Авария российских танкеров в Керченском проливе: какие последствия для Азовского моря и Надазовья
15 декабря 2024 года рядом с Керченским проливом затонули два российских корабля “Волгонефть-212” и “Волгонефть-239”. По сообщениям украинских СМИ, одно из суден могло перевозить четыре тысячи тонн мазута. На прошлой неделе мазутное загрязнение достигло Азовского моря и побережья Надазовья.
Восточный Вариант вместе с директоркой “Greenpeace Украина” Натальей Гозак и заместительницей главы комитета аграрного, земельного и экологического права НААУ Софией Шутяк объясняет, какие будут последствия аварии для украинской окружающей среды, и может ли за это Украина привлечь россию к ответственности
“Могло вылиться до 9 тысяч тонн мазута”
У Украины ограниченные источники, чтобы узнать полную информацию о том, что произошло. Экологи и исследователи полагаются на спутниковые снимки, местные каналы информации и заявления российских СМИ. Однако прибыть на место и проверить все лично у украинских представителей возможности нет.
По известной на сейчас информации, 15 декабря из-за плохой погоды затонули два российских корабля “Волгонефть-212” и “Волгонефть-239”: один танкер сел на мель, еще один раскололся на две части. Также было сообщение о сигнале SOS с третьего судна, однако об этом ничего не известно, сообщает директорка “Greenpeace Украина” Наталья Гозак.
Каждый из танкеров, которые затонули, способен перевозить 4,5 тысячи тонн мазута. Соответственно, во время аварии максимально могло вылиться до 9 тысяч тонн нефтепродуктов.
Неделю назад украинские исследователи получили спутниковые снимки, на которых видно, что “хвост” разлива все еще образуется, соответственно россияне не приняли достаточно мер по ликвидации нефтепродуктов, которые оставались на кораблях.
“Самое важное, что эту аварию можно было бы предупредить. Потому что основная причина — это использование россией устаревших танкеров, которые являются частью речного флота. То есть они не должны были вообще выходить в море. Они не предусмотрены для морских условий, к тому же в условиях шторма. Соответственно, такие танкеры не выдерживают штормы и просто ломаются. Вспомним аварию танкера “Волгонефть-139” в 2007 году в Керченском проливе при аналогичных условиях. Тогда корабль тоже разломился на две части и в море вылилось более тысячи тонн мазута.
Уже тогда надо было сделать выводы и не допускать на такие маршруты эти корабли. К сожалению, это продолжается”, — рассказывает директорка Greenpeace Украина Наталья Гозак.
Были заявления о разных цифрах объема нефтепродуктов, который вылился в море. На самом деле нет возможности оценить реальный объем из-за недостаточности информации. Вероятно, что россия будет пытаться преуменьшить объемы катастрофы. Но, как говорит Наталья Гозак, это может быть самая масштабная авария с разливом нефтепродуктов в Черном море.
Пострадало ли Азовское море?
На прошлой неделе в Азовском море спутниковые снимки зафиксировали концентрированное пятно нефтепродуктов, которое по состоянию на 11 января находилось всего в 10 км к югу от Бердянской косы. Это пятно имеет ориентировочную площадь в 300 квадратных километров и растянулось почти на 100 километров вдоль Белосарайского залива. Учитывая течения и направление ветра в регионе, вероятно, мазут будет относить дальше на запад, в сторону Арабатской стрелки. Об этом сообщали в Центре журналистских расследований.
UPDATE по состоянию на 24 января 2025 года. Как стало известно Восточному Варианту, спутниковый снимок, предоставленный выше, и информация от Центра журналистских расследований некорректно характеризуют ситуацию по распространению мазута в Азовском море.
"Полагаться на общедоступные спутниковые инструменты в этом случае мы не можем. По крайней мере, не сейчас, потому что высокая скорость, ветер и прочее. К тому же в Азовском море температура воды сейчас ниже, чем в Черном, поэтому, вероятнее всего мазут оседает и распространяется по течению, а не в виде пятен на поверхности. Именно поэтому увидеть это на снимках невозможно", — пояснил Восточному Варианту химик, биолог и председатель ОО "Зеленый лист" Владислав Балинский.
Специалист подтвердил, что мазут все же попал в Азовское море после аварии российских танкеров. Как раз во время шторма ветер был в направлении акватории Азовского моря.
В то же время Бердянская городская военная администрация сообщила, что оккупанты в Бердянске проводили работы по расчистке мазута, однако приостановили их из-за снегопада.
