RU
UA RU
28 марта 2025, 18:17
Брошенные на произвол судьбы? Как трансформация Минреинтеграции повлияла на жителей ВОТ
Разбор

Брошенные на произвол судьбы? Как трансформация Минреинтеграции повлияла на жителей ВОТ

Более 3 месяцев прошло с переименования Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий в Министерство национального единства. За это время были опубликованы обновленные положения и распределены обязанности.

Фактическая ликвидация Минреинтеграции негативно повлияла на связь между временно оккупированными территориями (ВОТ) и Украиной. А некоторые из обязанностей бывшего Министерства “потерялись”. Восточный Вариант пообщался с юристами и общественными деятелями, чтобы узнать больше о последствиях ликвидации Минреинтеграции.

Кто теперь отвечает за украинцев на ВОТ?

В сентябре прошлого года в Правительстве произошли кадровые изменения. Экс-министерка по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук оставила свою должность и была назначена заместительницей Руководителя Офиса Президента Украины. Почти 4 месяца Минреинтеграции не имело руководителя. Уже тогда общественные деятели и юристы поняли, что его, вероятно, ликвидируют.

В декабре Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий изменило название на Министерство национального единства. Его главой назначили Алексея Чернышова.

Мінреінтеграції
Фото: Центр прав человека ZMINA

Около 2 месяцев Миннацединства не публиковало обновленного положения. Поэтому не было понятно, какая часть обязанностей Минреинтеграции останется в его полномочиях. В конце концов, Кабинет Министров утвердил новое положение 24 января 2025 года. Как оказалось, все обязанности, связанные с временно оккупированными территориями, изъяли.

Теперь в основные задачи Миннацединства входит “формирование и реализация государственной политики по вопросам национального единства и общего развития”, а еще “создание условий для добровольного возвращения украинцев, которые выехали за границу”.

При этом обязанности в отношении переселенцев и ВОТ распределили среди других министерств. Так в задачи Министерства развития громад и территорий добавили “формирование и реализацию государственной политики в сфере защиты прав принудительно перемещенных (депортированных) лиц, реинтеграции граждан с временно оккупированной территории, поддержки внутренне перемещенных лиц, а также о восстановлении и построении мира и развитие временно оккупированной территории после ее реинтеграции. А еще новые сверх важные задачи по временно оккупированной территории и соблюдению норм международного гуманитарного права на всей территории Украины (за исключением координации розыска лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах)”.

Социальная защита внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), меры по возвращению в Украину принудительно перемещенных (депортированных) россией детей, вопросы гуманитарной помощи и волонтерства отошли к Министерству социальной политики.

Логично, что вопросами украинского образования для украинцев с ВОТ теперь должно заниматься Министерство образования и науки (МОН).

“Фактически и на практике МОН продолжает заниматься вопросами образования детей на ВОТ. Почти наработали механизм признания результатов обучения на уровнях школьного и высшего образования. Дополнительно МОН планирует разработать типовую программу обучения для детей,  которые проживают в оккупации. Продолжается возможность упрощенного льготного поступления на бюджет с ВОТ. Сейчас еще возник вопрос базовой общей военной подготовки. Студенты, которые на ВОТ, не освобождены от ее прохождения. Поэтому МОН вместе с Минобороны работают над тем, как сделать ситуацию безопасной для студентов в оккупации.

Тайя Аврам

Как будет сотрудничать Минразвития, которое отвечает за права людей на ВОТ, с МОН — пока неизвестно”, — рассказывает юристка-аналитикиня “Донбасс SOS” Тайя Аврам.

Учреждения, которые ранее работали при поддержке Минреинтеграции, перешли к другим министерствам. Реестр депортированных детей теперь работает под Министерством юстиции, Национальное информационное бюро и Комиссия по вопросам лишения личной свободы — под Минразвития.

“Нет места, где есть вся необходимая информация”

Раньше было четкое понимание, к кому идти с вопросами о переселенцах и эвакуации с ВОТ. Сейчас понимания нет, делится Елена Губанова, Со-СЕО международного проекта Helping to Leave.

Helping to Leave помогают эвакуироваться украинцам с временно оккупированных территорий. Ранее их представители всегда были на контакте с Министерством реинтеграции, которое шло на встречу в решении сложных вопросов или ситуаций.

