RU
RU UA
13 сентября 2023, 13:26
11744
"Самое страшное — когда ты уже ничем не можешь помочь": как медики з Донетчины спасают жизни защитникам и защитницам
История

"Самое страшное — когда ты уже ничем не можешь помочь": как медики з Донетчины спасают жизни защитникам и защитницам

Восточный Вариант рассказывает истории медиков, которые уже более полутора лет работают на фронте. Об испытаниях войной и наиболее сложном в их службе читайте уже в материале

Виктор Семенов родился в Никополе, с 2020 года проживал в Мариуполе и был общественным активистом. Имеет образование преподавателя английского, но по специальности никогда не работал. После полномасштабного вторжения россии Виктор мобилизовался и сначала исполнял обязанности взводного медика, а сейчас старший боевой медик роты.

Дмитрий Гридасов родом из Донецка. По специальности оперирующий акушер-гинеколог, до полномасштабной войны работал заведующим Городской женской консультацией города Славянск. Сейчас Дмитрий – начальник медицинского пункта одного из батальонов ВСУ.

Виктор Семенов, старший боевой медик роты, Мариуполь

«До полномасштабного вторжения я работал в политике и IT»

До полномасштабной войны Виктор занимался политикой, интересовался медициной и прошел интенсивные курсы от «Госпитальеров». Во время пандемии переехал из Киева в Мариуполь, где, по его словам, познакомился с активной проукраинской тусовкой:

«Когда я приехал сюда – был поражен. Это самый современный и удобный для жизни город в Украине. Широкие пешеходные дороги, качественный транспорт. Чисто, красиво, аккуратно. Это можно назвать городом мечты. Я познакомился с классными людьми и влился в активную жизнь. Продолжил работать в IT и заниматься общественной деятельностью».

медики з Донеччини
Виктор до полномасштабного вторжения. Фото из личного архива героя публикации

Во время пандемии и вакцинации населения Виктор стал известен в Мариуполе как создатель компьютерной программы Helper, помогавшей медработникам автоматически вносить данные вакцинированных в систему. Это значительно упростило процесс вакцинации в Мариуполе.

Это было в конце 2021 года, а два месяца спустя Россия начала полномасштабное вторжение в Украину. Виктор вместе с девушкой Мариной выехали из города вечером в первый день, впоследствии решили мобилизоваться.

медики з Донеччини
Виктор на боевых позициях. Фото из личного архива героя публикации

«Мы поехали в Киев и присоединились к одному из батальонов ТРО. Поначалу все были стрелками с автоматами. В столице мы врага так и не встретили, нам приказали охранять объекты в центре города. А после деоккупации северных регионов поехали в Белую Церковь и готовились к первой ротации. И к концу мая я, уже как взводный медик, вместе с побратимами отправился на Луганщину», — рассказывает Виктор Семенов.

«Хочется спасти каждого и каждую»

Виктор вспоминает, что ему понадобилось время для осознания, что он не просто «человек с автоматом», а «военнослужащий». Во время полномасштабной войны вместе с побратимами побывал на трех разных направлениях. Первые бои они приняли в Луганской области.

«Мы зашли туда на целый месяц и контролировали посадку у дороги. С первой ротации запомнились первые раненые, первые погибшие, массивные обстрелы. Помню, как россияне начали какое-то наступление, и тогда всю ночь небо просто светилось из-за обстрелов. Я такого больше никогда не видел в жизни. Непрерывные обстрелы», – рассказывает медик.

медики з Донеччини
Виктор проводит обучение для военнослужащих. Фото из личного архива героя публикации

Виктор хорошо помнит первого погибшего. Однажды утром он разговаривал с побратимом, ожидая очередного обстрела врага — а они были преимущественно в одно и то же время. Вдруг — взрывы. Все прыгают в окопы и затаивают дыхание. Рядом падают мины, а Виктор слышит: Медика! Медика!». Обходя прилеты мин, парень добирается к раненому. У того пробита каска и массивное кровотечение. Военнослужащий хрипит и Виктор понимает, что дела плохи.

«Если человек хрипит – это очень плохо. Я пытался оказывать ему какую-нибудь помощь, но было видно, что человек сейчас умрет. И ты просто сидишь с ним в окопе, он смотрит на меня, его глаза полны страха, и он просто умирает. Человек погиб буквально у меня на руках. И я понимаю, что именно с ним мы о чем-то разговаривали несколько минут назад. Только что человек был полон сил и уверенности, а здесь его уже нет. Меня тогда некоторое время трясло, я видел такое впервые».