“Оккупационная администрация привлекла к работам подконтрольные им структуры МЧС, коммунальное предприятие и работников порта с техникой. Примечательно, что только сейчас оккупанты начали активно заниматься проблемой. Ранее так называемый «губернатор» Балицкий отправлял волонтеров убирать последствия экологической катастрофы в Анапу, игнорируя ситуацию на Азовском побережье Запорожской области, тогда как первые признаки загрязнения появились в соседней Кирилловке уже в течение двух суток после затопления танкеров. Сейчас оккупанты объявили о наборе «волонтеров» для ликвидации загрязнения на побережье, пытаясь создать картинку «заботы об экологии» на временно оккупированной территории. Возобновление работ по очистке пляжей анонсируется после таяния снега», — сообщали в Бердянской ГВА.
Наталья Гозак подтверждает, что действительно были сообщения о загрязнении в западной части Азовского моря. Однако нельзя точно установить, связано ли это загрязнение с аварией танкеров.
“Возможность наблюдать и получать информацию у нас ограничена. Мы не можем говорить, результат ли это той самой аварии. В целом в таком регионе, как Керченский пролив, все время происходит движение и перевозка нефтепродуктов. Такие аварии с разливом, к сожалению, происходят часто, однако значительно меньшего масштаба. Сейчас можно сказать, что загрязнено российское побережье Краснодарского края, Крымское побережье, начиная от Керчи, и дальше на запад”, — говорит директорка Greenpeace.
Последствия для окружающей среды
Безусловно, авария танкеров повлияла на все живые организмы. Мазут является токсичным веществом, его испарения поражают дыхательную систему всех, кто находится рядом. Первыми пострадали птицы. По мнению Натальи Гозак, речь идет о тысячах погибших и пострадавших птиц. Кому-то из них оказывали первую помощь, а кто-то оказывался в смертельной ловушке нефти. Во время аварии танкера “Волгонефть-139” в 2007 году по разным подсчетам погибло от 12 до 30 тысяч птиц. Сейчас же авария намного масштабнее.
“После загрязнения перьев птицы не могут лететь. Терморегуляция нарушается. Они пытаются очиститься от мазута, соответственно глотают его, происходит отравление организма, после чего они не могут питаться. Если их не отмыть, то они погибают. Далее были сообщения о китообразных, которые живут в Черном море. Уже есть сообщения о 32 особях, которые, скорее всего, погибли из-за аварии танкеров. И это число может увеличиваться. Особенность мазута в том, что он очень тяжелый. И при холодной температуре он опускается на дно и остается там. Соответственно, есть влияние на морские организмы. Если человек и дальше будет вылавливать рыбу и использовать морские ресурсы, загрязнение может попасть и к людям”, — объясняет Наталья Гозак.
Можно ли привлечь россию к ответственности
Для надлежащей правовой оценки инцидента следует выяснить, кем, где и при каких условиях была допущена авария, из-за которой произошла утечка нефтепродуктов в Черное море. Адвокатка и заместительница главы комитета аграрного, земельного и досудебного права НААУ София Шутяк напоминает, что Украина с 2019 года находится в споре относительно Международного трибунала по морскому праву из-за инцидента, который произошел в Керченском проливе с тремя украинскими кораблями.
Основной аргумент страны-агрессорки в этом деле — это ссылка на морское право начала XX века и аргументирование, что Азовское море — это территориальное море СССР. Что не является верным, ведь с момента провозглашения независимости Украина получила право на Азовское море и Керченский пролив. Такие отношения регулировались Договором между Украиной и российской федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, денонсированным в 2023 году.
Инцидент с загрязнением нефтью двух морей и пролива свидетельствует о том, что влияние от такого загрязнения выходит далеко за пределы одной страны, соответственно это опровергает позицию россии в этом споре, говорит София Шутяк.
“Международный фонд компенсации за загрязнение нефтью предусматривает компенсацию потерь за загрязнение морей нефтепродуктами. На их сайте отсутствует информация, что россия сообщала об этом инциденте и признает его международное влияние. А это свидетельствует об игнорировании положений по морскому праву. Через Международную морскую организацию и другие международные структуры Украина может инициировать рассмотрение дел, требовать независимого расследования и привлекать россию к возмещению ущерба, причиненного окружающей среде Украины. Однако пока не будет доказано, что инцидент произошел как следствие военных действий — действия россии будут квалифицироваться, как нарушение морского права”, — отмечает София Шутяк.
Также, по словам адвокатки, Украине следует обновить свои данные по Конвенции по морскому праву, поскольку они датируются еще 1985 годом, когда была УССР.
***