“Было министерство, был человек, который отвечал на все наши вопросы, адвокатировал и был в курсе, какие проблемы есть, какая динамика этих проблем. Сейчас такого человека нет, и нет единого органа. Это — во-первых. Во-вторых, нет в одном месте информации, которая бы рассказывала все, что стоит знать. До этого на сайте Минреинтеграции было все, что надо знать о выезде с ВОТ. Контакты, куда обратиться, если человек принял решение выехать, куда обратиться, когда уже выехал и т.п. Сейчас такого нет. Едва ли не единственным источником информации сегодня является Офис Омбудсмена”, — делится Елена Губанова.

переселенці
Фото: helpingtoleave.org

До ликвидации Минреинтеграции имело каналы связи с людьми на временно оккупированных территориях. Украинцы могли связаться с представителями украинской власти и проконсультироваться. Теперь это невозможно.

“Нам хотелось бы более оперативно решать вопросы с документами. Есть много разных кейсов. Это может быть человек, который попал в оккупацию с 2014 года, не имел на тот момент паспорта и не успел его получить. Например, у такого человека нет связей на подконтрольной территории россии, или есть пророссийские родственники. И тогда человеку трудно сделать документы на возвращение, установить его личность. Приходится решать проблемы в ручном режиме. Иногда это не удается сделать оперативно, а иногда не удается вообще”, — комментирует Елена.

“Людьми, которые пострадали от войны, должно было бы заниматься одно министерство”

Распределение обязанностей и трансформация министерств вызвала вопросы у общественности. Некоторые обязанности Министерства реинтеграции просто “потерялись”. То есть по состоянию на сейчас они не прописаны в полномочиях других органов, несмотря на свою важность.

Альона Луньова

Например, вопрос о переходном правосудии. Оно было в Минреинтеграции. Это был единственный правительственный орган, который должен был разрабатывать видение переходного правосудия — мер, которые должны помочь государству и обществу перейти от состояния войны к состоянию мира. Это также о реинтеграции. Должна быть поддержка пострадавших, вопрос ответственности, вопрос поиска правды, мемориализации. Вопрос опеки над лицами, которые были депортированы по национальному признаку.

Это все потерялось. Были утеряны при передаче полномочий вопросы по нашим активам. В положении Минреинтеграции было о возвращении активов, захваченных российской федерацией, о видении экономического развития деоккупированных территорий, об экономическом, социальном и культурном развитии территорий после деоккупации. Это все потерялось”, — объясняет директорка по адвокации “ZMINA. Центр прав человека”.

Миннацединства теперь занимается вопросами сугубо украинцев, которые за рубежом. Однако не затрагивает украинцев, которые выезжают с ВОТ через страны Европы. В этом, говорит Алена Лунева, диссонанс:

“Среди украинцев, которые выезжают за границу, есть украинцы с ВОТ. У них также есть вопросы по документам, социальным выплатам, поврежденному или уничтоженному имуществу. Насколько я понимаю, поскольку украинцы с ВОТ не входят в мандат Миннацединства, они просто отсекают обращения и пишут отписки, что такими вопросами они не занимаются. С позиции государства получается, «если ты заграничный — то тобой занимается Миннацединства, а если ВПЛ — то Минразвития»”.

По состоянию на 2024 год, на ВОТ остается примерно 6 миллионов украинцев. За рубежом находится 7,5 млн граждан Украины, которые выехали из-за начала полномасштабного вторжения, сообщал министр иностранных дел Андрей Сибига.

Как сообщают в Центре экономической стратегии, на ноябрь 2024 года за границей из-за войны находилось 5,2 млн украинцев. 3,7 млн из них покинули Украину через западные границы: через рф или Беларусь в Европу. Еще 1,3 млн, по данным ООН, стали переселенцами в россии или Беларуси.

Опрос агентства Info Sapiens показал, что все меньше украинцев планируют вернуться домой. Сейчас на это готовы 43%, хотя год назад было 52% и 74% в декабре 2022 года.

Получается, что чиновники создали целое министерство, чтобы вернуть из-за границы от 2,5 до 4 млн украинцев, не учитывая при этом украинцев с временно оккупированных территорий за этой же границей.

“С самого начала мы, как общественные организации, были против такого разделения. Это негативный сигнал для людей с оккупированных территорий, что мы больше занимаемся теми, кто за рубежом. И мы считаем, что это ошибочное разделение полномочий. Что людьми, которые пострадали от войны, где бы они ни находились, должно заниматься одно министерство”, — говорит Алена Лунева.

