
Обязательная эвакуация детей: что нужно знать жителям Донетчины
Действительно ли теперь можно без разрешения родителей эвакуировать ребенка из населённого пункта, где ведутся бои? Как это будет происходить в Донецкой области? И по каким критериям государство будет определять, из какого города или поселка нужно эвакуировать детей? Восточный Вариант пообщался с правозащитниками и узнал ответы
7 марта Кабмин одобрил механизм принудительной эвакуации детей из зон активных боевых действий. В тот же день Вицепремьер-министр Ирина Верещук сообщила, что в Бахмуте остается 4 тысячи гражданских жителей, 38 из них — это дети.
Известны многочисленные случаи, когда из-за массированных обстрелов врага в зоне боевых гибли маленькие украинцы и украинки. Так, 31 января в Бахмуте от обстрела погиб 12-летний мальчик, а 11 января у 6-летней девочки из Авдеевки остановилось сердце из-за испуга от обстрелов. Поэтому Кабинет Министров решил утвердить отдельный механизм, разрешающий обязательную эвакуацию детей из зоны боевых действий.
Восточный Вариант пообщался с правозащитниками благотворительного фонда “Восток SOS” и узнал подробности этого механизма.
Обязательная эвакуация не только ребенка, но и одного из родителей или опекунов
Решение по эвакуации детей было инициировано и разработано Координационным штабом по вопросам проведения обязательной эвакуации населения. Вопрос защиты жизни детей и их немедленной эвакуации с особо опасных территорий взяла под личный контроль Ирина Верещук.

Адвокационная менеджерка БФ “Восток SOS” Юлия Матвийчук объясняет, что это решение вводит новую процедуру, которой до этого не было в законодательстве, это обязательная эвакуация детей принудительным способом. Но забирать ребенка у родителей никто не будет. Эвакуация будет производиться в сопровождении минимум одного из родителей или опекунов ребенка.

Другими словами, решение предусматривает обязательную эвакуацию не только ребенка, но и одного из его родителей или опекунов.
“Принимается решение об обязательной эвакуации принудительным способом. И такое решение должно содержать сроки для родителей и ребенка. То есть они будут заранее знать, сколько у них есть времени на сборы и когда их эвакуируют. Будут знать о сборочных пунктах, где приемные пункты, кто присоединяется к эвакуации и все контактные данные. Если мы говорим о Бахмуте, дети и родители будут знать всю эту информацию. Как это будет происходить на практике — увидим уже совсем скоро”, — объясняет Юлия Матвийчук.
Ирина Верещук 8 марта в эфире национального телемарафона отметила, что “Ребенка с семьей разлучать не будут. Если взрослый принимает решение, он должен подписать соответствующую форму и отказаться от эвакуации”.
Однако не было объяснений, как действовать полицейским и военным, если родители категорически будут отказываться от выезда с детьми.
Из каких населённых пунктов могут принудительно эвакуировать ребенка?
Решение об обязательной эвакуации принимают областные военные администрации. После этого оно должно быть согласовано с органами военного командования на соответствующей территории, а также с самим Координационным штабом по вопросам обязательной эвакуации.

Пока что законодательством не прописаны критерии для населенных пунктов, из которых может происходить обязательная эвакуация детей. В то же время отмечено, “эвакуация касается детей, оказавшихся в зоне проведения боевых действий”.
То есть эвакуация принудительно будет происходить из тех городов и поселков, где непосредственно уже проводятся боевые действия. Сейчас под это объяснение подходит город Бахмут, из которого и будут в первую очередь проводить обязательные эвакуационные мероприятия для детей.
“Если такое решение будет принято в Запорожье, например, то оно не будет поддержано. И обязательная эвакуация проводиться там не будет. Это касается только населенных пунктов, в которых уже проводятся активные боевые действия. Это будут населенные пункты, которые находятся в зоне непосредственной опасности”, — объясняет Юлия Матвийчук.
По мнению правозащитницы, такое решение необходимо для наших сегодняшних реалий. Несмотря на принудительный способ эвакуационных мер, это не нарушает права человека и не противоречит Конституции Украины.

“Мы считаем, что это решение сверхсложное. Но оно необходимо. Наша организация активно занимается эвакуацией. Мы видели ситуацию, которая проводится на местах. И детей там не должно быть. Потому что они гибнут. Погибают не только из-за боевых действий и обстрелов, но и из-за шока, стресса.
Они должны уезжать и жить полноценной жизнью. Поэтому мы поддерживаем это постановление”, — говорит Юлия Матвийчук.
По словам Юлии, граждане, остающиеся в зонах проведения боевых действий, не всегда могут принимать взвешенное решение об эвакуации. Именно этим они подвергают опасности своих детей. Поэтому государство вынуждено было вмешаться в эту ситуацию.
Однако пока что невозможно спрогнозировать, как процедура будет работать на практике. Для этого нужно время.
***
Читайте также: Монетизация льгот: что нужно знать жителям Донетчины
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.