Шанс на новую жизнь: как "Неопалимые" помогают в реабилитации пострадавшим от войны
Наталья Юхманова до полномасштабного вторжения проживала в Мариуполе. После 24 февраля 2022 года она с семьей оказалась в аду блокады. 15 марта Наталья, ее мама и муж сильно пострадали от вражеского попадания. Она получила сильные ранения лица, челюсти, рук, ее тело пронизано осколками. Почти два года Наталья проходит через сложный путь лечения, помогают ей в этом “Неопалимые”.
“Неопалимые” — это национальная программа внешней реабилитации людей, пострадавших от войны. Восточный Вариант рассказывает, как она работает и как переселенцы с Донетчины или Луганщины могут принять участие.
Жизнь перевернулась за день до запланированной эвакуации из Мариуполя
Наталья Юхманова родилась в Волынской области. Когда ей был год, ее родители переехали в Мариуполь, где она и прожила большую часть жизни. Здесь вышла замуж, родила двух замечательных сыновей. По специальности Наталья экономист и занималась вопросами аренды в одном из отделений металлургического комбината имени Ильича. Все изменилось после 24 февраля 2022 года.
После полномасштабного вторжения, армия россии и “днр” начали сильно обстреливать Мариуполь. Первые дни Наталья еще ходила на работу, а вдалеке уже были слышны звуки боев и взрывов. В начале марта в городе исчезли вода, газ, свет и мобильная связь. Ситуация обострялась, поэтому Наталья с семьей перебрались из Кальмиусского района в Центральный в одно из общежитий, где ее мама работала заведующей.
Но лучше не становилось. Обстрелы продолжались, воды не было, заканчивалась еда. Поэтому семья решила выезжать из Мариуполя 16 марта.
За день до 15 марта Наталья оставила детей в подвале, и вместе с мамой и мужем Андреем выносила вещи с 5-го этажа общежития из кабинета ее мамы, чтобы подготовиться к выезду. Когда они проходили 2-й этаж, здание всколыхнулось от вражеского удара. Андрея ранило, но он отыскал сильно травмированную Наталью из-под завалов и повез в 3-ю больницу. Там женщине оказали медицинскую помощь настолько, насколько возможно в блокадных условиях. Маму Натали после попадания отыскали и направили в больницу украинские солдаты.
В больнице семья воссоединилась. Утром 17 марта они вернулись в общежитие. Их дети в это время были в подвале и не знали, где их родители. Они думали, что они погибли.
После этого семья начала свой путь в Запорожье. Наталья говорит, что мало помнит те события, почти все время она была без сознания. В Запорожье врачи более 10 часов оказывали ей помощь, сшивая по кусочкам. Из Запорожья семью эвакуировали во Львов представители международной организации "Врачи без границ". Наталья вспоминает, что они ехали в специально оборудованном поезде, где ей, мужу и маме делали перевязки. Во Львове семья провела больше года. Всё время Наталья проходила лечение, его проходит и сейчас.
Во Львове Наталье рассказали о проекте “Неопалимые”, который тогда, летом 2022 года, только начинал работать. Наталья познакомилась с Александром Туркевичем — врачом-дерматологом и известным специалистом в области эстетической медицины. Александр вместе с женой Яриной и сыновьями Даниилом и Максимом как раз начинали программу по помощи и реабилитации пострадавшим украинцам от войны. Так Наталья присоединилась к программе и стала ее пациенткой.
Уникальная программа для Украины и мира
Максим Туркевич, сын Александра и СЕО программы “Неопалимые”, рассказывает, что после начала полномасштабной войны они заново посмотрели на потребность людей в эстетической медицине. Из-за боевых действий тысячи украинцев получают минно-взрывные или осколочные ранения, это оставляет многочисленные рубцы. Поэтому основали национальную программу “Неопалимые”, чтобы помогать пострадавшим от войны эстетической медициной и реабилитацией.
Волонтеры программы “Неопалимые” объединяют клиники в разных областях Украины, обеспечивают коммуникацию, находят людей, которые нуждаются в лечении, перенаправляют их в больницы.
Помощь от “Неопалимых” получают все — и военные, и гражданские. Максим рассказывает, что за последний год они наладили сотрудничество с государственными структурами: Министерством ветеранов, Министерством соцполитики, ведут переговоры с Министерством обороны. Поддерживают “Неопалимые” тесное сотрудничество с Главным управлением разведки, оказывают помощь пострадавшим после пыток в российском плену.
