НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ
Игорь Усиков стал предпринимателем неожиданно для самого себя. После многих лет работы следователем в областном управлении МВД, выйдя на пенсию в звании подполковника милиции в запасе, он решил не отдыхать, а заняться более спокойной деятельностью. Но с обязательным условием: чтобы новый источник дохода был не только денежным, но и не позволял забыть отточенные за время работы в милиции навыки. Некоторое время пришлось потратить на поиски «той самой» идеи. А уже спустя несколько месяцев Игорь Усиков стал профессиональным полиграфологом и открыл первое – и единственное – агентство детекции лжи в городе.
УЧЕНЬЕ – СВЕТ
«Мне хотелось заниматься чем-то денежным, но интересным, – таким, где бы я мог применить свои профессиональные навыки, – рассказывает Игорь. – Некоторое время я поработал в службе безопасности одного из банков. Но этот вариант мне не подошел, и вскоре я уволился. Стал искать новое занятие для себя, где можно было бы найти применение пытливости ума и использовать логику. Я намеренно искал, выбирал идеи, – подходит мне это, или нет. И как-то в Интернете наткнулся на информацию о полиграфе – детекторе лжи. Вот это меня зацепило сразу. Прочитал специальную литературу, понял, что работать с детектором лжи дилетант не может: нужно учиться. Долго не думал, поехал учиться в Москву – на специальные курсы полиграфологов».
Обучение стоило не так уж и мало: 2 500 долларов США. Когда Игорь ехал в Москву, то даже не сомневался в необходимости этих курсов для себя, – что называется, загорелся идеей. Сомнения начали посещать уже по ходу учебы. Оказалось, что объем информации, который предлагали на курсах, был просто огромным. Занятия начинались в 9 часов утра и заканчивались в 9 вечера. Первые дни была исключительно начитка, где давали информацию о физиологии человека, теории лжи и многом другом. После занятий вечером нужно было делать домашние задания. В таком режиме Игорь проучился неделю – и чуть было не бросил. «Нам всем казалось, что эти курсы – просто издевательство, – рассказывает Игорь Усиков. – Как можно запомнить такой объем информации, который поступает практически непрерывно? Некоторые даже срывались и уезжали после нескольких дней обучения. Но через неделю стало легче – началась практика. Мы работали уже непосредственно с полиграфом, тестировали друг друга. Через 21 день я получил свидетельство об окончании курсов, там же приобрел полиграф за 4 тысячи долларов и уехал домой работать».
Теперь Игорь считает, что обучение именно в таком режиме способно дать качественную подготовку будущему полиграфологу. В Украине, по его мнению, на подобных курсах только зарабатывают деньги, но никак не готовят профессионалов: в рекламе обещают выдать свидетельство всего через неделю ненавязчивой учебы – всего-то несколько часов в день. А ведь качество тестирования на детекторе лжи в равной мере зависит как от самого прибора, так и от грамотности полиграфолога. Усиков вообще считает работу с детектором неким «ремесленничеством»: к этому или есть расположенность, или ее нет. Штамповка же полиграфологов партиями, по ускоренной системе, – лишь заработок для тех, кто их штампует. Знаменитый «монополист» в работе с детектором лжи Андрей Волык – во всяком случае, такое впечатление о нем складывается благодаря раскрученности на ТВ и в Интернете – практикует именно такой метод «образования» полиграфологов. Чем вызывает ярый протест у Усикова: «Я по себе знаю, что даже после курсов многое приходится открывать уже в работе, при том, что мы учились непрерывно 21 день и получили колоссальный объем информации. А неделя занятий по несколько часов… Это очень несерьезно».
ГОВОРИТЕ ПРАВДУ
Самые первые заказы на свои услуги Игорь Усиков находил собственноручно. Реклама, оказавшаяся солидной статьей расходов, – в нее Усиков вложил около двух тысяч долларов – нужного эффекта не давала. Зато эффект был от рекламы по принципу «из уст в уста» – то есть той, которую делали сами клиенты. Сейчас у Игоря Усикова в день может происходить до четырех тестирований, хотя, как он сам говорит, планировать что-то в этом деле нельзя, потому что – «то густо, то пусто». Заметил, что пик заказов приходится на летние месяцы. А дальше – как повезет, бывают дни вообще без тестирований, а бывают загруженные.
Кстати, о самой процедуре детекции лжи. Тесты пишутся полиграфологом под конкретного тестируемого – после того, как заказчик четко объяснит цель проверки (например, выявить склонность к воровству или определить вину в уже случившемся воровстве). От того, насколько грамотно специалист построит тесты, во многом зависит результат процедуры.
