"Без окон, без дверей, полный дом обещаний": как российская пропаганда создает мифы о восстановлении на ВОТ востока Украины
Показательные “ремонты” и “масштабное строительство” являются важной составляющей кремлевской пропаганды, которая пытается создать иллюзию процветания на временно оккупированных территориях Луганщины и Донетчины. Но что скрывается за громкими заявлениями о “восстановлении”, какое реальное состояние критической инфраструктуры, и почему местные жители оказываются без крыши над головой в условиях холодного времени года? Ответы узнавал Восточный Вариант.
Тема восстановления на временно оккупированных территориях — одна из главных информационных кампаний российской пропаганды. Социальные сети оккупационных СМИ пестрят “громкими” заявлениями о “строительстве” компенсационного жилья для местных жителей, новых детских садов и школ, “восстановлении” коммуникационных сетей и критически важной инфраструктуры.
Свои “масштабные планы” захватчики сравнивают с советским послевоенным временем, однако забывают уточнить, что в этой истории они являются виновниками разрушенных городов и поселков, а еще — сотен тысяч человеческих жизней.
В некоторых городах все же появляются новые дома и даже проводятся косметические ремонты поврежденных зданий. Однако за “привлекательными” и обнадеживающими отчетами часто скрывается неприятная реальность: новые жилые комплексы редко соответствуют нужным стандартам, выполняются в спешке и в целом не имеют надлежащих условий для эксплуатации.
При этом надеяться даже на такое жилье местным жителям “не суждено”, ведь в основном оккупанты возводят их для приезжих россиян.
Сказки о строительстве для местных жителей
В результате войны, которую развязала россия против Украины, жилищная инфраструктура на временно оккупированных территориях Донетчины и Луганщины претерпела значительные разрушения. Многие дома были повреждены или уничтожены, в результате чего тысячи людей остались без крыши над головой. Оккупационные власти, пытаясь создать видимость улучшения ситуации, активно продвигают идею строительства новых домов и предоставления компенсационного жилья.
Например, еще в 2022 году представители самопровозглашенной “днр” обещали квартиры в новых домах, которые планировали возвести на местах снесенных.
Однако со временем эти “заявления” становились все более запутанными, поэтому местные жители оказались в ловушке бюрократических процедур и пустых обещаний захватнической администрации.
Массовый демонтаж и “ипотечные муравейники” для россиян. Что на самом деле происходит в оккупации
Оккупанты действительно возводят новые дома на временно оккупированных территориях, однако вряд ли они предназначены для простых местных жителей.
Например, недавно в Мариуполе жители жилого микрорайона по проспекту Металлургов вышли на митинг, потому что захватчики снесли 21 дом, а на их месте возвели ЖК “Ленинградский квартал”, куда уже заехали россияне из Санкт-Петербурга.
Кроме того, оккупационная власть меняет юридические адреса снесенных домов, из-за чего местные жители остаются фактически на улице. Об этом сообщили в Мариупольском городском совете.
“Жители снесенных домов продолжают ютиться по съемным квартирам, общежитиям, дачам и у родственников. Прокуратура бездействует, администрация избегает встречи или разводит руками”, — возмущаются местные жители в соцсетях.
Такие акции протеста становятся все более массовыми. Мариупольцы записывают видео, чтобы продемонстрировать циничное отношение оккупантов к их проблемам. Всего за период оккупации только в Мариуполе было демонтировано более 460 домов.
С подобной проблемой также столкнулись жители многоэтажек возле стадиона “Азовсталь”в Левобережном районе Мариуполя.
“Весной 2022 года российская армия разбомбила в районе Стадиона почти 50 домов. После оккупации их демонтировали. Впоследствии, оккупанты переименовали улицу Азовстальскую в Тульский проспект, не спросив самих жителей. И теперь люди, которые были прописаны в демонтированных домах, — по документам не существуют”, — отметили в Мариупольском
Горожанам ничего не осталось, кроме того, чтобы записать обращение к международному преступнику владимиру путину. Однако никакой реакции они так и не получили.
Оккупанты активно демонтируют разрушенные ими здания на временно захваченных территориях — этот шаг является попыткой скрыть следы собственных военных преступлений. Подобные действия заметны не только в Мариуполе, но и на временно оккупированной Луганщине.