Лечение такого направления является дорогостоящим. Поэтому программа привлекает международных и украинских спонсоров и партнеров, которые помогают закупить препараты для лечения.
“Неопалимые” не только помогают людям, но и способствуют развитию эстетической медицины в Украине и мире.
“За эти полтора года мы наработали первый в мире протокол-консенсус по лечению посткомбатных ожогов-рубцов. Это первая подобная актуальная работа в мире. Это я утверждаю максимально уверенно, ведь мы общались об этом, пожалуй, со всеми специалистами Европы, Азии, Штатов, Австралии. В октябре мы опубликовали впервые национальный консенсус лечения посткомбатных ожогов и рубцов. Мы его дважды презентовали в Париже и Монако, это две крупнейшие в мире конференции по эстетической медицине”, — рассказывает Максим Туркевич.
По состоянию на сейчас к “Неопалимым” присоединилось около 30 украинских клиник в 17 областях, где пострадавшим от боевых действий предоставляются реабилитационные услуги. На данный момент около 120 пациентов проходят лечение или подготовку к нему. Максим говорит, что они постоянно работают над тем, чтобы увеличить эти цифры.
“Я поняла, что я хочу жить”
О программе “Неопалимые”, которая тогда только начинала работу, Наталье Юхмановой рассказала одна врач-травматолог во Львове. Так она познакомилась с врачом Александром Туркевичем, а 26 сентября 2022 года Наталья прошла первую лазерную шлифовку рубцов.
После того как пациент подал заявку в “Неопалимые”, врачи программы оценивают его состояние, узнают, сколько времени прошло от операции и образования рубцов. Обычно лечение начинают ориентировочно через полгода после того, как образовался рубец и завершился воспалительный процесс. Шрам должен не болеть и не чесаться. В таком случае пациента приглашают на процедуры лазерной шлифовки. Если же времени прошло немного — человека могут поставить в “лист ожидания”.
Для пациентов всегда есть первичная консультация, на которой врачи знакомятся с человеком и его случаем. В ситуации, если рубцы уже могут поддаваться шлифовке, определяется метод и составляется индивидуальный план лечения.
Такую подготовку прошла и Наталья. Каждая процедура проходит с периодичностью в два-три месяца. Кроме лазерной шлифовки, участие в программе включает инъекции и применение специальных кремов. Все это Наталье выдают врачи.
Наталья говорит, что каждая процедура лазерной шлифовки — очень болезненная, даже с применением обезболивающего. Следующие три-четыре дня место шлифовки очень болит, кожа сильно краснеет, как при ожогах. Через некоторое время все покрывается корочкой, которую ни в коем случае нельзя срывать.
“После шлифовки надо закрываться дома минимум на неделю. Нельзя выходить, потому что очень страшное лицо. Потом надо прятаться от солнца, от снега. Постоянно солнцезащитный крем и очки, потому что после шлифовки нельзя прямых солнечных лучей на лице”, — рассказывает Наталья.
Сейчас она прошла уже примерно 5 шлифовок. Между ними еще постоянные операции и инъекции. И это далеко не конец.
“Александр Юрьевич постоянно со мной на связи, где бы я ни была. Всегда звоню ему, когда куда-то поехала в больницу или сделала операцию. Отправляю ему фотографии, чтобы он знал для себя и понимал, как дальше делать. Он всегда работал со мной не только, как с пациенткой по лечению рубцов, а как психолог. Всегда подбадривает, когда я прихожу с опущенным носом, говорит: «Не волнуйся, все сделаем». На первой встрече он спросил, какая у меня цель. Я сказала, чтобы я повела младшего сына Максима за ручку в первый класс. И вот, 1 сентября прошлого года он пошел в школу, и я была с ним, держала за руку. Да, в очках. Да, пытаясь прикрывать свое лицо. Но это произошло”, — делится Наталья.
Наталью еще ожидает долгий процесс лечения. Она говорит, что недавно поняла, насколько сильной она является:
“Я жить хочу. Сейчас я это поняла. Меня поддерживает моя семья, дети дают мне много сил. “Неопалимым” я очень благодарна за то, что они делают.
Они стараются все делать для меня. Александр Юрьевич и звонит, и врачей находит, чтобы помочь. Понимают, что мы уехали без ничего, и что у нас ничего нет”.
Как обратиться к “Неопалимым”?
Подать заявку на участие в программе можно через анкету на сайте по ссылке.
Следить за новостями “Неопалимых” можно через сайт или социальные сети.
***