Для самого же тестируемого все прозрачно. Во-первых, ему детально объясняют, что с ним будет происходить во время детекции. Во-вторых, объясняют принцип работы детектора лжи и всех датчиков (а их несколько, в зависимости от марки прибора, и каждый отвечает за определенные реакции в организме – потение, замедление дыхания, изменение тембра речи и т.д.). В-третьих, заранее, то есть до записи детектором, озвучивают все вопросы теста и предупреждают, что никаких других, «неожиданных», вопросов не будет. И, в-четвертых, с целью убедить тестируемого в том, что детектор лжи обманывать нельзя, проводят простейший тест с намеренным обманом прибора. Например, просят человека «соврать» о своей фамилии. А потом показывают ему «разоблачающую» реакцию детектора на ложь. Работает убедительно.
Но и это еще не все. Перед началом процедуры тестируемый подписывает заявление о том, что проверка проводится с его согласия. А во время проверки в любой момент может ее остановить.
«В тестировании мне очень помогает опыт работы следователем, – комментирует Игорь Усиков. – Приходилось видеть самые разные ситуации, сталкиваться с разными характерами и человеческими уловками. Вместе с детектором работаю и я: наблюдаю внешние проявления реакций человека, смотрю, в чем проявляется его волнение. Что-то замечаю – и это позволяет мне по ходу корректировать ход теста, заострять внимание на определенных моментах и в итоге выяснять то, что нужно».
БУДНИ ПОЛИГРАФОЛОГА
Кстати, кризис на сфере полиграфологии практически не отразился. Даже наоборот, – Игорь Усиков говорит, что сейчас работы даже стало больше. «Правда, и география стала шире, – комментирует он. – Приходится работать в других регионах. Почему увеличиваются заказы? У людей сейчас обострились проблемы с деньгами, увеличиваются кражи на предприятиях. Кроме того, увольняются многие, и поди разберись в этой каше, почему увольняется человек, – потому что ситуация безвыходная, или потому что совесть нечиста». Одним из недавних запомнившихся случаев из практики стал инцидент в одной из строительных компаний. Фирма занималась производством профильных конструкций, и в выходные «по-тихому» было вывезено в неизвестном направлении дорогостоящее оборудование. Было ясно, что замешаны в этом деле исключительно сотрудники, – ведь въезд на территорию разрешался только им, причем по спецпропускам или разрешению руководства. Заказчик подозревал аж 11 человек, но проверить решил троих «основных» подозреваемых. Проверка показала их невиновность, и тогда Усиков протестировал всех оставшихся. И только последний из них – обычный водитель – оказался замешан в этом деле. Оказалось, что он слил информацию ворам, а пропуск удалось добыть благодаря присутствовавшему во время кражи и ничего не подозревавшему глухонемому сотруднику (на фирме трудилась целая бригада глухонемых), с которого из-за физического недостатка спрос был невелик. В общем, преступники сработали практически без промашек, но проверку на детекторе они явно не предусмотрели в своем плане.
Кроме того, полиграфологу Усикову приходится выступать и независимым экспертом в расследовании преступлений. Как это было, например, с резонансным убийством, которое произошло в 2005 году. В посадке на территории медгородка была изнасилована и убита 13-летняя девочка. Убийцу взяли, он дал признательные показания. Но так как труп найден не был, следствие должно было иметь подтверждение, что перед ним настоящий убийца, а не оговоривший себя человек. Проверка на полиграфе, но в этом случае более сложная и специальная – психо-физиологическая экспертиза – показала, что именно подозреваемый является убийцей. Позже был найден череп трупа, недалеко от места, о котором рассказывал преступник. В результате документация о проведении этой проверки будет прикреплена к материалам дела и сыграет в нем свою определенную роль.
КАК ПРОФЕССИЯ
Несмотря на то, что детекция лжи активно используется спецслужбами мира на протяжении уже шестидесяти лет, шлифоваться в отдельный вид бизнеса, а тем более, профессию, она стала совсем недавно. А в Украине первые полиграфологи, работающие в коммерческих целях, появились не более пяти лет назад. Чтобы упорядочить их работу и вывести на более серьезный уровень, недавно в Украине был сделан серьезный шаг вперед. Во-первых, состоялась всеукраинская конференция полиграфологов. Во-вторых, в ходе ее проведения специалисты решили создать собственную ассоциацию – орган, который уже сам по себе заявляет о серьезности своих намерений и планов. А планы таковы, чтобы подготовить и направить в Министерство образования пакет документов, где, во-первых, будет поставлен вопрос о присвоении кода профессии «полиграфолог», а во-вторых, открыть при Национальном авиационном университете в Киеве такую специальность. «Понимаете, – комментирует Игорь Усиков, – де-факто профессия полиграфолог существует в Украине – как в бизнесе, так и в государственных структурах: органах безопасности, МВД, в разведке. Де-юре ее нет. Между тем, если полиграфология станет профессией юридически, это позволит вывести ее на новый уровень, к тому же специалисты получат еще и свои законные права согласно трудового кодекса. Это очень серьезный и необходимый шаг».
Елена СТАРЫХ