Военное воспитание вместо образования. Как россияне на оккупированной части востока Украины готовят детей воевать

Мілітаризація дітей окупація
Колаж: Східний Варіант

Украинские дети на временно оккупированных территориях испытывают влияние российской пропаганды еще с детского сада. Захватчики не только навязывают ценности “военной доблести”, но и обеспечивают полноценное военное образование, с целью дальнейшей мобилизации в вооруженные силы российской федерации. Еженедельные “разговоры о важном”, прославление воинов “сво” и военная подготовка стали систематическими инструментами россиян для уничтожения украинской идентичности. Подробнее об этом, читайте в статье.

Обучение на временно оккупированных территориях теперь полностью происходит по российским стандартам. Изменения произошли, как в формальной, так и в неформальной системе образования.

Кроме полноценной русификации и искаженной трактовки российской и мировой истории и литературы, оккупанты активно привлекают детей к постоянному контакту с военной тематикой, направляя их воспитание на формирование нового поколения “воинов” страны-агрессора.

Восточный Вариант совместно с аналитиками, образовательными экспертами и правозащитниками исследовал, как это происходит.

Мілітаризація дітей окупація
“Юнармия” на ВОТ Луганской области. Фото: ЛИЦ

Для оккупантов знания детей не имеют никакого значения и отходят на второй план. Их главной целью является индоктринация (принудительное побуждение действовать и думать на основе определенной идеологии) и изменение национальной идентичности.

Захватчики стремятся убедить детей в своей версии истории, культуры и ценностей, направляя их в будущем на поддержку и служение интересам оккупационного режима.

В рамках такой политики, они инспектируют школы и увольняют директоров из-за недостаточного уровня пропаганды на уроках и осведомленности детей тематикой войны.

Мілітаризація дітей окупація_13
Фото: AP

По данным главы Луганской ОВА, Артема Лысогора, все учебные заведения оккупированной части Луганщины теперь подчиняются “министерству просвещения рф”. Местная оккупационная власть не будет иметь влияния на процессы, которые происходят в школах.

Оттуда без всяких посредников будут разрабатываться программы пропаганды, направленные на молодежь.

“Некоторые школы так называемой «лнр» уже начали получать соответствующие указания. Это привело к тому, что в одной из них, в Лутугино, в течение дня вместо уроков состоялось сразу три пропагандистских мероприятия. Знания отходят на задний план”, — отмечает Артем Лисогор.

В отношении родителей, которые не хотят отдавать детей в русифицированные школы на ВОТ, оккупационная власть применяют принуждение, угрожая лишением родительских прав в случае отказа. Об этом в комментарии Восточному Вариант рассказала аналитикиня Гражданской сети ОПОРА Анастасия Романюк.

“Разговоры о важном” в школах

Анастасия Романюк отмечает, что в системе формального образования на временно оккупированных территориях сейчас по понедельникам проходят классные часы под названием “Разговоры о важном”. Их цель — развитие патриотизма школьников, прославление “героев сво”, развитие “традиционных духовных ценностей” и “российской гражданской идентичности”, противодействие “либеральной пропаганде” и “западным фейкам” и т.п. 

В рамках этого классного часа, оккупанты заставляют детей писать письма с “благодарностями за освобождение” и “поддержкой” российским солдатам.

Мілітаризація дітей окупація
Фото: AP

Дополнительно проводят также “Уроки мужества”, которые полностью посвящены российскому культу “великой победы” во время Второй мировой войны, а также героизации российской войны в Украине.

Движение “Орлята” для самых маленьких

Образовательная экспертка Ярослава Мозговая рассказала Восточному Варианту о еще одном формировании под названием “Орлята”, которое внедряется на уровне дошкольного и начального образования.

Это общероссийское движение, которое созвучно с советской системой (аналог “октябрят”) и охватывает все субъекты российской федерации.

Мілітаризація дітей окупація
Фото российских СМИ

С 2022 года в ряды “орлят” привлекаются и дети с временно оккупированных территорий, в частности Донецкой и Луганской областей.

“Эта система внедряется через учителей — соответственно, учителя в оккупации становятся проводниками таких движений”, — говорит Ярослава в комментарии Восточному Варианту.

Организации “патриотического воспитания” для подростков

В неформальном образовании действуют организации “патриотического воспитания”, такие, как “Юнармия”, “Движение первых” и центры “военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи” под названием “Воин”. Последняя ориентирована на молодежь “допризывного возраста”.

Аналитикиня Анастасия Романюк отмечает, что “Юнармия” и “Движение первых” направлены на подростков.

Там им разрешают примерить российскую военную форму, начиная от торжественной присяги на “соблюдение чести и верности своей родине”. Конечно, под “родиной” оккупанты имеют в виду россию.

скрін
Формирование “Юнармия” в городе Торецк, Донецкой области. Фото взято из социальной сети Вконтакте

Это происходит с целью “патриотического воспитания” и формирования “образа для подражания” среди военных советской и современной российской армии.

“Участие в программе позволит юнармейцам не только повысить свои знания в области истории возникновения и развития вооруженных сил российской федерации, но и пройти курс молодого бойца, познакомиться с воинскими обязанностями и порядком прохождения службы в рядах вооруженных сил рф”, — так об этом рассказывают сами россияне на официальном сайте организации.

