Хоть с документами, хоть без: как захватчики "национализируют" имущество украинцев на оккупированной Луганщине
На временно оккупированной территории Старобельщины в последние дни распространяется много информации по поводу опубликованного списка оккупационной властью так называемого “бесхозного имущества”. Как об этом узнают реальные владельцы в Старобельске и Северодонецке и что об этом пишут на сайте Минреинтеграции, далее в нашем материале
Безосновательные и незаконные действия по так называемой “национализации” частного имущества на ВОТ со стороны оккупационной власти украинцы и украинки наблюдают с начала полномасштабного вторжения. Ни для кого не секрет, что российские оккупанты сразу начали занимать пустые дома, квартиры, а также собственность сотрудников правоохранительных органов, атошников, которые покинули свои дома после 24 февраля 2022 года. Все об этом знали, но “официально” самопровозглашенная власть об этом не афишировала.
Вплоть до текущего года. Пару недель назад “администрация старобельского района” опубликовала несколько списков имущества, которое она “признала бесхозным”. В этих НЕдокументах есть и магазины, и частные домовладения.
Забирают и с документами
Среди квартир, которые попали в эти списки, есть квартира близкого родственника авторки этого материала. Вот, что она рассказывает:
“Никто ни о чем не сообщал. О том, что его квартира теперь “бесхозная”, он узнал именно из этого списка. Первая реакция — шок. Он понимал, что оно так и будет, но когда видишь это в такой интерпретации, то эта новость по-другому воспринимается. И принять факт, что ты ничего не можешь сделать, очень расстраивает. Даже если гипотетически поехать туда и переоформить документы на российское законодательство, то для этого надо получить их паспорт, что звучит просто ужасно. Перед началом войны мой родственник только начал там делать ремонт. И теперь смеется, что хоть кто-то его наконец сделает, а он вернется и просто заедет в отремонтированную”, — делится Ксения Новицкая.
Но, как оказалось, то даже иметь переоформленные документы и быть физически в Старобельске мало для того, чтобы твою собственность не отобрали.
Еще одна женщина в телеграм-канале местной группы под сообщением об этом списке написала следующее.
“Знакомая рассказала, что видела в “администрации” такую сцену: пришла хозяйка одного магазина из перечня “бесхозного” имущества и показывает: вот документы, вот имущество. А ей отвечают, чтобы уходила отсюда, это уже не ее. Женщина плакала, и ее просто выгнали”, — делится историей пользовательница соцсети.
Занимают хорошие торговые места в Северодонецке
В Северодонецке же сейчас тамошние коллаборанты борются за торговые точки, которые более-менее уцелели после боевых действий там. Так, оккупационная власть еще не обеспечила нормальное водоснабжение, электричество, газ и другие жизненно необходимые коммуникации, однако агитирует людей открывать магазины и работать.
Причем некоторые из таких предпринимателей даже пытаются связаться с бывшими законными владельцами или арендаторами помещений.
“Я точно не знаю, что сейчас с этим торговым центром, где был мой магазин детской одежды, но мне писали какие-то люди по поводу аренды. Спрашивали, будем ли открываться и работать. Я ответила, что работаю только на подконтрольной территории. Они спрашивали еще о контактах владельца здания, но я написала, что не дам. И на сколько я знаю, то владелец этого ТРЦ отказывал, несмотря на то, что были заявления от оккупантов о так называемой “национализации”. Поэтому было и такое”, — поделилась с Восточным Вариантом Мария, бывшая владелица детского магазина в оккупированном Северодонецке.
Но большинство случаев — это обычный рейдерский захват. Так, на месте двухэтажной кофейни “Кофе панда” рядом с ТРЦ “Амстор”, которая была одним из самых популярных мест среди местных жителей и гостей, теперь работает кто-то другой.
“Я знаю, что там просто сняли вывеску и работают. Кто и что, я не знаю, потому что как-то перестал уже этим интересоваться”, — сказал Валерий Воротинцев, предприниматель и владелец кафе “Кофе панда”.
Оккупанты украли недвижимость. Что делать?
Как сообщается на сайте Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, из-за так называемой “национализации” имущества увеличилось количество случаев, когда для сохранения своего имущества жители пытаются въехать на ВОТ Украины через территорию россии.
“Следует помнить, что Украина никогда не признает законным изъятие недвижимого имущества оккупационными властями рф. Это не будет иметь никакой юридической силы. В то же время поездки на ВОТ хоть и не запрещены законодательством Украины, однако могут нести опасность для жизни и здоровья граждан. Предусмотреть или предотвратить действия оккупационной власти невозможно”, — объясняют в Минреинтеграции.
Для фиксации изъятия недвижимого имущества правозащитники Центра прав человека “Zmina” рекомендуют:
✅ Отслеживать, что происходит с жильем на ВОТ Украины, и собирать об этом информацию.
✅ Проверить данные о праве собственности на жилую недвижимость. В случае необходимости обратитесь в Государственный реестр Украины.
✅ Обратиться в правоохранительные органы Украины.
***