен.
С призывом разблокировать ОБСЕ к России обратились также Германия и Швеция.
Параллельно боевики хватку ослабляют. Несколько машин ОБСЕ все же выехали из территории базы в Донецке. Протесты продолжаются.
В чем же причины блокирования ОБСЕ?
Как утверждают политологи, задержание Косяка послужило только очередной причиной скандалов. Представитель ОРДЛО в украинской делегации в ТКГ Сергей Гармаш блокирование ОБСЕ называет блефом. Оккупационные администрации только заинтересованы в работе СММ на неподконтрольных территориях.
“Главная цель для Москвы и так называемых "ДНР"/"ЛНР — это политическая субъективизация "республик". Ради этого Москва включила их в Минский процесс, ради этого РФ заменила в СЦКК своих офицеров на их боевиков, ради этого вообще всё, даже военные обострения на Донбассе. А ОБСЕ — это единственная площадка, которая является для них "окном в мир". Их не существует вне ТКГ, и без ОБСЕ. ОРЛО никогда не выйдет из Минского процесса, потому что он ее единственный признак субъектности”, — считает Гармаш.
По словам эксперта, на одной из последних встреч в ТКГ было заявлено о намерении спецпредставителя в ОБСЕ Микко Киннунена и еще трех послов-модераторов ТКГ от ОБСЕ посетить ОРДЛО. Как отмечает Гармаш, Москва крайне заинтересована в таких поездках, поскольку они легитимизируют "ДНР" и "ЛНР" хотя бы в российском информационном пространстве.
Представитель ОРДЛО в ТКГ отмечает, что случай с Косяком Москва использует для давления на ОБСЕ, с целью сделать позицию ее новой команды в ТКГ более пророссийской.
“После ротации летом, новая команда ОБСЕ занимает более объективную позицию, чем предыдущая. Это вызывает явное недовольство Москвы, что заметно по смене тональности российской делегации в общении. Российская сторона откровенно хамит уже не только украинской делегации, но и ОБСЕ. Нынешняя ситуация это серьезный тест для представителей ОБСЕ в Украине. Если они поддадутся на давление, то их возможность объективно выполнять роль посредника в российско-украинском конфликте станет очень сомнительной”, — акцентирует Гармаш.
Москва сознательно создает очередной кризис в мирном процессе. Таким образом Россия агрессивно шантажирует других участников переговорного процесса, принуждает Украину к односторонним уступкам и прямым переговорам с террористами, считает политолог Владимир Фесенко.
СММ ОБСЕ постепенно вытесняется с оккупированных территорий. Недавно РФ не продлила мандат ОБСЕ на двух пограничных пунктах на участках украинско-российской границы, которые находятся под контролем России и пророссийских боевиков. Сейчас блокируется деятельность наблюдателей на временно неподконтрольной части Донецкой области.
“Особый цинизм в действиях России заключается в том, что она постоянно обвиняет Украину в нарушении Минских соглашений, прикрывая тем самым собственные нарушения. Но, ограничивая деятельность СММ ОБСЕ на оккупированных территориях Донбасса, Россия разрушает политику безопасности части Минских соглашений, а это фундамент мирного процесса на Донбассе”, — отмечает Владимир Фесенко.
Украине нужно обратиться ко всем международным организациям, начиная с ОБСЕ. Информировать через Совет Европы, через ООН и говорить о том, что наше государство выступает за расширение мандата миссии ОБСЕ, считает глава Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко. В частности, патрулирование в ночное время суток, более присутствие на оккупированных территориях, с доступом к местам, где незаконно содержатся украинские граждане.
“Если мы создадим вакуум, где не будет никаких наблюдателей, то очень быстро там могут легализоваться и появиться российские “миротворцы”. Россия заполнит пустоту своими военными под идеей того, что нужно же проводить какие-то работы вместо миссии. Поэтому нам сейчас нужно активизировать дискуссию на международных площадках и напомнить, что мы выступаем за расширение деятельности миссии ОБСЕ”, — подчеркивает Александр Мусиенко.
Также есть мнение, что одна из причин протестов то, что в последнее время ОБСЕ в своих отчетах фиксируют передвижение тяжелой техники по оккупированной территории, вывод тяжелого оружия, многочисленные обстрелы. Такое России невыгодно. Еще одна причина — активизация работы Украины в Парламентской ассамблее ОБСЕ.