Нападение России, о котором говорит разведка: чего ждать Донбассу
В это воскресенье украинские разведчики заявили о возможной подготовке российских войск к очередному нападению на Украину. Следует отметить, что такие сообщения время от времени появляются в украинском информационном пространстве. «Восточный вариант» решил исследовать, какие существуют основания говорить о нападении на этот раз и что думают об этом аналитики с востока Украины
О том, что Российская Федерация готовится нанести очередной военный удар по Украине, сообщили сначала американские, а затем и украинские разведчики. Причиной тому стало скопление военной техники РФ у украинских границ и так называемый миграционный кризис на белорусско-польской границе, который, по мнению экспертов, может быть отвлекающим маневром.
Аналитики из восточной Украины, длительно изучающие агрессию РФ на Донбассе, хорошо знают склонности северного соседа. Поэтому «Восточный вариант» поинтересовался их мнением относительно реальности очередного нападения РФ, а также вспомнил, когда еще в этом году украинцам приходилось говорить о новой атаке россиян.
Что говорят разведчики и как реагирует мир
Активно говорить о новой атаке РФ в Украине начали, когда Глава главного управления разведки Кирилл Буданов в интервью американскому изданию Military Times отметил 92 тысячи военнослужащих, которые РФ разместила возле украинских границ.
По словам Буданова, атака россиян может охватывать авиаудары, артиллерийские и бронетанковые атаки, а также воздушно-десантные атаки в Одессе и Мариуполе. Меньшее вторжение украинская разведка ожидает через Беларусь.
Кроме всего прочего, Буданов назвал даже примерный период, когда Россия может снова атаковать украинские границы — январь-февраль в следующем году. Буданов при этом добавил, что холодная погода не будет проблемой для них.
Ранее украинские военные объясняли большое скопление российских войск совместными учениями России и Беларуси под названием «Запад». Впервые о них упомянул президент Украины Владимир Зеленский еще 10 ноября.
Спустя почти неделю после этого на сайте МИД Франции появилось сообщение о том, что Франция и Германия предостерегают Россию от нового нападения на Украину.
Соединенные штаты в свою очередь передали своим европейским партнерам по НАТО данные собственной разведки. Они фактически не отличаются от того, что озвучил Буданов. Однако, как сообщает издание New York Times со ссылкой на свои источники в правительстве США, штаты не считают, что Россия уже определилась и готова нападать на Украину. Однако к таким скоплениям военных в США «относятся серьезно и не считают, что это блеф».
Здесь назревает вопрос: готовы ли международные партнеры Украины помочь в случае нападения, или все ограничится только заявлениями?
Ответ пока есть только от Великобритании. Как сообщает британское издание Mirror, страна готова направить в Украину от 400 до 600 своих военных.
«Их снаряжение готово, они могут лететь в Украину», — говорится в сообщении.
Также там отмечают, что британские военные могут приземлиться или высадиться с парашютами. «Они готовы к обоим вариантам».
Эксперты с востока: «Россия пойдет настолько далеко, насколько ей позволят»
Как отметил в комментарии «Восточному варианту» соучредитель Национальной платформы «Диалог о мире и безопасной реинтеграции» Олег Саакян, концентрация войск со стороны России объективно происходит. По его мнению, она это делает по нескольким причинам:
- во-первых, чтобы продемонстрировать международным партнерам Украины, что они не способны договориться и реально отреагировать на риски очередного нападения России. Это может создать ореол беспомощности и незащищенности Украины. Однако пока международное сообщество реагирует на риски;
- во-вторых, чтобы повысить социальное напряжение в Украине и тревожность людей. «На фоне других кризисов внутри страны это может вызвать ситуацию идеального шторма», — считает политолог;
- в-третьих, Россия жонглирует военным фактором вместе с мигрантским кризисом и «Северным потоком-2» для получения возможностей вести переговоры и торговаться. Саакян называет это «шахматными досками», и в зависимости от того, что предложат России на одной из них, она будет готова уступить что-то другое.
«То есть Россия сначала создает проблемы разной степени тяжести, и потом торгуется по поводу того, что ей могут предложить, чтобы она отказалась от части созданных ею проблем», — отметил Саакян.
И только если России удастся дестабилизировать ситуацию и достичь благоприятных условий внутри Украины для очередной волны агрессии, считает политолог, она может этим воспользоваться.
Часть украинских экспертов обратила внимание на то, что дестабилизацией украинское военное руководство называет среди прочего так называемый «вагнергейт» — волну общественного возмущения по поводу срыва властями операции по задержанию бойцов «Вагнера» в Беларуси.
Мол, власти таким образом хотят отвлечь внимание от негатива в собственную сторону и сместить акцент на возможность российского нападения.
Олег Саакян говорит, что при всех подобных догадках реальность угрозы отвергать нельзя.
«Россия специально много раз блефовала, но отводила войска, оставляя технику у границ. Сегодня они сконцентрировали достаточно серьезные мощности и, действительно, риски растут. Следует учитывать, что для РФ война является незаурядным способом для ведения их геополитических решений. Россия не та страна, для которой существует некий моральный или другой предохранитель решения войн. Они их решали как внутри страны, так и снаружи. Как скрытыми террористическими методами, так и убийствами за границей. Поэтому надеяться на то, что Россия исключительно блефует — значит тешить себя иллюзиями. Россия уйдет настолько далеко, насколько ей разрешат», — отметил политолог.
«Восточный вариант» попросил Олега Саакяна по опыту исследования российской агрессии назвать основные маркеры, которые могут говорить о реальности угроз. Он назвал следующие:
- комплекс мер, связанный с созданием дипломатического занавеса, когда создаются другие кризисные точки; — наблюдается (Северный поток-2, миграционный кризис)
- перенастройка на специфический нарративный строй пропагандистских медиа как подготовка российского общества к войне; — наблюдается
- подтягивание мобильных госпиталей, мобильных крематориев во время учений. Поскольку развертывание таких объектов — процесс не легкий, смысла их разворачивать во время учений нет; — не сообщалось
- обустройство инженерных сооружений; — не сообщалось
- введение специфических правовых режимов на границе или наличие ситуаций, когда местные органы власти предупреждают население о возможных учениях там, где эти учения не зарегистрированы; — не сообщалось
«На самом деле мы все время живем, будучи готовыми к агрессивным действиям со стороны Российской федерации. И сказать, что сейчас есть какие-то специфические маркеры, кроме передвижения войск и заявлений на дипломатическом уровне, нельзя», — резюмировал Олег Саакян.
Экспертка Национального института стратегических исследований Юлия Каплан считает, что люди, живущие на подконтрольной территории, но вблизи линии разграничения, нуждаются в информации от украинской власти о том, как она планирует защищать свои территории.
«Если мы знаем о таких угрозах, нужно говорить, что Украина способна защитить своих людей, что мы знаем о передвижении российской техники и что Украина способна эту атаку отбить», — отметила Юлия.
Она также считает, что сейчас в случае эскалации конфликта со стороны России, международное сообщество будет более решительным, чем во время оккупации Крыма и части территории Донбасса. И это тоже, убеждена экспертка, нужно доносить людям.
Поведение Российской Федерации, вызывающее беспокойство у наших спецслужб, может являться, по мнению Юлии, частью глобальной политики России.
«Вполне возможно, что это один из рычагов внешней политики по отстаиванию собственных интересов», — отметила Юлия Каплан.
В этом году по меньшей мере дважды сообщалось о подготовке нападения РФ — как это было
Действительно, в украинском информационном пространстве в этом году уже не впервые появляется информация о возможности очередного нападения России.
В начале апреля СМИ заговорили о возможных обострениях. Тогда также сообщалось, что свои войска РФ собирает у украинских границ под видом военных учений. Тогдашний главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак упоминал о 60 тысячах военных, якобы готовых к нападению.
«В последнее время под видом учений Россия наращивает войска у границы Украины — на севере, востоке и юге. Всего ожидается дополнительное сосредоточение к 25 батальонным тактическим группам, что в совокупности с уже существующими вблизи границы создает угрозы военной безопасности государства», — говорил тогда Хомчак.
Сопровождалась вся эта ситуация еще и обострениями прямо в зоне боевых действий и увеличением числа погибших украинских военных.
Второй раз, уже без подобной конкретики, о нападении России заговорили перед Днем Независимости Украины. Тогда распространялась версия о том, что Россия может использовать сосредоточение военной техники в Киеве и атаковать границы. Однако эта версия подверглась критике со стороны экспертов, поскольку в Киеве была лишь незначительная часть техники. В канун празднования уже говорили лишь о возможных провокациях со стороны России.
Очевидно, то, что предыдущие сообщения о нападении России не были реализованы, не может означать, что ситуация повторится и на этот раз, однако, считают эксперты, во многом это зависит от того, как Украина будет вести себя во время очередных раскачек со стороны России.