медики з Донеччини
Фото из личного архива Виктора

После первой ротации Виктор стал старшим боевым медиком роты. Кроме оказания первой помощи побратимам, теперь следит, чтобы у всех были аптечки с нужным наполнением, проводит учебные занятия и занимается организационной работой. Он говорит: «На войне ты прежде всего должен быть научен сам, а не полагаться только на медика, ведь его рядом может и не оказаться».

Во время последней ротации рота Виктора находилась на Лиманском направлении. За время службы, говорит медик, уже научился некоторым лайфхакам, например:

«Во время обучения находится много скептиков: «А зачем мне это или это». Так что я изобрел такой способ: если человек говорит, что ему не нужно, например, термоодеяло, я набираю военнослужащего, которого ранило зимой и термоодеяло спасло ему жизнь. И этот раненый очень четко объясняет, почему термоодеяло важно и где он видел тех, кто им не пользовался. В результате человек берет два термоодеяла».

медики з Донеччини
Фото из личного архива Виктора

Свои полезность и востребованность Виктор ощутил еще в первую ротацию. Ведь даже те небольшие знания, которые у него были, спасали жизнь и учили других:

«Была история с мужчиной, которого мы «гоняли» по технике наложения турникета, но он, как и другие, не понимал, зачем это делать так часто. Как результат, однажды обломок залетел ему в район лодыжки и вызвал большое кровотечение. По словам самого человека, «было очень страшно и тряслись руки, если бы я не отрабатывал сотню раз наложение турникета — я бы и не справился с этим. Теперь понимаю зачем и всем советую!», — вспоминает Виктор.

Самое тяжелое для него как для медика — это момент понимания, что он ничем не сможет помочь раненому. Каждого хочется спасти, а иногда это невозможно.

«Однажды после обстрелов я оказал первую медицинскую помощь раненому и наложил ему турникеты, но нас не могли эвакуировать из-за обстоятельств на фронте. Мы просидели с ним 6 часов в блиндаже. Когда появилась возможность эвакуации, я увидел, что буквально несколько минут назад раненый погиб. Я говорю другим: «Мы идем дальше». А они: «Как дальше, а он?». Но нам нужно было идти. Мы вернулись за ним, но есть моменты, когда нужно принимать такие непростые, но быстрые решения», — рассказывает Виктор.

Даже на поле боя, говорит медик, ощущается поддержка общества. Донаты, посылки от волонтеров или банально репосты в социальных сетях — все это имеет смысл и не просто помогает бойцам, но и посылает сигнал, что с ними рядом люди. Война, по его мнению, может закончиться как завтра, так и год спустя, поэтому всем следует готовиться и примерить на себя роль военнослужащего уже сейчас.

Дмитрий Гридасов, начальник медицинского пункта одного из батальонов ВСУ, Славянск

«Это очень ответственная и проблемная на самом деле работа»

Дмитрий до полномасштабного вторжения работал заведующим Городской женской консультацией города Славянск и операционным акушером-гинекологом. Параллельно являлся ассистентом кафедры акушерства и гинекологии Донецкого национального медицинского университета. Когда-то Дмитрий и сам закончил этот вуз, после чего был направлен работать в Славянск, где он и проживал в последующие годы.

медики з Донеччини
Дмитрий Гридасов. Фото из личного архива героя

Почти сразу после полномасштабного вторжения российская армия оккупировала Изюм, который в 40 км от Славянска, фронт стремительно приближался к городу. Дмитрий с семьей решил выехать во Львов, где на следующий день после приезда пошел в военкомат и стал на учет. А в июне попал в одну из бригад на должность начальника медицинского пункта одного из батальонов.

«Я выполняю очень ответственную и действительно очень проблемную работу. Занимаюсь и лечением обычных соматических болезней, и ранеными, и, к сожалению, погибшими… Здесь и административная работа, и учебная, и организационная, и сотрудничество с волонтерами: поставка оборудования, медикаментов, автомобильной техники. И плюс работа как врача», – рассказывает Дмитрий Гридасов.

медики з Донеччини
Фото из личного архива героя

Место работы Дмитрия находится в полутора километрах от вражеских позиций. Его сотрудники занимаются эвакуацией с поля боя раненых и погибших. Главная задача – стабилизировать пострадавших, оказать медицинскую помощь, остановить кровотечение, дать обезболивание, чтобы доставить на следующий этап эвакуации – в медицинскую роту, откуда людей отправляют уже в больницы.

