На украинские партии начала действовать гравитация ПР
Несомненно, когда Виктор Янукович получил президентский пост, привлекательность Партии регионов для отдельно взятых и свободных от идеологических догм политиков стала намного выше. Как и всегда это бывает, партии власти приходится переживать прилив политиков-приживал, которые первыми же покидают ее, когда влияние начинает уменьшаться. Но этим летом сила тяготения ПР достигла критического максимума. Под действием политической гравитации в нее вливаются уже целые партии.
Причем, если в отношении «Сильной Украины» резонно предположить, что проект, собственно, был для этого и создан, то о Блоке Литвина, которому как самостоятельному проекту уже 5 лет, этого не скажешь. Скорее заявление Владимира Михайловича – перфоманс в его собственных лучших традициях. В свое время Леонид Кучма сделал его спикером Рады, после Майдана он оказался уже на стороне Ющенко, а ныне – ветер снова дует в сторону Виктора Федоровича.
Фактором, который усилил гравитационные процессы в украинской политике, стали в первую очередь грядущие парламентские выборы. И все, кто хочет проскочить в парламент в бронепоезде команды власти, решили не мешкать и цеплять свои запасные вагоны к этому эшелону.
Не так давно (перед президентскими выборами) в украинском политикуме разыгрывался похожий сценарий: в воздухе сильно пахло рождением ПРиБЮТа. Только тогда сила притяжения власти действовала на ПР.
«Шли переговоры, была попытка создания коалиции двух самых крупных партий в Украине, - рассказывает народный депутат Украины Виталий Курило, возглавлявший Луганскую областную организацию партии «ВО «Батькивщина» на тот момент. – Но в целом ситуация отличалась: это были два фактически равных партнера, хоть ПР и не была у власти, но все понимали ее силу, а на выборах ее и увидели. О полном слиянии речи не было. Это была политическая игра, потому что ни у одной, ни у другой партии уверенности в победе на выборах не было. Но с другой стороны, и у самих переговорщиков не было уверенности в том, что такая коалиция сможет продержаться долго. И то, как развиваются события сейчас в отношении Тимошенко – свидетельство того, что вряд ли бы тогда оба лидера ужились в одной лодке долго. Нынешняя ситуация отличается тем, что более слабые партии вливаются в другую более сильную партию. Всерьез речь идет только о Тигипко, Литвин дал понять, что он готов к переговорам. Но еще не понятно, ждут ли там его. Вполне возможно, что и ждут, потому что на выборах свой процент он оттянет. Нынешнее слияние отличается тем, что здесь условия диктует ПР, как правящая, крупная партия, в состав которой готовы влиться другие».
Мотивы присоединения политсилы Сергея Тигипко к ПР отличаются от тех, о которых он публично заявил - эксперты и политики склонны считать, что интенсификация реформ никоим образом с этим процессом не связана. А вот путь к решению персональных карьерных вопросов отдельных политических деятелей из "СУ" это открывает.
«Я считаю, что сегодня никому больше не нужно доказывать, что Сергей Леонидович - технический кандидат от ПР. Для меня не станет удивительным тот факт, если в ближайшие месяцы Сергей Тигипко возглавит украинский Кабмин или, например, возглавит Партию Регионов в Парламенте, или займет кресло обвиненного Пукачем Владимира Литвина», - отметила действующий председатель ЛОО ВО «Батькивщина» Ирина Веригина.
Похожее мнение, но в своей резкой маненере, высказывает и главный Луганский коммунист Спиридон Килинкаров: «Они (в «Сильной Украине» - ВВ) понимают, что шансов пройти на выборах у них нет. А быть представленными во власти очень хочется. Других вариантов нет. Все договоренности закончатся банальными обещаниями партии власти на предмет прохождения в парламент отдельных лидеров от влившихся. Сколько они получат мест – предмет договоренности. Никакой идеологической составляющей у них никогда не было, поэтому им абсолютно без разницы, с кем объединяться и вокруг чего. Самое главное - лоббировать свой корыстный интерес: попасть в структуры власти, в первую очередь в парламент, или сохранить те должности, которые сегодня есть».