В частности, на днях в Северскодонецке был снесен многоквартирный дом на проспекте Центральном, который получил значительные повреждения во время штурма города российскими войсками в 2022 году.
В то же время, по данным Центра национального сопротивления, строительство жилья, которое активно ведут россияне во временно оккупированном Мариуполе, не является восстановлением уничтоженного жилья для местных жителей.
Недавно внедренная кремлевская ипотечная программа подтверждает это: выгодный кредит на приобретение квартир могут получить только граждане россии, преимущественно из отдаленных восточных регионов, а также представители национальных меньшинств рф, которым предлагается беспроцентная ипотека.
“Для мариупольцев, которые остались без крыши над головой из-за московского вторжения, оккупанты “предлагают” однокомнатные квартиры площадью 42 квадратных метра за 6,5 миллиона рублей, это около 82 тысяч долларов. Двухкомнатные квартиры стартуют от 9 миллионов рублей (более 110 тысяч долларов), а цены на трехкомнатные — от 10 миллионов рублей”, — говорится в сообщении Центра национального сопротивления (ЦНС).
Мифические ремонты для “комфортной” жизни
Российская пропаганда утверждает, что захватчики активно восстанавливают поврежденные дома и объекты критической инфраструктуры на временно оккупированных территориях. По их словам, ремонтные работы направлены на улучшение качества жизни местных жителей, обеспечение тепла, водоснабжения и надлежащих условий проживания.
Пропагандисты уверяют, что оккупационные администрации выделяют значительные ресурсы и усилия для поддержания порядка в городах, обещая жителям быстрое и качественное “восстановление” всех объектов.
Разобранные крыши, затопленные подвалы и пустые обещания
На самом деле, большинство так называемых “ремонтов” на временно оккупированных территориях являются лишь показательными мероприятиями, которые не решают проблемы, а создают видимость восстановительных работ. После громких анонсов о начале “масштабного восстановления” начинается демонстративная деятельность, которая редко завершается.
Местные жители и жительницы живут в домах с поврежденными крышами и проржавевшими системами отопления, которые не выдерживают даже минимальной нагрузки. Попытки отремонтировать или заменить эти системы обычно завершаются повреждением других важных конструкций, из-за халатности самих ремонтников, или же вообще остаются на начальных этапах: заменяют несколько окон или дверей, иногда разбирают крышу, а потом так и оставляют дом на зиму, якобы из-за “нехватки финансирования”.
Ситуация с восстановительными работами на временно оккупированной Луганщине выглядит как “дымовая завеса”, направленная в основном на пропаганду. Оккупанты демонстративно ремонтируют объекты, которые или почти не пострадали, или уже были модернизированы еще в 2020-2022 годах.
“Именно так к началу учебного года готовили школы в северных районах области. Подобная ситуация и с медицинскими учреждениями. Например, в Айдаре (до 2024 года — Новопсков) оккупационная администрация заявила о ремонте больницы, обновленной еще в 2020 году. Завершение работ обещают только через семь лет — в 2030-м”, — прокомментировали Восточному Варианту в пресс-службе Луганской ОВА.
С отоплением ситуация еще хуже. В Северскодонецке котельная, которую оккупанты построили прошлой зимой, так и не прошла проверку, а приближение холодов ставит под сомнение, сможет ли вообще она обогреть хотя бы часть домов. Теплосети остаются в критическом состоянии, работы по их ремонту происходят в спешке. Кроме того, аварийные ситуации на теплосетях приходится решать бригадам из Перми, ведь собственных специалистов катастрофически не хватает.
В пресс-службе Луганской ОВА отмечают, что в Лисичанске и других прифронтовых городах проблемы с энерго- и водоснабжением остаются нерешенными уже третий год, из-за чего о стабильном отопительном сезоне речь даже не идет.
Глава Луганской ОГА Артем Лысогор рассказал об уже знакомой схеме “восстановления по-русски”: захватчики начинают одновременные ремонты нескольких многоэтажек одной бригадой, пытаясь выполнить свой годовой план. Однако завершить все работы на каждом объекте они не успевают, поэтому объявляют о начале ремонта, устанавливают несколько новых окон или дверей и покидают дом, получив полную оплату.
В Луганской ОВА приводят пример, как в Рубежном горе-строители из-за отсутствия средств бросили очередную многоэтажку.