Кроме этого, на сайте формирования “Юнармия” оккупанты также предоставляют информацию о выпускниках, которые погибли на войне. 

Среди них и подростки с временно оккупированных территорий Луганщины и Донетчины.

Мілітаризація дітей окупація_02
Фото: Ярослава Мозговая

Что касается центров “Воин”, то они предназначены для подростков от 14 лет.

Там обеспечивают полноценную военную подготовку, включая обучение обращению с оружием, инженерную подготовку, изучение военного дела и т.п.

Фестиваль “Ворошиловский стрелок”

Образовательная экспертка Ярослава Мозговая рассказывает о том, что на временно оккупированных территориях также распространена практика участия в общероссийских военных фестивалях, в частности в детско-юношеском фестивале “Ворошиловский стрелок”.

Такой фестиваль проводили в Луганске. Привлечение началось еще до 2022 года, в основном юношей 15-25 лет. 

В этом году 9 команд-школьников “лнр” приняли участие в соревновании и дошли до общероссийского этапа.

Они показывали свои навыки и умения по трем основным дисциплинам: стрельба из пневматической винтовки, метание гранат на дальность, а также в конкурсе агитбригад.

скрін
Скриншоты российских СМИ

Программа “Университетские смены”

После начала полномасштабного вторжения оккупации новых территорий Украины были разработаны и новые воспитательные программы и инструменты, для того, чтобы уничтожить украинскую идентичность среди детей.

Одним из таких, стал проект “Университетские смены”, который возник на основе конкурса “Пишем будущее” для школьников из оккупированных частей Донецкой и Луганской областей, которых вывозили на территорию рф в практические выезды по программе “Больше чем путешествие”.

Он ориентирован на детей 12-17 лет.

Мілітаризація дітей окупація
Фото: ЦГП “Альменда”

Аналитик и эксперт Центра гражданского просвещения “Альменда” Олег Охредько рассказывает, что один из основных аспектов этого проекта заключался в давлении на родителей детей путем финансовых стимулов.

Оккупационная власть обеспечивала полностью проезд, проживание, питание и выдавала форму для участников проекта.

В течение 10 дней дети посещали университеты рф и проводили время, знакомясь с ними.

Кроме этого, в рамках проекта проводили день, посвященный “Движению первых”, который использовался в пропагандистских целях, особенно в контексте памятных дат и событий для россии.

По данным Центра гражданского просвещения “Альменда” со всех новооккупированных территорий Украины, за 2 года было вывезено более 20 тысяч детей.

Что говорят украинские правозащитники?

Политика россиян является системной и целенаправленной, целью которой является индоктринация наших детей с оккупированных территорий и изменение их гражданской (национальной) идентичности. Об этом говорит советник по правовым вопросам Гражданской сети ОПОРА Павел Романюк в комментарии Восточному Варианту.

Милитаризация образования является одним из таких инструментов, с помощью которого россияне пытаются навязать детям восприятие себя как граждан россии. Таким образом, происходит фактический перевод детей из одной группы в другую, что имеет признаки преступления геноцида в понимании Конвенции о предотвращении геноцида и наказании за него, а также Римского статута”, — объясняет он.

Мілітаризація дітей окупація
Фото: российских СМИ

Также милитаризация образования используется для воспитания у детей желания добровольно вступить в ряды вооруженных сил рф, что является нарушением Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны и военным преступлением, согласно международному гуманитарному праву.

Так, статья 51 этой конвенции предусматривает абсолютный запрет любого давления или пропаганды, направленной на обеспечение добровольного вступления в вооруженные силы противоборствующей державы, а ст. 8(2)(а)(v) Римского статута к военным преступлениям относит — принуждение военнопленного или другого лица, находящегося под защитой, к службе в вооруженных силах враждебного государства.

Мілітаризація дітей окупація
Фото: телеграм-канал “Андрющенко Time”

Кроме этого, Конвенция о правах ребенка предусматривает право на сохранение идентичности ребенка, в частности гражданства (ст. 8), а также запрещает поглощать культуру, вмешиваться в исповедование религии или использование родного языка, в идентичность (ст. 30). 

Что мы или родители этих детей можем делать сейчас, чтобы противодействовать этому?

Аналитик и эксперт Олег Охредько отмечает, что первоочередной задачей является поддержка родителей и детей, но это может стать угрозой для их безопасности, потому что захватчики прослушивают и проверяют телефоны.

Существует еще один вариант, известный как “семейное образование”, но и он является достаточно проблематичным. 

Законодательство россии предусматривает этот подход, аналогично украинскому, где ребенок не посещает школу, а учится дома, сдавая определенные зачеты и предметы. Однако такой вариант может стать объектом давления со стороны оккупационных сил.

Многие такие семьи находятся под контролем оккупантов, поскольку последние пытаются через детей получать информацию о том, что происходит в семьях, особенно в начальной школе.

***

Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.

Г
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку
Военное воспитание вместо образования. Как россияне на оккупированной части востока Украины готовят детей воевать