Что же касается рядовых «сильноукраинцев», то их мнения даже не спросили, о факте слияния многие из них узнали просто из новостей. Несомненно, решение Тигипко о вхождении в партию, с которой в период активной борьбы за симпатии электората его коллеги неистово соперничали, огорошило многих его сторонников и внесла в ряды «СУ» смуту. Видимо, четкой иерархии власти и авторитаризма в партии не было, поэтому сейчас «тигипковцы» в регионах просто «зависли».
«Я лично еще не принял решение, - признается депутат Луганского городского совета от «Сильной Украины» Сергей Давыдов. – Я общаюсь с другими партийцами и могу сказать: теоретически ПР у нас поддерживают, но не все. И мне непросто говорить об этом слиянии. После того, как сменились руководители в городе и области, работа по партийному строительству и продвижению партии в Луганской области шла слабо. Сейчас партия деморализована таким заявлением лидера. Многие шли за Тигипко, потому что искали третью илу, альтернативу БЮТ и ПР. Сейчас идут вялотекущие обсуждения ситуации, понятно, что партийный аппарат в регионе будет против этого слияния, потому что останется не у дел».
Политически грамотным в отношении кадрового и электорального резерва ход Сергея Тигипко назвать сложно. Его собственные соратники, которым не найдется места в вагоне бронепоезда, гарантированно проходящем в парламент, окажутся либо в числе разочарованных, либо, что еще хуже, усилят оппозицию. На кадры «СУ» уже положили глаз в Луганском «Фронте перемен».
«Налицо то, что руководство партии не советовалось с регионами по поводу этого слияния, уже сейчас многие высказывают мнение, что не хотят сливаться и вступать в ПР. Думаю, что некоторые представители отойдут к другим политсилам, мы уже ведем такие переговоры. Уже отдельные представители к нам переходят, разочарованные поступком Сергея Леонидовича», - рассказал председатель Луганской областной организации «Фронт перемен» Игорь Лиски.
Претендует на разочаровавшихся в Тигипко избирателей и коммунисты.
«Думаю, что тот протестный электорат, который на прошлых выборах пошел за Тигипко, будет принимать решение: часть полностью разочаруются и на выборы не пойдут, а часть электората перейдет на сторону КПУ», - говорит Спиридон Килинкаров.
По сути, сегодня Килинкаров считает, что бывший БЮТовский электорат, который на президентских выборах удалось «оторвать» от Юли и оттянуть к «Сильной Украине», теперь сменит симпатии еще раз и окажется в стане коммунистов. Но коммунисты были на арене и до появления кандидата в президенты Тигипко. Поэтому, логичней предположить, что часть избирателей Тигипко - скорее те, за кого в свое время друг с другом боролись Партия регионов и блок Юлии Тимошенко.
Нардеп Виталий Курило на момент президентских выборов был еще членом «Батькивщины». Сейчас он ушел из партии и стал членом парламентской группы «Реформы ради будущего». По его мнению, электорат «Сильной Украины» либо уйдет в сторону, либо пойдет путем тех бютовцев, которые после поражения Тимошенко открыто поддерживают ПР.
«Механического увеличения процентов не будет, - считает Курило. - За Тигипко голосовали те, кто хотел видеть новую политическую силу на фоне существовавших тогда двух. Но электорат Тигипко сконцентрирован в центральной и восточной Украине, где он больше всего набрал голосов на выборах. Этот электорат близок к ПР».
Окажутся ли прогнозы верными, покажет только подсчет голосов и полученные после выборов мандаты. Пока же остается открытым вопросы «Кто следующий?», сколько еще украинских партий «прилипнут» к большому бело-голубому коллективу и найдется «в рукавичке» место для всех желающих.
Фото из личной страницы Сергея Тигипко в Facebook.