“В преддверии зимы оставили дом, который должны были отремонтировать, с разобранной крышей. Местная оккупационная власть сообщила, что в холодное время года восстановительные работы на указанном объекте не предусмотрены. Попробуют найти замену весной. Квартиры горожан продержатся до первых осадков”, — рассказывают в Луганской ОВА.
На временно оккупированной Донетчине, в частности в Мариуполе, ситуация с отоплением остается сложной. Несмотря на громкие заявления оккупационной администрации о “подключении” тепла в 931 многоэтажке, жители массово говорят об обратном: в квартирах холодно, а об обещанном тепле и речи нет. Об этом сообщили в Мариупольском городском совете.
“Казанцева, 31. Подрядчик второй год не может сделать отопление”, — говорится в сообщении Мариупольского городского совета.
Там, где тепло все таки подали, изношенные сети не выдерживают нагрузки. Так, в Мариуполе, на проспекте Мира, 24, из-за прорыва трубы затопило подвал, в результате чего сгорел щит электроснабжения. Оккупационная власть о сроках устранения аварии не сообщает, по “всем традициям” оставляют местных жителей на произвол судьбы.
Кое-где отопление таки появляется, но с большими недостатками: например, в доме на улице Сеченова, 75а тепло дали, но крышу оставили “раскрытой”, подобно истории на временно оккупированной Луганщине.
Похожая ситуация и в других районах. Дончанка жалуется, что из-за равнодушия коммунальных служб во временно оккупированной Горловке по улице Павла Беспощадного, 43 уже семь месяцев нет воды с 5 по 9 этажи, и жители вынуждены носить воду для базовых нужд, таких как мытье и приготовление пищи. Кроме того, прямо рядом со счетчиками протекает крыша.
“ЖЭК всегда делает вид, будто первый раз слышит о проблеме”, — жалуется она в одном из местных сообществ.
Жители Макеевки жалуются на постоянное протекание крыш в домах Центрального микрорайона, где самые высокие этажи во время осадков постоянно затапливает.
В Кировском районе Донецка, на улице Советской, 183, часть жильцов покинули свои квартиры из-за катастрофического состояния дома. Заявления на капитальный ремонт остаются без ответа, и даже существующие обращения, по словам местных, “ЖЭК просто потерял”. Поэтому большинство людей, среди которых 70% — пенсионеры, вынуждены будут зимовать в условиях, опасных для жизни.
Несмотря на многочисленные жалобы от жителей, оккупационная администрация фактически игнорирует критические проблемы, связанные с инфраструктурой и аварийным состоянием жилых домов.
В Мариуполе на проспекте Мира, 20 подвал сразу после “ремонта” затопило фекалиями. Жители пишут в соцсетях:
“Город утопает в фекалиях, водоканал не справляется”.
Псевдоадминистрация продолжает молчать, тогда как подвалы домов все чаще превращаются в зоны затопления канализационными стоками.
“Куда не обращались, никто не реагирует, уже невозможно дома находиться ужасная вонь. Рядом 2 дома тоже бежит канализация на улице из колодцев. Просто ужас”, — пишут жители, отмечая, что их обращения в аварийные службы не приносят результата.
По данным местных жителей, кроме жилых домов, от разрушений, вызванных российской агрессией, страдает и другая критическая инфраструктура.
Например, в детском саду №397 в Киевском районе Донецка протекает крыша, поэтому оккупационная администрация была вынуждена ввести четырехчасовой график посещения детей. Захватчики, конечно, обещают, что средства на ремонт вот-вот поступят. Однако еще не известно, не окажутся ли они снова в карманах “добропорядочных подрядчиков”.
Таким образом, несмотря на все манипуляции российской пропаганды об “улучшении условий жизни”, ситуация на временно оккупированных территориях Луганщины и Донетчины демонстрирует провалы в обеспечении даже элементарных коммунальных услуг. Очевидно, что за все годы оккупации захватчики так и не смогли наладить главную инфраструктуру. Кроме этого, они продолжают лишать жителей своего права на жилье и буквально выгоняют их на улицу.
***
Мы создали этот материал как участник Сети “Вікно Відновлення”. Все о восстановлении пострадавших регионов Украины узнавайте на единой платформе recovery.win.