паспорт україни
Джерело фото: heybus.com.ua

С началом российской военной агрессии в 2014 году в Украине наблюдается проблема выдачи документов для переселенцев с ВОТ, которые не имеют украинских паспортов. Через гуманитарный коридор “Мокраны — Доманово” не пропускают без украинских документов. Поэтому украинцы обращаются в дипломатические учреждения Украины за рубежом, чтобы получить удостоверение на возвращение. Учреждение посылает запрос в Государственную миграционную службу, чтобы получить информацию из Единого государственного демографического реестра.

“Но Государственная миграционная служба часто не подтверждает это. Эта проблема с идентификацией существует годами. Во время оккупации регионов в 2014 году, идентификационные документы остались там. Поэтому в Едином государственном демографическом реестре может не быть информации о молодых людях, которые жили в оккупации, или о взрослых, которые свой первый паспорт получили на ВОТ. Единственным выходом может быть удостоверение на возвращение, чтобы въехать с ним в Украину. Но отсутствие в реестрах, сложность идентификации усложняет все это. И пока что я не вижу координационной роли Минразвития в этом вопросе”, — делится Алена Лунева.

К тому же, говорит экспертка, наблюдаются пробелы в коммуникации:

“Сейчас начались разговоры о так называемой депортации украинцев из россии, если те не имеют паспортов рф. Кто должен выйти и сказать, как людям вести себя? Это должно делать министерство, которое за это отвечает. А они не делают и молчат. Сейчас люди, приближенные к Трампу, говорят, что на ВОТ состоялся какой-то там законный референдум. Кто должен выйти и сказать, что это неправда? Что люди не проявляли волю, что это было нарушение? Мы видели только очень осторожную позицию Представительства Президента Украины в Крыму. И все. Больше никто из государственных органов не высказался. И Минразвития тоже. Хуже всего, что мы уже перестали от них это ждать”.

Куда обратиться?

В случае вопросов вы можете обращаться по контактам:

ZMINA. Центр прав человека

📌E-mail организации: info@humanrights.org.ua

📌Телефон организации: +38 (067) 502 08 01

Телефон горячей линии Донбасс SOS

📌 0 800 309 110

Колл-центр Helping to Leave

📌 +38 (093) 17 76 458

***

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
История

“Лаборатория Ноль отходов”, или как мариупольская экоорганизация улучшает образование студентов

Разбор

Брошенные на произвол судьбы? Как трансформация Минреинтеграции повлияла на жителей ВОТ

Фоторепортаж

“Объединяем наших”: как Центр Жизнестойкости Никольской громады поддерживает переселенцев в Киеве

Важно

На грани выживания. Какая судьба одиноких маломобильных и людей с инвалидностью во время полномасштабной войны

Разбор

Как новозарегистрированный ФЛП подряды на Донетчине получал

Репортаж

«Дают знания, которые спасают»: как работает Центр единства и национального сопротивления Донецкой области

Память

“Был ангелом-хранителем Авдеевки”: в Киеве попрощались с волонтером и военнослужащим Алексеем Савкевичем

Репортаж

«Они — наше будущее»: как волонтеры из Донецкой области открыли в Киеве детский интеграционный центр «ПОРУЧ SPACE»

31 марта Понедельник
20:28

Эксклюзив Восточный Вариант узнал о последствиях ликвидации Минреинтеграции для жителей ВОТ

19:15

Эксклюзив "В Северской громаде гуманитарная ситуация остается сложной": какую помощь получают местные

18:02

Администраторы ЦПАУ Новопсковской громады принимают ВПЛ в Киеве, Ивано-Франковске и онлайн

17:55

Осуждены двое жителей Краматорского района, которые могли быть наводчиками оккупантов

17:43

Стало известно, сколько ВПЛ живет в Краматорской громаде

17:17

История “Лаборатория Ноль отходов”, или как мариупольская экоорганизация улучшает образование студентов

“Лаборатория Ноль отходов”, или как мариупольская экоорганизация улучшает образование студентов
16:59

В ОСУВ "Хортица" рассказали об активности врага на восточных фронтах за неделю

16:35

На Лиманском направлении в 80% штурмов российская техника уничтожается

16:07

Восточный Вариант способствует популяризации пространств для переселенцев

Восточный Вариант способствует популяризации пространств для переселенцев
16:00

На Покровском направлении с начала суток оккупанты совершили 36 атак

15:45

Захватчики усилили "выселение" из непризнанной "лнр"

15:32

В Торецке противник использует подземные коммуникации для захода в тыл позиций ВСУ

Як російська музика стала частиною пропаганди | Варіанти

Як російська музика стала частиною пропаганди | Варіанти

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: