Приказ МОН № 850: что с ним не так и как он может повлиять на образование Донетчины
Недавно Министерство образования и науки Украины (далее — МОН) разработало проект приказа “Об утверждении порядка и условия получения общего среднего образования в государственных, коммунальных учреждениях общего среднего образования в условиях военного положения в Украине”. Педагоги и юристы увидели в приказе угрозу для образовательного процесса в стране, в частности для регионов, на территории которых проходят боевые действия, или которые временно оккупированы. Восточный Вариант разобрался, что не так с приказом и чем он угрожает образованию Донетчины и Луганщины.
Педагоги потеряют работу. Ученики и ученицы с Донетчины и Луганщины, которые выехали в эвакуацию, будут вынуждены перейти в школы по месту фактического проживания. А связи с учениками и ученицами с временно оккупированных территорий (ВОТ) будут утеряны. И это — далеко не все угрозы, которые несет в себе новый приказ. Подробнее об этом в материале
Больше вреда, чем пользы?
Проект приказа № 850, который разработало МОН, предусматривает, что для продолжения обучения детей-переселенцев дистанционно, семья должна предоставить справку из школы по месту своего фактического проживания об отчислении оттуда ребенка или незачислении. Такая справка может быть выдана, если в школе по месту фактического проживания ребенка отсутствуют места, если заведение не предоставляет образовательные услуги в дневной или смешанной форме, или если заведение ликвидировано.
Если же такую справку не получить, что ребенок-переселенец должен покинуть свое предыдущее место обучения и перевестись в заведение образования по месту фактического проживания. Поэтому в соответствии с приказом, дети из числа ВПЛ должны покинуть дистанционные школы из своих регионов и перевестись в учебное заведение по месту фактического проживания.
Проект приказа был негативно принят педагогами и юристами, которые работают в сфере прав человека. В частности, в Восточный Вариант обратились педагоги Донецкой области, чтобы объяснить, почему этот приказ может существенно ухудшить ситуацию с образованием в регионе.
Как известно, обучение для учеников Донецкой области уже более двух лет ведется дистанционно. Из-за активных боевых действий, угрозы обстрелов и оккупации очное обучение невозможно. Некоторые школы из оккупированных громад, например Мариупольской или Волновахской, релоцировались и продолжают работать с подконтрольных Украине территорий. Они проводят занятия для детей-переселенцев, которые находятся в Украине, за рубежом и на временно оккупированных территориях. Однако согласно проекту приказа МОН такие релоцированные школы имеют угрозу потерять воспитанников, а ученики и ученицы должны будут идти в другие учебные заведения по месту фактического проживания.
Едва ли не самая большая проблема приказа — это увольнение учителей.
“По состоянию на сейчас в Донецкой области 9800 учительских ставок, а после принятия приказа может стать 3500. То есть более 6000 ставок в Донецкой области должны будут сократить. Если до 2014 года в области работало более 800 школ, а по состоянию на сейчас примерно 250, то после принятия приказа это количество уменьшится до 150”, — рассказывает представитель педагогов Донетчины.
Общественные организации, которые занимаются вопросами прав человека в Украине, опубликовали коллективное обращение относительно рисков приказа № 850. Они также указывают на угрозу значительного увольнения преподавателей. По озвученным данным, работу могут потерять около 10 тысяч педагогов, которые работали в учебных заведениях, которые были перемещены с временно оккупированных территорий. В то же время никакого механизма для дальнейшего трудоустройства учителей МОН не предоставило.
Согласно проекту приказа, дети с ВОТ могут потерять доступ к украинскому образованию. Приказом предусматривается, что ученики с ВОТ смогут продолжить учиться в украинских заведениях по индивидуальной форме. Но она не предусматривает регулярного проведения занятий, а ученики должны будут самостоятельно осваивать школьную программу и затем проходить оценивание.
“Подход, который представлен, приведет к изменению преподавательского состава, который контактирует с учеником и его семьей. Как показывает практика, учитывая личную безопасность семьям с ВОТ важно быть уверенными в людях, с которыми они работают и контактируют. С учителями в школах, где сейчас учатся дети, установлены уже доверительные отношения. С новыми учителями такая связь будет выстраиваться дольше. И пойдут ли родители на риск?”, — рассказывает юристка-аналитикиня “Донбасс SOS” Тайя Аврам.
Поэтому приказ несет риск для Украины потерять связи с гражданами и гражданками, которые находятся на ВОТ. К тому же юристов насторожило в приказе нарушение законодательства и необеспечение консультаций с общественностью.
“В законодательстве предусматривается свобода в выборе видов, форм и темпа получения образования и право родителей выбирать учебное заведение, образовательную программу и форму ее получения детьми. Проект приказа существенно ограничивает это родительское право. Также не происходило публичного обсуждения данного проекта приказа. И было проигнорировано консультирование с Общественным советом при МОН”, — объясняет Тайя Аврам.
Согласно Закону Украины “Об образовании”, минимально в классе должно учиться 5 учеников и учениц. Однако в приказе устанавливается новое количество — 20 учеников и учениц. Соответственно, классы дистанционных школ, в которых менее 20 учеников, будут закрыты. Но юристам не понятно, откуда взялось число “20”, если раньше оно не было упомянуто в законодательстве.
“Если примут такой приказ, во-первых, существенно уменьшится количество школ Донецкой области. Во-вторых, уменьшение ставок учителей, которые могут остаться без работы. После начала полномасштабного вторжения мы уговаривали учителей эвакуироваться для собственной безопасности с учетом того, что они продолжат работать дистанционно. А сейчас получается так, что мы будем вынуждены сократить их... Зарплата учителя и без того небольшая в Украине. В эвакуации они арендуют жилье, обеспечивают себя, семью. Это будет огромное потрясение для них. Конечно, и дети не хотят терять связи со своей громадой. А их этого лишают”, — рассказывает представительница педагогов Донетчины.
Реакция от МОН — отозвать приказ на доработку
8 июля на сайте Электронных петиций Кабинета Министров Украины гражданин Сергей Борисенко опубликовал петицию с просьбой отменить приказ № 850. Всего за 4 дня она собрала нужные 25 тысяч подписей и сейчас находится на рассмотрении.
11 июля МОН на официальном сайте опубликовало разъяснения по проекту приказа. Сообщалось, что команда МОН отправляла проект приказа на согласование центральным органам исполнительной власти, а также областным департаментам образования и науки. По результатам получили немало важных предложений, которые необходимо проработать. После совместных обсуждений и наработок к проекту приказа будут внесены изменения, после чего его передадут на утверждение.
Также МОН сообщило, что приказ является одним из инструментов комплексной политики “Школа офлайн”, которую внедряет Министерство образования и науки Украины для возвращения детей к очному обучению:
“Основным фокусом комплексной политики «Школа офлайн» является восстановление доступа к очному образованию для как можно большего количества детей там, где позволяет ситуация с безопасностью. Мы понимаем, что дистанционное образование останется одной из форм обучения, поэтому еще одна наша цель — внедрение качественного дистанционного образования, которое отвечает потребностям каждой категории учащихся: дети на ВОТ, дети за рубежом и дети, которые не имеют доступа к очному образованию”.
12 июля Министерство реинтеграции также сообщило, что проект приказа МОН будет доработан с целью учета потребностей учащихся на ВОТ.
“Участники совещания отметили, что необходимо предусмотреть дистанционную форму обучения для учащихся с ВОТ. В частности, было предложено предоставить возможность для релоцированных учебных заведений с ВОТ открывать дистанционные классы для учащихся с ВОТ. По результатам совещания было решено создать рабочую группу для наработки нового проекта приказа. В документе будет учтена реальная ситуация на временно оккупированных и прифронтовых территориях, а также образовательные потребности детей из числа ВПЛ”, — сообщили в Министерстве.
Тая Аврам сообщает, что в том виде, в котором был опубликован первый проект приказа, его уже не примут. Сейчас его будут дорабатывать с учетом всех замечаний и предложений. Поэтому остается ждать новой версии приказа, который уже вызвал столько шума.
Восточный Вариант будет следить за развитием событий.
***