Пытки образованием: что происходит в школах оккупированных городов Луганщины
Война не оставила возможности получать качественное образование на оккупированных территориях. Тысячи детей вынуждены заниматься дистанционно, а некоторые даже по новой «российской» программе
Когда началась война, образовательный процесс на какой-то момент остановился. Меньше чем через месяц, постепенно школьники вернулись к учебе. В основном это было дистанционное обучение.
К примеру, в Старобельске было именно так.
Учителя давали домашние задания в группу в Вайбере, дети выполняли и отправляли на проверку.
Вскоре в некоторых школах классные руководители начали спрашивать о возможности очного обучения. Так, в одном из городских лицеев классные руководители начали отправлять сообщения с таким текстом (текст сообщения корректирован для того, чтобы не идентифицировать учебное заведение — ред.):
«С 21 марта наше учебное заведение будет работать под руководством отдела образования Старобельской районной государственной администрации Луганской народной республики. Образовательный процесс возобновляется в стенах заведения. Таких предметов, как украинский язык и литература, история Украины, правоведения и защиты Украины не будет. Вместо них вводится русский язык и литература, всемирная история и история древнего мира, физкультура. Язык обучения — русский. Вы можете продолжить обучение в нашем учебном заведении на этих условиях или написать заявление на экстернатное обучение в любое заведение Украины. Свидетельство об образовании будет выдано лнр».
Такие сообщения облетели большинство школ. Сказать, что родители школьников были в шоке, ничего не сказать.
«Какое может быть очное обучение? В городе куча военных. Моя дочь — подросток. Кто будет гарантировать ей полную безопасность? Это во-первых. А во-вторых, пусть они свидетельства “лнр” у себя выдают. Ты смотри какие… Не надо нам их обучение», — прокомментировала на правах анонимности местная жительница.
Но начать «российский образовательный процесс» так быстро, как объявлялось, не удалось. Надо же иметь мозги, чтобы знать, как работает система. А у орков с этим явно проблема.
Еще и здания школ выполняют роль убежишь для переселенцев. Больше об этом читайте по ссылке.
Учителя увольняются и… пропадают
Поскольку у рашистов было время, чтобы запугать и склонить на свою сторону некоторых педагогов, снова заговорили о возобновлении образовательного процесса. Но хватит ли учителей, чтобы преподавать предметы, это вопрос.
«Уважаемые родители, Старобельское учебное заведение (не указываем из соображений безопасности — ред.) согласно законодательству «ЛНР» прекращает свою деятельность. С апреля заведение называется “Старобельская средняя школа лнр”. Я увольняюсь. Всем спасибо и всем мира», — вот такое сообщение написала одна из местных учительниц.
По нашим подсчетам, большинство учителей отказались от сотрудничества с оккупантами.
Но есть случаи, когда за это педагоги расплачиваются своим здоровьем и даже жизнью. Так, в начале мая в Старобельске стало известно об исчезновении учителя математики одного из городских лицеев. Как сообщает местное Facebook-сообщество, его похищение может быть связано с тем, что он хотел уволиться. Директор того лицея пошла на сотрудничество с оккупантами и одна из первых «перевела» его на российскую программу.
О начале очного обучения «под флагами лнр» сообщается и на территории Беловодской громады. Так, по словам учительницы одного из старостинских округов, новоназначенная директорка пригрозила расстрелом учителям, которые не выйдут преподавать свои предметы.
Да, это реалии жизни под оккупацией. Трудно представить, что там переживают люди, которые из-за ряда обстоятельств не покинули свои дома.
Дошкольное образование также страдает
О начале работы заведений дошкольного образования в оккупации точно нам неизвестно. Но то, что воспитателей и персонал садиков заставляют оформлять документы «ЛНР» для работы, это факт. С этим лично столкнулись жители временно оккупированного Сватово, о чем рассказали нашему изданию.
«У меня начинается депрессия, это какой-то ужас. Сегодня относила документы на новую зарплатную карту... Я уже не могу. Я долго оттягивала этот момент, обсуждала с директором. Она говорит, что неизвестно, на сколько это затянется, а деньги нужны. Я сама это понимаю, но говорю, что принимать все это не собираюсь и документы менять тоже не буду. Она сказала, что карточку новую сделаем, а там будет видно. Также я добавила заведующей, если будут требовать писать другие планы и тому подобное, то я не буду работать», — рассказала одна из воспитательниц в Сватово.
Ради картинки для пропагандистских каналов рашисты продолжают пытаться устанавливать собственные порядки на временно оккупированной территории Луганщины. Однако страдать оказавшимся под оккупацией украинцам осталось недолго. ВСУ держат удар, так что рашисты скоро поедут домой. А как именно — на своих двух или «200-ми» — пусть выбирают сами.
Ксения Новицкая, Восточный вариант