«А до нашего этапа на передовой есть такое понятие как предоставление самопомощи. На поле боя под обстрелом медики вряд ли могут работать, потому что они тут же погибнут. Поэтому большое значение уделяется остановке кровотечения, наложению того же турникета, введению обезболивающих препаратов», – рассказывает врач.

медики з Донеччини
Фото из личного архива героя

Сейчас Дмитрий проходит службу на Бахмутском направлении. Он и его сотрудники эвакуируют раненых и погибших. Павших фотографируют и направляют данные в службы, занимающиеся идентификацией и захоронением. Все это воспринимать очень тяжело.

«К этому привыкнуть нельзя, — говорит Дмитрий, — некоторых смогли эвакуировать не сразу, и тела находились там три недели, пока наше подразделение не смогло взять позиции врагов. Потом мы их забирали».

«Хотелось бы, чтобы война закончилась и можно было бы отдохнуть»

Проблем с обеспечением нет, – рассказывает Дмитрий. Всего достаточно: одежды, бронежилетов, касок, аптечек, медикаментов, еды и т.д. Многие вещи привозят волонтеры и благотворительные организации.

Дмитрий служит уже более полутора лет. За это время удается хоть чуть-чуть, но отдыхать. На вопрос «Хотелось бы больше отдыхать?» Дмитрий отвечает: «Хотелось бы, чтобы война уже закончилась, и можно было отдыхать дома. А пока не то время».

медики з Донеччини
Фото из личного архива героя

Гридасов не сомневался в том, идти ли в ВСУ. Это было понятно для него с самого начала. Несмотря на тяжесть и усталость, Дмитрий, как и тысячи других защитников и врачей, продолжает нести службу.

После войны он хотел бы вернуться на работу в больницу Славянска.

«Моя жена тоже медик, кардиолог. Сейчас она работает врачом в одной из международных благотворительных организационных во Львове. Также очень хочет вернуться домой и заниматься тем, чем занималась до полномасштабного вторжения», – говорит Дмитрий Гридасов.

***

На передовой, где звучат выстрелы и взрывы, где переплетаются страх и отвага, работа медиков — важная нить, держащая жизни раненых. Их истории служат примером и остаются незабываемыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Антифейк

"Вы нам — деньги, мы вам — сына": как российские мошенники обманывают украинцев

Важно

"Предотвратить. Спасти. Помочь": как сегодня работают спасатели ГСЧС Донецкой и Луганской области

Что происходит

"От россиян не знаешь, чего ожидать": как живет временно оккупированный Алчевск на Луганщине

Дата

День Конституции Украины: как его праздновали на Донетчине и Луганщине

Несокрушимые

Пережили бомбежки, тяжелые роды и оккупацию: история семьи из Мариуполя, которая открыла собственное дело в Черновцах

Что происходит

Без полевых дорог и порядка: к чему на Старобельщине привела оккупация

Что происходит

"Мертвая вода" в кранах, канализационные озера и фантазии администрации "днр" об отселении: чем живет оккупированный Мариуполь

Антифейк

Культурные выставки о террористах: как российские оккупанты пропагандируют "любовь" к преступникам

28 июня Пятница
22:48

На ВОТ Луганщины захватчики повышают тарифы на газ: "в соответствии с российским законодательством"

22:34

В Торецкой громаде осталось три ребенка, родители которых не хотят выезжать

22:25

Из российского плена вернули еще десять украинцев

21:31

Начальник штаба "Азова" получил ответ от ГБР на жалобу против генерала Содоля

21:21

Вскоре появится новый механизм возвращения депортированных рф гражданских, — Лубинец

21:03

В оккупированном Донецке подросток забрызгал "ветерана сво" из газового баллончика

20:51

В Генштабе сообщили о самых сложных направлениях на фронте на вечер

20:29

Во время очередного обстрела Нью-Йорка и обстрела Заречного в Донецкой области ранены мужчина и женщина

19:53

Выплаты ВПЛ за первый период июня уже профинансированы почти на 2,9 миллиарда гривен

19:46

Последний в июне эвакуационный поезд из Донецкой области отвез 46 человек в Ровенскую область

19:29

Зеленский посмертно наградил парамедика Ирину Цыбух орденом "За мужество" III степени

18:58

Россияне загнали в "юнармию" почти сотню украинских подростков с ВОТ Донецкой области, — Сопротивление

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: